Мало-мальски
уважающий себя армянский деятель при каждом удобном и даже не очень
удобном случае считает святой обязанностью поучать народ и отдельных
граждан Армении — что такое настоящий армянин, как ему подобает себя
вести, что достойно настоящего армянина, а что недостойно и т.п. У
каждого из них, конечно, свое видение на этот счет, но подтекст всех
поучений, похоже, один. Выходит, все населяющие планету человеческие
особи — это одно, и набор определенных человеческих качеств их не
касается, а армяне — нечто совсем другое.
Национальные святыни В качестве образцов поучений приведем относительно свежие. Ну,
с брутальными вояками все предельно ясно и без затей. Вот, к примеру,
«настоящий армянин» в интерпретации генерала Манвела Григоряна (выдержки
из интервью news.am). Настоящий армянин — это тот, кто знает себе цену.
Такой армянин — само совершенство. Это концептуальная оценка. Далее
идет конкретика. Настоящий армянский мужчина — это тот, кто защищает
свою страну (очевидно, генерал полагает, что неармянским мужчинам
плевать на свою страну). Но и это детали, тем более что далее приводится
перечень того, чего не должен делать армянский мужчина: «Я считаю, что
армянский мужчина только две вещи никогда не должен делать: предавать
нацию и родину и не иметь детей. Остальное все можно — во имя отчизны,
во имя своих родственников, во имя своих ценностей». Насчет
ценностей: «Семья — это вообще святое… К армянину, к армянской семье,
детям, близким я не строг… Всех люблю и уважаю. Эти категории для меня
ценности. Наверху Бог, внизу — моя мать… Не будь армянских матерей,
армяне не достигли бы таких успехов». Антиценности. Генерал
беспощаден не только к врагам, но и к несправедливости и предательству, в
отношении посягательств на армянские ценности и веру. Тема
посягательств на армянские святыни не извне, а изнутри — со стороны
самих «настоящих армянских мужчин» — не рассматривается. Хотя вовсе не
исключено, что для некоторых «настоящих армянских мужчин» святое — лишь
собственная семья и ближайшие родственники — со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Опять же вовсе не исключено, что этот «настоящий
армянский мужчина» — из числа воевавших парней. Просто потом зарвался и
чинит беспредел — за счет других, менее нахрапистых и удачливых
«настоящих армянских мужчин» с их не менее почитаемыми армянскими
ценностями... Победило братство «Настоящий армянский
мужчина» в политике — это Гагик Царукян, как полагает сюникский марзпет
Сурен Хачатрян. Опровергая слухи о том, что у себя в Сюнике он
притесняет царукяновцев, г-н Хачатрян педалирует на
национально-патриотическую риторику. В частности, отказ Гагика Царукяна
выставить свою кандидатуру на президентских выборах интерпретирует как
чуть ли не героический поступок во имя нации: «Он достойный армянин,
который избавил предстоящие президентские выборы от излишней
напряженности… Как житель и гражданин РА я приветствую этот его шаг»
(ссылка на news.am). При этом версия, что «этот его шаг» есть результат
давления со стороны действующей власти, начисто исключается: «Зная
президента нашей страны, думаю, что этого быть вообще не могло. Гагик
Царукян тоже не из «подавляемых». Просто это сознательный шаг»,— заявил
г-н Хачатрян. Опровергая другой слух — что в Сюнике боятся
собственного марзпета,— Сурен Хачатрян от просто
национально-патриотической переходит к риторике возвышенно-пафосной: «Я
хочу, чтобы ты (это его обращение к журналисту) как армянин с
поклонением относился к сюникцам. Это единственный регион, который во
все времена оставался армянским. Сюникцы — героический народ, они всегда
были хозяевами своего края и защитниками границ…» Марзпет, как он
сам признался, своей должностью удовлетворен, ибо нет для него большей
чести, чем служить героическому Сюнику: «Я сегодня служу этому
народу — от мала до велика. Я пытаюсь своей службой сделать так, чтобы
день ото дня постоянно увеличивать уважение и любовь к этой земле и
