Посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглы в очередной раз оконфузился в связи с собственной "миротворческой" деятельностью. Вначале появилось его сообщение о том, что "ведутся работы в направлении продолжения "народной дипломатии", что было воспринято как намерение музыканта-посла в очередной раз посетить Республику Арцах. Буквально на следующий день появилась другая новость: оказывается, Бюльбюльоглы принимает посильное участие в развернутой Баку клеветнической кампании против фильма "Прерванная песня".

СОГЛАСНО СООБЩЕНИЯМ В ПРЕССЕ, ПОСОЛ АЗЕРБАЙДЖАНА потребовал от артистов-азербайджанцев московских театров не участвовать в съемках художественного фильма "Прерванная песня". В результате один из азербайджанских артистов, снявшись в декабре в ряде эпизодов, отказался от дальнейшего участия в проекте. Вряд ли этот маразматический запрет на участие приведет к остановке съемок фильма, который вызвал в Азербайджане столь яростное неприятие. Напомним, что авторы картины – московские армяне, которые решили языком кино рассказать о сложности армяно-азербайджанских отношений и карабахском конфликте. Фильм еще не готов - его премьера планируется лишь в конце мая, однако в Азербайджане, действуя по известному советскому принципу "не видел, но осуждаю", решили всячески препятствовать реализации проекта и развернули агрессивную кампанию в СМИ. Причины лежат на поверхности: во-первых, неприятие всего, что делают армяне, вне зависимости от содержания и цели, а во-вторых – страх перед тем, что посредством фильма карабахский вопрос и все связанные с ним перипетии могут предстать в неискаженном, то есть не соответствующем установкам азерпропа виде.

И вот в такого рода грязной и позорной кампании принимает активное участие "миротворец" Бюльбюльоглы, одновременно продолжая разглагольствовать о необходимости "народной дипломатии" и расширения "гуманитарных связей". Ведь он к тому же является председателем Правления Международного фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ (МФГС) и входит в Совет по гуманитарному сотрудничеству СНГ. Согласно сайту организации, Фонд выступает "за развитие межкультурного диалога, координацию многостороннего взаимодействия государств СНГ в области культуры, образования, науки, архивного дела, информации и массовых коммуникаций, спорта, туризма и работы с молодежью", реализует или способствует реализации многочисленных проектов в указанных направлениях и т. д., и пр. А теперь вопрос: каким образом отдающий махровым шовинизмом и ксенофобией запрет на участие азербайджанских артистов в армяно-российском кинопроекте способствует развитию "межкультурного диалога" и "гуманитарных связей"? И насколько должность председателя Правления Фонда гуманитарного сотрудничества сопоставима с подобным запретом?

ДРУГАЯ СТОРОНА ВОПРОСА – МИРОТВОРЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ, осуществленные азербайджанским послом в рамках "народной дипломатии" совместно с коллегами по МФГС М.Швыдким и А.Смбатяном. Нет смысла напоминать, к чему свелись эти громко пропиаренные "инициативы" и почему они вызвали полное разочарование общественности Армении и Арцаха. Отметим лишь, что реализация казавшейся вначале полезной инициативы на всех этапах сопровождалась неприкрытым лицемерием и фарисейским поведением в первую очередь Бюльбюльоглы. Не случайно сегодня выясняется, что его интересует и устраивает только и исключительно "миротворчество", одобренное бакинским режимом, в ходе которого он может разыграть слезливую мелодраму с посещением дедовского дома в Шуши, а по возвращении – заявить о готовности ворваться в Арцах с оружием в руках. А вот когда речь идет о попытке разобраться в конфликте языком культуры – в данном случае кино, - "миротворец" в полном соответствии с установками азерпропа активно включается в кампанию по дискредитации кинопроекта только потому, что его реализуют армяне. На наш взгляд, столь откровенное лицемерие и конъюнктурность должны бы вызвать у коллег по МФГС вполне закономерный вопрос: что важнее для председателя Правления организации – развитие межкультурного диалога и гуманитарного сотрудничества или указы Азербаши? В противном случае возникают весьма серьезные сомнения в приверженности Правления и Совета заявленным целям фонда.

Кстати, весьма четко и адекватно прореагировали на поведение "миротворца" в Степанакерте. "Заявление Чрезвычайного и Полномочного Посла Азербайджана в РФ Полада Бюльбюльоглы о продолжении работ в рамках "народной дипломатии" и относительно возможного посещения Нагорного Карабаха представителями армянской и азербайджанской интеллигенции - политическая авантюра, - заявил начальник Главного информационного управления аппарата президента Нагорно-Карабахской Республики, политолог Давид БАБАЯН. - В этих условиях "народная дипломатия" не должна ограничиваться только посещением НК азербайджанскими деятелями". По мнению Бабаяна, этот шаг Бюльбюльоглы показывает, что проявление доброй воли НКР относительно "народной дипломатии" не оправдалось. Нет смысла ее продолжать.

Думается, комментарий из Степанакерта вбивает последний гвоздь в провалившуюся "инициативу послов" и содержит неприкрытый мессидж в адрес в первую очередь Бюльбюльоглы о том, что в Арцахе его – как и остальных политических авантюристов - отныне видеть не желают. И в первую очередь потому, что цели и суть "народной дипломатии" в понимании послушных исполнителей воли официального Баку ну никак не укладываются в понятие истинного миротворчества. Кстати, думается, для самого Полада Бюльбюльоглы провал инициативы может стать облегчением: в самом деле, трудно совмещать обязанности бойца азерпропа с миссией "миротворца" по приказу...

Марина ГРИГОРЯН  "Голос Армении"