В Багдаде давно уже не всё спокойно. К внутренним брожениям, регулярно
выплескивающимся на иракские улицы террористическими актами, прибавились
и внешние раздражители. Турция и власти Иракского Курдистана достигли
соглашения об экспорте нефти Курдского автономного региона в северном
направлении. Хотя турецкие и курдские источники характеризуют эти
договорённости как учитывающие интересы центрального правительства в
Багдаде, у последнего есть все основания подозревать Анкару и Эрбиль в
совместной игре за его спиной.
2 декабря премьер-министр Курдской автономии на севере Ирака Нечирван
Барзани огласил достигнутое с Турцией соглашение об экспорте нефти. Оно
предусматривает строительство нового трубопровода и прокачку по нему 300
тыс. баррелей нефти в день. По словам главы курдского регионального
правительства, по данному вопросу велись дополнительные консультации с
центральным правительством в Багдаде.
Сразу после сообщения о нефтяной сделке турецкая сторона стала
проводить мысль о том, что достигнут трёхсторонний компромисс. Его
контуры были обозначены Анкарой накануне посещения президентом Иракского
Курдистана Масудом Барзани турецкого Диярбекира. Идея заключается в
получении Багдадом возможности контролировать поступление денежных
средств от экспорта нефти Курдской автономии в Турцию. Доходы от продажи
«чёрного золота» будут сосредоточены на специальном счёте в турецком
правительственном банке. И Багдад будет не только контролировать
поступление доходов, но и получать от этого проекта основную часть
прибыли. Если верить средствам массовой информации, автономному региону
будет отходить 17% прибыли, Ираку – 83%.
Однако вопрос, конечно, не в том, в каких пропорциях будет
распределяться прибыль от нефтяного экспорта в турецком направлении.
Иракским курдам важно зафиксировать свою способность вести
непосредственные дела с соседними государствами, выступая
самостоятельным политическим субъектом. Схемы распределения доходов в
последующем могут быть пересмотрены, но получение Эрбилем юридически
признанного выхода на уровень международных отношений уже необратимо.
Багдад не мог больше продолжать противодействовать прямым связям Анкары
и Эрбиля – ведь в авангарде сторонников налаживания Турцией и Иракским Курдистаном тесных рабочих связей негласно шествуют США. С
подачи Вашингтона проводится мысль о необходимости укрепления
политического и экономического потенциала Курдской автономии Ирака, в
том числе через развитие связей между Анкарой и Эрбилем. Посол США в
Турции Фрэнсис Рикардоне прямо высказал пожелание о том, чтобы «иракское
правительство с радостью отнеслось к сделке Турции с курдским
региональным правительством».
Применительно к схеме соглашения по нефти в треугольнике «Турция –
Курдистан – Ирак» можно сказать, что в краткосрочной перспективе
проигравших в результате заключения этой сделки нет. Однако приобретения
Турции на порядок значительнее выгод Ирака.
Для политики Турции в курдском вопросе характерна смена этапов: от
жёсткой конфронтации, включая ведение боевых действий против Рабочей
партии Курдистана (РПК) в турецко-иракском пограничье и вылазки вглубь
территории Ирака, до выдвижения мирных инициатив, как это имеет место
сейчас, когда Анкара пытается охватить курдский вопрос во всей его
полноте - и у себя дома (курдонаселённые юго-восточные провинции
страны), и за его пределами. Конъюнктура благоприятствует этому. Война в
Сирии, мирная пауза в отношениях между Анкарой и РПК, растущее
недоверие между Багдадом и Эрбилем не позволяют курдам проводить единый
курс в интересах разделённого несколькими государственными границами
народа. У регионального правительства в Эрбиле сложные отношения с
крупнейшей курдской организацией в Сирии – партией «Демократический
союз» (ПДС). РПК активно действует на севере терзаемой войной арабской
страны, но её отношения с ПДС также нельзя назвать устойчивыми.
Аналитики указывают на то, что в отличие от прошлых лет пополнение
рядов РПК выходцами из Сирийского Курдистана значительно сократилось.
Причиной тому растущее желание местных курдов вступать в ряды ПДС (1).
Между различными группировками и политическими силами курдов идёт
внутренняя борьба за «эксклюзивное право» быть выразителем политической
воли курдского народа. Одним из ярких примеров такой разобщённости стали
трудности с созывом Национальной конференции курдов в Эрбиле.
Изначально она планировалась на конец августа 2013 года. Затем срок был
перенесён на середину сентября. Конференция не созвана до сих пор.
Главная причина – внутрикурдские разногласия. В частности, разногласия
по поводу распределения между разными частями Курдистана квот на
представительство в работе конференции. Общее число участников
конференции определено в 600 человек. От каждого из четырёх ареалов
географического Курдистана (его турецкая, иранская, иракская и сирийская
части) предусматривалось равное количество делегатов – по 150 человек.
Однако РПК выразила своё несогласие с таким «уравнительством». По мнению
её руководства, поскольку в турецкой части Курдистана, политическим
представителем которой выступает партия, проживает намного больше
населения, чем в соседних курдских регионах, квота турецких курдов на
общенациональной конференции должна быть выше.
Всё это благоприятствует Турции, которая выбрала один из наиболее
удобных моментов для развития прямых связей с властями Иракского
Курдистана. В такие периоды турецкие власти обычно активизируют скрытую
от публики дипломатическую работу и деятельность спецслужб. Роль
турецких спецслужб в организации секретных переговоров с Иракским
Курдистаном трудно переоценить. Сравнительно недавно стало известно о
проведении в 2008-2009 годах в Осло под патронажем англичан секретных
переговоров турецких представителей с представителями Рабочей партии
Курдистана. Налаженные по линии соответствующих служб и негласной
дипломатии связи сообщают политическим отношениям оттенок
доверительности. В этом и состоит особый интерес Анкары - обрести образ
доверительного партнёра в контактах с наиболее влиятельными курдскими
силами.
Кстати, ранее полевые командиры курдов в Сирии делились с
информационными агентствами сведениями о замеченном ими в северных
провинциях страны следе турецких спецслужб. Так, в августе 2013 года
поступила информация о гибели двух офицеров Национальной
разведывательной организации Турции (MIT) в Сирии. Со слов курдских
командиров, это произошло во время стычек их подразделений с
радикальными исламистскими группировками из числа сирийских мятежников.
Не исключено, что Анкара склоняется сейчас к тому, чтобы уйти от
жёсткой конфронтации с Дамаском, сгладить противоречия в
турецко-иранских отношениях и в целом произвести дозированную ревизию
своего ближневосточного курса, переведя многое из того, что делалось
ранее в публичном режиме, в скрытое поле деятельности - в надежде, что
призом за это станет для Турции не только нефть Иракского Курдистана…
(1)Gareth H. Jenkins, One Step from the Brink: Turkey's Kurdish Peace Process Edges Closer to Collapse //«TurkeyAnalyst», Vol. 6, No. 16 September 2013.
http://www.fondsk.ru