Вторник, 26.11.2024, 21:06

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2012 » Сентябрь » 29 » Мотрич и Кулик: русские герои Арцаха
18:55
Мотрич и Кулик: русские герои Арцаха
Когда началась война за Карабах, поднялись все — и стар, и млад. Не смогли остаться равнодушными к борьбе за свободу Арцаха русские братья, которые встали плечом к плечу с армянами. Их было немного, но это было настоящее братство. Дмитрий Мотрич и Илья Кулик в героическом бою сложили свои головы на арцахской земле за ее свободу. И тогда вместо Димы воевать за Арцах пошел его отец Анатолий Мотрич, который, узнав о гибели сына, не озлобился, а продолжил его миссию. К 21-летию Независимости в Армению были приглашены члены семей героев — Любовь Яковлевна Мотрич (супруга Анатолия, мать Дмитрия) и жена Кулика Елена Петровна Кулик.
Эта поездка для двух женщин, объединенных одной трагедией, была очень важной. Земля, за которую отдали свои жизни сын и мужья, приняла их тепло и благодарно. Елена Кулик вообще впервые в Армении. Маленькая, хрупкая женщина, которая за эти 20 лет так и не смирилась со смертью любимого Илюши, впервые увидела его могилу. "Я так была растрогана вниманием, — говорит она. — Я даже не представляла, что могила до сих пор сохранена, ведь тогда было очень тяжелое время!”
"Уважаемые Любовь Яковлевна и Анатолий Дмитриевич! Весь арцахский народ скорбит сегодня вместе с вами по поводу гибели достойного сына великого русского народа, вашего сына Мотрича Дмитрия Анатольевича, отдавшего жизнь за свободу и независимость нашей молодой республики, за справедливость, за счастливое будущее наших детей”, — это отрывок из телеграммы, которую получили в 1992 году Мотричи. Их 22-летний сын, старший лейтенант Дмитрий Анатольевич погиб 16 ноября 1992 года.
Писатель Зорий Балаян, который стал летописцем навязанной нам войны, знал лично владивостокского парня Диму Мотрича. Был период, когда он просто жил историей этого молодого человека. В книге Зория Гайковича "Между адом и раем” этой истории посвящено несколько страниц. "Отец Димы Анатолий Мотрич — кадровый военный, командир подводной лодки, — рассказывает Зорий Балаян. — Познакомился он как-то в Москве с ереванским инженером Эдуардом Кочаряном. Через несколько дней двое взрослых мужчин осознали, что их связывает общность тревоги за судьбу Карабаха и России как звеньев одной исторической цепи. Инженер Кочарян показывал подводнику Мотричу многочисленные документы, из которых явствовало, что еще в начале прошлого века исторический Карабах — Арцах с более чем двумястами христианскими храмами и церквами, более десятью тысячами хачкаров и с исключительно армянским населением после продолжительной войны с Персией вошел в состав России. Это было в октябре 1813 года. Тогда и в помине не было Азербайджана. Об этом свидетельствует Гюлистанский договор между Ираном и Россией. Однако после Октябрьского переворота большевиками была создана на территории Российского государства "специфическая” республика для экспорта революции на мусульманский Восток”. Русский и армянин понимали, что проблема Карабаха — далеко не только проблема двухсот тысяч жителей НКР, это — вопрос исторической морали и исторической перспективы обоих народов — русского и армянского. Отец рассказал сыну о трагедии армянского народа. И через несколько месяцев Дима отправился в Арцах. А затем и его отец.
Дмитрий Мотрич и Илья Кулик — кадровые офицеры, прежде чем попасть в Карабах, они прошли закалку Приднестровьем.
...Если история Димы Мотрича была известна, то история Ильи Кулика долгое время была окутана тайной. Его жена Елена Кулик жила в ожиданиях, что муж вернется. Он ушел из дома 27 августа. Незадолго до этого вернулся из Приднестровья вместе со своим другом Андреем Сарычевым. Две-три недели они обсуждали какие-то планы. Лена лишь слышала: "Постпредство Армении”, "Постпредство Армении”. "Конечно, можно было догадаться, что они замышляют, но в это не хотелось верить”, — говорит Лена.
В ночь на 27-е августа Елена услышала, что Илья и Андрей куда-то собираются, но она и подумать не могла, что муж уже никогда больше не вернется. В эту ночь он дал ей интересную книгу. Лена долго читала...
Восемь месяцев от Ильи не было вестей. Елена ходила по разным инстанциям. Нашла адрес Андрея Сарычева, написала в Северодвинск. Ответила его мама, что от Андрюши пришла телеграмма — адреса обратного нет, но стоит печать "Ереван”. Так Лена догадалась, что Илья и Андрей уехали в Арцах. Она пошла в Постпредство Армении, где ей сказали, что Ильи Кулика в списках погибших и раненых нет, но бои шли в лесах, горах — учесть всех было невозможно. Дали запрос. И через некоторое время из Карабаха пришло свидетельство о смерти.
Первым желанием Лены было поехать в Карабах, но стесненное финансовое положение (жили впроголодь), двухлетняя дочурка на руках ее остановили. Она часто вспоминает слова Ильи, который, обняв ее, сказал: "Никогда не ищи меня. Война не для женщин!”
