Превращение Турции в региональную державу с самостоятельной внешней политикой – один из важнейших итогов уходящего десятилетия ВЗГЛЯД
ИЗ ВАШИНГТОНА---23 июня объявлены окончательные результаты выборов в
парламент Турции. С почти половиной голосов победу уже в третий раз
подряд одержала правящая Партия справедливости и развития во главе с
премьер-министром страны Реджепом Таипом Эрдоганом. Эта победа вызвала
оживленную дискуссию о возможных новых подходах во внешней политике
Турции, в том числе ее кавказского направления.
Повышенный интерес к турецкой внешней политике на кавказском направлении
легко объясним. Превращение Турции в региональную державу с
самостоятельной внешней политикой – один из важнейших итогов уходящего
десятилетия. Это стало возможным благодаря трем основным факторам:
бурному экономическому росту Турции в последние годы (ВВП этой страны
достиг одного триллиона долларов, доходы на душу населения выросли
втрое), фундаментальным сдвигам в политическом ландшафте страны, где уже
почти десять лет доминирует Партия справедливости и развития, и
серьезному переосмыслению внешнеполитических приоритетов. С появлением
политики «ноль проблем с соседями» Турция стала одним из наиболее
интересных государств Евразии, которое стали рассматривать как
посредника между турбулентным Востоком и демократическим Западом. Когда в
2002 году Партия справедливости и развития, победив на парламентских
выборах, впервые сформировала правительство, у многих наблюдателей в
оценках присутствовал определенный алармизм. Партия имела репутацию
«умеренно исламистской силы», а Эрдогана рассматривали как ревизиониста,
способного к тотальному пересмотру принципов Кемаля Ататюрка во внешней
и во внутренней политике.
Однако действительность оказалась сложнее умозрительных схем. В самом
деле, Эрдоган разрушил некоторые знаковые табу, существовавшие во
времена кемалистов. И если раньше турецкая политика ориентировалась на
стратегическое партнерство с США, а сама Анкара играла роль младшего
партнера Вашингтона в НАТО, то после 2002 года была сделана заявка на
более диверсифицированную политику. При этом «диверсифицированная» не
означает антизападная. Напротив, «исламист» Эрдоган сделал вступление в
ЕС стратегической линией Анкары. Но при этом контакты с Западом
дополнялись активизацией внешней политики на Ближнем Востоке, в Северной
Африке, на Балканах и Кавказе. Кстати говоря, Эрдоган и его партия не
стали отбрасывать то, что было удачно апробировано их предшественниками.
Так, в случае с Кавказом, Москва и Анкара, пережив драматическое
отталкивание в период первой чеченской кампании, смогли найти общие
точки к концу 90-х годов. Этому сильно способствовал визит тогдашнего
главы правительства Турецкой Республики Бюлента Эджевита в Москву в
ноябре 1999 года.
В отношении турецкой линии на кавказском направлении мы можем
использовать метафору: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Августовская война 2008 года в Грузии и угроза региональной стабильности
заставили Турцию выдвинуть две политические инициативы, имевшие
серьезные последствия для всего Кавказа. Первой стала «Кавказская
платформа стабильности и сотрудничества», а второй - процесс
нормализации отношений с Арменией, испорченных многолетним
этнополитическим противостоянием, отсутствием дипломатических отношений и
закрытой сухопутной границей. Обе эти инициативы были сделаны в
контексте растущих отношений с Россией. В 2008 году Россия стала самым
крупным партнером Турции с торговым оборотом в 38 млрд долларов США,
опередив Германию, страну, бывшую до этого многолетним партнером
Турецкой Республики номер один. Таким образом, Москва не воспринимала
активизацию Анкары как покушение на свои интересы в регионе. С другой
стороны, в течение первой половины 2000-х годов Турция наладила
конструктивные отношения с Грузией, которая видела в турецкой кавказской
политике некий противовес гегемонии Москвы.
Сегодня мы можем говорить о том, что две инициативы не принесли Турции
существенных дивидендов. Исторического примирения с Арменией не
состоялось, а «Кавказская платформа», хотя и была признана всеми
основными региональными игроками, так и осталась привлекательной
декларацией, не более того. Однако при более глубоком рассмотрении мы
увидим, что значение Анкары в регионе неизмеримо выросло. Во-первых,
процесс нагорно-карабахского примирения после 2008 года уже невозможно
себе представить без Турции. Теперь разрешение этого конфликта тесным
образом увязано с нормализацией армяно-турецких отношений. Не будем
забывать и о том, что сама нормализация не умерла, она лишь замерла до
лучших времен. Дискурс нормализации уже стал неотъемлемой частью
внутренней и внешней политики Турции и Армении. Во-вторых, Турция смогла
продемонстрировать консервативно настроенным европейцам, что «новые
османы» никоим образом не похожи на «старых», а для Эрдогана главным
приоритетом остается не жесткая, а мягкая сила. Турция стала осваивать
такое ноу-хау, как геополитическая модерация. Отсюда и стремление
сохранить свои особые связи с Абхазией, и ровные отношения с Россией и
Грузией не в ущерб никому. В-третьих, кооперация с Москвой, несмотря на
многочисленные расхождения по вопросам энергетической безопасности,
показала: на Кавказе можно сотрудничать как-то иначе, чем на основе
правил пресловутой «игры с нулевой суммой». И последнее (по порядку, но
не по важности). На Кавказе Анкара доказала, что даже серьезное
дистанцирование от Соединенных Штатов, - это еще не антиамериканизм.
http://www.ekhokavkaza.com/content/article/24247046.html
|