С началом нового года в ОБСЕ сменился председатель. На место
Казахстана пришла Литва. Напомним, что весь 2010 год Астана стремилась
придать хоть какую-то динамику процессам урегулирования
этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве. При этом
особые надежды казахстанские дипломаты возлагали на прорыв в нагорно-карабахском
мирном процессе. Именно в столице Казахстана прошел первый, начиная
с 1999 года, саммит ОБСЕ. Однако форум оказался безрезультатным, а
анонсированная встреча Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева не состоялась.
Теперь схожие задачи стоят перед Вильнюсом. И, похоже, точно так же,
как год назад Казахстан, литовские дипломаты полны решимости сдвинуть с
мертвой точки замороженные конфликты. "Всесторонняя поддержка их
разрешения станет приоритетной задачей Литвы в наступившем году", –
такой тезис был озвучен пресс-секретарем литовского
президента Дали Грибаускайте Линасом Бальсисом. В скором времени
намечаются визиты главы литовского МИД (не исключено, что и президента) в
страны Кавказа. А 3 января президент Литвы и главный литовский дипломат
Аудронюс Ажубалис обсудили приоритеты и основные актуальные вопросы
председательства республики в ОБСЕ. В ходе встречи Даля Грибаускайте
подчеркнула, что Литва в период председательства в организации будет
стремиться к прогрессу в разрешении замороженных конфликтов. "Наша общая
цель – сильная, эффективная и конструктивно работающая ОБСЕ. Литва
будет активно прилагать усилия для того, чтобы эта организация еще
больше окрепла, решения принимались эффективно, а сотрудничество как
внутри организации, так и с внешними партнерами было конструктивным,
опирающимся на общие ценностные принципы", – резюмировала президент
Литвы.
Уже
сегодня представители этой балтийской республики говорят о поиске общих
решений постсоветских конфликтов в рамках принципов ОБСЕ. В этой связи
было бы неплохо представлять, с каким багажом пришел Вильнюс к своему
председательству в Организации, которая пока не сказала своего веского
слова в мирных процессах на просторах бывшего СССР.
На первый взгляд, устремления литовской внешней политики далеки от
Кавказа. После распада СССР эта страна последовательно добивалась
интеграции в североатлантические и европейские структуры, пытаясь резко
порвать не только с советским прошлым, но и с постсоветским настоящим.
Однако в рамках этого процесса Вильнюс выработал такое политическое ноу-хау, как "демократическое наставничество".
Корни этого наставничества надо искать в периоде политической либерализации конца 1980-х гг.
в Советском Союзе. Тогда литовское общественное движение, выступавшее
за региональную самостоятельность, а затем за национальную
независимость, стало своеобразным примером для движений в других
республиках и автономиях СССР. При этом литовский демократизм того
времени можно определить, как национал-демократизм, в
котором преобладали не столько идеи либеральной демократии и свободного
рынка, сколько антиимперские лозунги (не делающие различий между СССР и
Россией, Советским Союзом и Российской империей, коммунистами и
русскими). Такой подход к демократии (по сути, отождествляющий
национализм со свободой) был воспринят и на Большом Кавказе. Поэтому в
Грузии, Азербайджане или в Чечне литовские проекты и программы оказались
как нельзя кстати. Поддержку со стороны литовского национального
движения получал Общенациональный Конгресс Чеченского народа (ОКЧН). По
свидетельствам спикера Верховного Совета России в 1991-1993 гг.
Руслана Хасбулатова, многие документы ОКЧН (будь то проекты резолюций
или агитационная продукция) копировали вплоть до орфографических ошибок
аналогичные материалы литовских и эстонских движений. Возникали казусы,
когда вместо слова "Чечня" в документе оставалось слово "Литва".
После распада СССР Литва стала претендовать на роль морального
покровителя "борющихся с империей народов". Хотя официальный Вильнюс не
признал независимости дудаевской и масхадовской Чечни и неоднократно
заявлял о признании территориальной целостности РФ, моральные симпатии
литовского политического класса были на стороне сепаратистов.