воде, государству, властям, президенту страны… Кажется, у меня это
получается». «Бентли» без общественного туалета и чистокровные арийцы Армянский
человек и религия. Национальную тематику в этом аспекте развил на своем
брифинге политический деятель, бывший член комитета «Карабах» Ашот
Манучарян (ссылка на 1in.am). Впрочем, в отличие от уже упомянутых,
риторика Манучаряна несколько более приземленная: «Должна измениться
вера армянина в то, что церковь ездит на «Бентли», а рядом должен быть
туалет… Как в окрестностях церкви Сурб Саркис, где нет общественного
туалета. Взамен у епархии есть «Бентли». Между тем могли обойтись более
скромной машиной, вместо этого построить общественный туалет и
избавиться от вони… Стало быть, выбирайте: или «Бентли» с вонью, или
более нормальная страна, скромное авто и отсутствие вони» (и куда только
смотрят национал-патриоты? Это ж осквернение святынь — сказать такое…) Но
национал-патриоты в лице Союза армянских арийцев на этот счет пока
помалкивают. Хотя пафос, похоже, их единственное оружие. Вот отрывок из
обращения к армянским трудящимся гражданам (по поводу Дня труда):
«Армянин должен жить в могущественной стране — хаяшунч (цитирую
оригинал, поскольку нет адекватного перевода на русский), хаяшен (тоже
нет адеквата) и хаясер (то бишь армянолюбивый — калька-перевод, но все
же можно догадаться, о чем «базар») стране...» Стало быть, гражданам
РА не армянской крови в «могущественной стране» жить не положено. Хотя, с
другой стороны, это не светит и чистокровным «арийцам-армянам». Во
всяком случае — в обозримом будущем. Сольемся в едином экстазе А
потому не слишком радостные перспективы некоторые пытаются
компенсировать ура-патриотическими праздниками. На таких мероприятиях,
как они полагают, происходит национальное единение. Из таковых упомянем
состоявшийся в конце сентября на берегу Севана общенациональный
«Праздник единения». Он был организован по инициативе нескольких
общественных организаций, под эгидой молодежной общественной организации
с крутым названием «Жайр» («Скала»). Концепция идеи (со слов учредителя
«Жайра» Алексана Минасяна) — стремление опровергнуть бытующее мнение о
том, что армяне не сплоченный народ (ссылка на ardarutyun.am). Ликвидировать
этот недостаток надеются с помощью совместных песен и плясок, а также
трапез за пиршественными столами под открытым небом. Во время таких
мероприятий, надеются организаторы, происходит якобы некое духовное
соитие по национальному признаку. В ходу также военно-патриотические
семинары для молодежи. Г-н Минасян на своем сайте заверяет, что
патриотизм в крови армян, а потому он всех сплотит и в итоге люди будут
более терпимы и великодушны друг к другу. Благородно, конечно. С
другой стороны, за всей этой затеей достаточно явственно проглядываются
«верховные уши», ибо в долготерпении народа, как известно,
заинтересованы прежде всего правители. Просто возвышенно-патриотическая
риторика — технология в достижении этой цели. Что касается спекуляций на
тему «терпения как христианской ценности», то Христос и тот не стерпел:
прогнал менял из храма… Театр одного актера Народу также
рекомендуют утешаться и искать ответы на животрепещущие вопросы в
театре. Градоначальник Еревана Тарон Маргарян: «Армянский человек часто
ответы на свои проблемы и вопросы искал и находил на сцене театра…»
(ссылка на newsinfo.am). Те, кто побогаче, могут также оттянуться в
игорных заведениях. Но и здесь подстерегают «армянские ценности». По
мнению премьер-министра Тиграна Саркисяна, «…игромания недостойна типажа
армянского человека» (из речи во время деловой встречи с владельцами
казино, ссылка на mardik.am). Впрочем, это не мешает процветанию данного
вида бизнеса в стране, которая в мире первой приняла христианство (в
мусульманских странах, между прочим, игорный бизнес запрещен). Ведь
деньги — есть деньги. Они тоже из ряда «армянских ценностей». Возможно,
самой главной. http://www.sobesednik.am/ru/social/3618-2012-12-22-17-17-50
|