В ноябре в Армении активизировались обсуждения идеи
Евразийского союза (ЕАС), предложенной в 1994г. президентом Казахстана
Нурсултаном Назарбаевым, а в октябре 2011г. развитой ныне президентом
России Владимиром Путиным, видящим основой для формирования ЕАС
создаваемые РФ, Беларусью и Казахстаном Таможенный союз (ТС) и Единое
экономическое пространство. 12-13 ноября с.г. в
Ереване состоялись межпартийные консультации по ЕАС с участием
представителей политических партий Армении, РФ, Украины, Казахстана и
Беларуси, которые подстегнули к организации публичных обсуждений
армянское экспертное сообщество. "Круглый стол”, организованный 16
ноября Центром политических и правовых исследований CONCORD при
поддержке посольства Польши в Армении, так и назывался - "Армения и
Евразийский союз”. Основными докладчиками форума, представлявшими
сторонников и противников присоединения Армении к ЕАС, выступили
соответственно лидер партии "Новые времена” ("НВ”) Арам Карапетян и
секретарь партии "Наследие” Степан Сафарян. Надежда Армении – Россия По
мнению А.Карапетяна, Армения сегодня оказалась в непростом положении,
пытаясь решить вопросы своей безопасности посредством России и ОДКБ, а
главным политическим и идеологическим направлением избрав
евроинтеграцию. Утверждения об отсутствии противоречий между этими двумя
векторами он назвал декларативными, напомнив, что бывший посол Германии
в РА Ганс Йохан Шмидт в интервью "Регнум” четко заявил о невозможности
совмещения евроинтеграции с членством в ЕАС, и задался вопросом: можно
ли обеспечивать нацбезопасность в одной системе, а политические,
экономические и иные проблемы решать в другой, причем в условиях, когда
Армения находится еще на военном положении, в блокаде и т.д.? Вторым,
по словам лидера "НВ”, после геополитического является вопрос
экономической интеграции. Он отметил, что ТС, присоединение к которому
власти Армении считают невозможным ввиду отсутствия границ со
странами-членами ТС, - это 180 млн человек с ВВП в $2 трлн,
товарооборотом в почти $950 млрд. "Это огромнейший рынок, куда стремятся
все. ЕС имеет с РФ ежегодный товарооборот в $320 млрд, в т.ч. Германия -
$72 млрд, и Польша - $28 млрд. Все стремятся на этот рынок, пытаются
получить хорошие условия в торговых отношениях, особенно с Россией, но
как только мы хотим иметь там свое место, заиметь собственные выгоды,
нам говорят, что туда идти нельзя, ибо там неоимпериалистические
амбиции,” - сказал А.Карапетян. Он обратил внимание
на внешнеторговые показатели Армении, на долю РФ и объем прямых
инвестиций РФ в Армению: "В 2011г. объем прямых инвестиций составил:
$400 млн - Россия, 100,6 млн - Франция, 26 млн - Германия. Россия
обеспечивает 16,3% армянского экспорта, второй в этом деле является
Германия. В импорте первое место также занимает РФ, вторым с большой
разницей идет Китай. Можно ли при таких обстоятельствах так уверенно
взять и изменить нашу экономическую систему, которая на протяжении 70
лет находилась в составе одного союза? Тем более, что на сегодня наша
энергетика находится в руках России (хорошо это или плохо, другой
вопрос), большая часть зерна поступает из России. Не говоря уже о том,
что в ряду общих инвестиций 2011г. - $1 млрд 600 млн, порядка $800 млн -
это трансферты, более 90% которых опять же поступает из РФ”. Карапетян
отметил, что сейчас никто не говорит о вступлении Армении в ЕАС: "Речь
идет о ТС, интеграция с которым будет иметь большую выгоду для Армении.