Елена просто не верила, что ее муж погиб. Она продолжала ждать. Ей попалась в руки статья командира Александра Курепина, в которой описывался бой под Чартаром, в котором погибли Дима Мотрич и Илья Кулик. 16 ноября 1992 года, по распоряжению Аво, Курепин остался на позиции. "Шли шестеро — пятеро русских и один армянин, механик-водитель Миро, — он должен был пригнать БМП, которую мы рассчитывали отбить у азербайджанцев, — пишет Курепин. — С "Шилкой” предстояло управиться Дмитрию. Ребята взяли с собой радиостанцию. По причине нашего обычного русско-армянского разгильдяйства батареи не проверили. И через полчаса после выхода они сели окончательно. Связь прекратилась. Около девяти вечера в районе поста началась стрельба — разрывы гранат, автоматные и пулеметные очереди. Затем все стихло. Минут через пятнадцать вижу — идут машины. Не доезжая до поста метров четыреста, они встали, и стрельба возобновилась, причем еще интенсивнее. И только около пяти часов утра подошли трое моих бойцов: Олег Митрофанов, Андрей Сарычев и Олег Селиванов. Они рассказали, что произошло. Выйдя к посту, ребята обнаружили, что азербайджанцев там раза в три больше, чем предполагалось. Уже потом из данных радиоперехвата выяснилось, что азербайджанцы готовили наступление на Чартар и с наступлением темноты усилили все посты. На этом находилось более взвода пехоты. Посовещавшись, ребята решили, что возвращаться назад стыдно. Значит, надо атаковать. Илья ударил по блиндажу "Мухой”. Пустили в ход гранаты. Затем вдоль траншеи пробежал Олег, дав по ее дну длинную контрольную очередь из ПК. И все вроде стихло. Дмитрий, Андрей и Олег принялись собирать документы убитых, а другой Олег, Миро и Илья полезли в блиндаж. Набрали кучу документов. Дмитрий с бруствера стал звать Илью. И вдруг метров с трех ударила очередь. Оказалось — недобитый "турок” с РПК. Андрей застрелил его, а Димка умер почти сразу.
В этот момент ребята увидели фары идущих машин и в их свете десантирующуюся пехоту. Стало ясно, что трофейную технику уже не угнать, надо уходить. Илья с Миро остались прикрывать отход, остальные потащили Димку. Однако кабель от выпущенного ПТУРСа они вскоре потеряли и заблудились в винограднике. Поняли, что Димкино тело (он был крупный парень) им не унести. Спрятали его там же в винограднике, чтобы постараться вытащить на следующую ночь. Некоторое время ожидали Илью и Миро. Потом, когда стрельба стихла, решили, что те ушли каким-то другим путем. Проплутав несколько часов, вышли к своим...” А Миро и Илья отстреливались до последнего, а потом подорвали себя гранатой.
Мама Андрея Сарычева дала Елене Кулик адрес Олега Митрофанова, который подтвердил, что все так и было. Лена написала еще одно письмо в надежде, что среди погибших не было ее мужа, ведь если парень подорвал себя гранатой, то, возможно, его лицо было обезображено — можно было ошибиться. Ответила уже жена Олега (Олег уехал), которая тоже была в Карабахе: "Он прижимал гранату к груди, поэтому его лицо было не повреждено... Я была на похоронах. Похоронили его на сопке между Шуши и Степанакертом... Если решите поехать, спросите место у Роберта Кочаряна — он знает”.
Пару лет назад Лена Кулик, набрав в интернете "Илья Кулик. Нагорный Карабах”, нашла фильм режиссера Анны Товмасян "Доброволец”, в котором рассказывается о судьбе русского парня, героя арцахской войны Дмитрия Мотрича. Анна Товмасян прочитала записки Зория Балаяна и решила снять фильм, тогда она еще не знала подробностей об Илье Кулике, но все-таки в фильме прослеживается судьба трех друзей — Дмитрия Мотрича, Ильи Кулика и Миро Гаспаряна, которые героически погибли в 1992 году, защищая Арцах. Лена вышла на связь с Анной, которая в свою очередь познакомила Елену Петровну с Любовью Яковлевной, которые вместе и приехали в Армению.
Они проехали по стране, побывали в Нагорном Карабахе. Везде их встречали как героев: женщина, пережившая войну, не менее герой, чем ее муж, сын, отец или брат. Более достойной смерти, чем на войне, за Крест, как говорил Дима Мотрич, нет. И ее надо заслужить.
...Дмитрий Мотрич и Илья Кулик были посмертно награждены медалью "За отвагу” Президента РА, медалью "За отвагу” Президента НКР, медалью "За отвагу” Полиции РА, медалью "Материнская благодарность” за службу на благо Арцаха НПО "Материнство НКР”. Любовь Мотрич и Елена Кулик получили в подарок Библии. Анна Товмасян награждена Медалью им. Маршала Баграмяна Министерства обороны и Медалью "За вклад в кинематограф и укрепление русско-армянской дружбы” Министерства внутренних дел.
Елена
ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН

На снимках: Книга героев - Елена Кулик с фотографиями Дмитрия Мотрича и Ильи Кулика; Любовь Мотрич
http://www.nv.am/mir-i-mi/22503-motrich-i-kuich
Просмотров: 715 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024