В 1998 году в Вильнюсе было зарегистрировано, как общественное
учреждение Культурно-информационное представительство
Чеченской Республики Ичкерия. При этом деятельность представительства
получала поддержку со стороны литовских политиков.
Однако после бесланского теракта в сентябре 2004 года интерес
балтийских стран к чеченским "борцам за свободу" существенно снизился.
Причин тому несколько. Во-первых, трансформация
антигосударственного протеста на Северном Кавказе из националистического
в исламистское движение (рассматривающее не только Россию, но и весь
Запад, как врага). Во-вторых, сближение позиций РФ и США по
вопросу о северокавказском терроризме (для стран Балтии, выступающих с
традиционно проамериканских позиций, этот факт был чрезвычайно важен). В-третьих,
соображения внутренней безопасности, связанные с незаконной
деятельностью выходцев из Чечни. Еще в 2004 году тогдашний генеральный
комиссар полиции Литвы Витаутас Григаравичюс заявлял: "Мы заметили, что иммигранты-чеченцы
совершенно не испытывают уважения к нашему государству, законам,
игнорируют их". В итоге Совет обороны Литвы под председательством
президента в сентябре 2004 года принял решение о закрытии сайта
чеченских сепаратистов "Кавказ-Центр".
В
то же самое время с началом "нулевых" годов вырос интерес Литвы к
странам Южного Кавказа. Это объяснялось, как общими стратегическими
соображениями (интеграция в НАТО, Европейский Союз, а значит, более
интенсивное участие в широком спектре североатлантической политики), так
и приверженностью идеалам "демократического наставничества".
В 2003 году официальный Вильнюс инициировал проект "Три плюс три",
усмотрев в трех государствах Южного Кавказа аналог трем странам Балтии.
"Балтийская тройка" рассматривалась литовскими политиками, как пример
для "кавказской тройки", поскольку Латвия, Литва и Эстония не знали
пограничных конфликтов и внутренних межэтнических противоборств.
Однако идея литовских стратегов не увенчалась успехом. Хорошо это или
плохо, но у стран Закавказья отсутствовал общий мотив в борьбе за
независимость в 1989-1991 гг. Более того, во многом их
связывало то же, что и радикально разделяло (неразрешенные
этнополитические конфликты, как открытые, типа нагорно-карабахского,
так и латентные, если речь идет об азербайджанцах или армянах Грузии). А
потому, не реализовав свои интеграционные идеи, Вильнюс вернулся к
хорошо знакомой теории и практике "демократического наставничества". В
итоге, с его стороны последовала однозначная поддержка Грузии в
"пятидневной войне", а со стороны Тбилиси – высокая моральная оценка
Литвы.
И сегодня, говоря о "замороженных конфликтах", литовские дипломаты
имеют в виду не только Нагорный Карабах, но и проблемные территории,
формально считающиеся грузинскими. Так, глава МИД Литвы Аудронюс
Ажубалис заявил о необходимости восстановления миссии ОБСЕ на всей
территории Грузии. То есть речь идет о попытке распространить
деятельность миссии на Южную Осетию, чему жестко препятствует Россия.
Встает вопрос о том, насколько Вильнюс готов к тому, чтобы сотрудничать в
рамках своих заявленных приоритетов с ключевым игроком на Большом
Кавказе – Россией.
Наверное, сегодня ясных ответов на этот вопрос нет. В некоторой
степени обнадеживают заявления специального представителя председателя
ОБСЕ по конфликтам Гедрюса Чякуолиса о том, что Литва не будет
претендовать на революцию в миротворчестве, а нацеливается на создание
стабильных условий для контактов и диалога. Главное, чтобы этот
конструктивный настрой разделяли и коллеги литовского дипломата, и
российские представители. Впрочем, очень многое в этом деле будет
зависеть от общей динамики отношений России и Запада, их взаимной
готовности уйти от максималистских установок и способности к
компромиссам. Источник:"Новая политика"
|