Цифр по Армении, увы, нет. Но есть показатели по Таджикистану, который
также не имеет границы с ТС, но в случае вступления в ТС только за счет
таможенных льгот при импорте топлива выиграет $400 млн в год. В плане
Армении такие обсуждения не ведутся. Наши твердят, что нет общей
границы. Но у Армении нет общей границы и с ЕС, интеграция в который
стала официальной доктриной руководства РА”. Лидер
"НВ” заявил, что не видит серьезных партнеров на Западе, где "ждут
вывода из Армении военной базы РФ, чтобы войти в игру, дать нам
технологии, усилить Армению, увидеть, что она уже не под гнетом России”:
"В Грузии все это уже произошло. Не скажу, что там были внедрены очень
большие технологии, но после этого народ избрал оппозиционную Михаилу
Саакашвили силу, которая уже начала достаточно интересные процессы,
задержав практически всех из окружения Саакашвили”. В
целом, считает А.Карапетян, кроме России, нет другого государства,
которое в вопросе повышения уровня национальной экономики Армении,
особенно промышленности, будет готово сделать реальные шаги: "Армения
уже имеет долг более $4 млрд, и никто из здесь сидящих не может сказать,
что реальный сектор экономики Армении, промышленность, пережила резкий
рост. Причем, большая часть долга принадлежит ВБ, МВФ. У нас есть
дороги, рестораны, мы отчуждаем наши красивые здания. Но до сих пор нет
шагов по реальному становлению национальной экономики. Отсюда и высокие
темпы эмиграции”. ЕАС - геополитический проект Степан
Сафарян отметил, что ЕАС - это прежде всего геополитический проект, что
бы там ни говорили о преследуемых экономических целях. По его словам, в
публикациях на эту тему вырисовываются основные озабоченности -
Центральная Азия, где серьезными темпами внедряется Китай и выдавливает
Россию из ее традиционных зон влияния, а также территория, охватываемая
программой ЕС "Восточное партнерство”, - Армения, Украина, Грузия,
Беларусь, Молдова, Азербайджан. Часть этих стран может иметь, не в
ближайшем будущем, но все же перспективу членства в ЕС. Посему
озабоченность №1 для РФ - сохранение традиционных зон влияния, и,
выдвигая проект ЕАС, она стремится повлиять на внешнеполитический курс
этих стран, замедлить или вообще остановить процесс их движения в ЕС. С.Сафарян
отметил, что названия структур ЕАС копируют органы ЕС. К примеру, на
конечном, третьем, этапе формирования единого евразийского
экономического пространства после Таможенного союза, Единого
экономического пространства планируется учреждение Евразийской комиссии -
по аналогии с Европейской комиссией. ЕС ведет со странами-участницами
программы "Восточное партнерство” переговоры по Зоне свободной торговли,
и в рамках СНГ подписывается аналогичное соглашение. "Т.е. идея ЕАС -
попытка создания конкурентного, альтернативного европейскому проекта. Встает
вопрос: в случае Армении какие проблемы решает евразийская интеграция
как экономический и политический проект?” - сказал С.Сафарян. Он
считает необходимым в этом вопросе отделить двусторонние отношения
Армения - РФ от отношений Армения - ЕАС. На его взгляд, несправедливо,
использовать традиционно хорошие - исторические, политические,
экономические и т.д. армяно-российские отношения как аргумент в пользу
членства Армении в ЕАС, в то время, как Армения имеет все возможности
для развития и углубления двусторонних отношений с РФ. "В
нынешних геополитических условиях Россия - важный союзник Армении в
плане безопасности и ряда иных сфер. Но не могу не отметить, что
декларируемые и не декларируемые Россией цели в вопросе ЕАС крайне мало
соотносятся с интересами и целями Армении. С одной стороны, есть ЕС, за
членство в котором борются многие страны. С другой - не существующий
пока ЕАС, инициаторы которого сами уговаривают другие страны стать его
членами. Думаю, Армения должна опасаться высказываться за вступление в
ЕАС. Поскольку, во-первых, страны-члены ЕАС совершенно не
демократические. Кто же получит выгоду от экономического сотрудничества
этих стран, если страны не демократические, рынки несвободные, режимы
больше напоминают диктатуру, нежели законно избранные власти? В этих
условиях в экономическом плане общества этих стран не могут ожидать
получения какой-либо выгоды. В лучшем случае Единое экономическое
пространство будет служить усилению хозяйствующих субъектов,
обслуживающих эти режимы”, - заявил С.Сафарян. Он
подчеркнул, что двусторонние соглашения о зонах свободной торговли
Армения имела и может иметь со множеством стран бывшего СССР. Нет
никаких серьезных преград для углубления сотрудничества с этими странами
и нет резона вступать в еще не существующий союз, будущее которого
более туманно, нежели видимо? "Если мы намекаем на зависимости Армении
от РФ - инвестиции, предприятия, переданные РФ либо в собственность,
либо в управление, то нужно говорить и о возможных последствиях в случае
использования Москвой этих факторов в случае отказа Армении с идеей
ЕАС. Я бы не хотел, чтобы мы представляли экономическое присутствие
России как потенциальный рычаг давления на Армению. Это - серьезный
повод для беспокойства”, - сказал Сафарян. Говоря о
высказываниях бывшего посла Германии в РА, он заявил, что никто не
заставлял Армению отказываться от присоединения к ТС или ЕАС: "Просто
бессмысленно присоединяться к союзу, со странами которого у тебя нет
общих границ. И никак это не изменит ситуацию в Армении. Просто
европейская сторона четко дала понять, что режимы стран ТС, ЕЗС
находятся в противоречии с режимами стран ЕС, и Армения сама должна
решить, входить ли ей в поле противоречий и своими руками ограничить, а
то и торпедировать процесс углубления отношений с ЕС или сохранить
возможность евроинтеграции. Я опасаюсь, что архитекторы ЕАС будут
удовлетворены, если Армения, Украина, Молдова и другие страны своими
руками ограничат возможности развития отношений с ЕС. Может, в этом и
цель?” С.Сафарян призвал задуматься: а как видится в
рамках ЕАС решение таких серьезных политических и экономических проблем
Армении, как вопрос Арцаха, блокада. Что касается
отсутствия у Армении общей границы с ЕС, то, по словам Сафаряна, есть
Грузия, которая нацелена на ЕС, и в будущем Армения может заиметь
границу с Европой, но никогда - с Россией, Казахстаном и другими
странами. С.Сафарян считает, что, по крайней мере, в
условиях нынешних реалий Армения не должна соглашаться на присоединение
к ЕАС, поскольку это никак не решает ее экономические, политические и
геополитические проблемы. "Независимо от того, станет Армения когда-либо
членом ЕС или нет, сегодня у нас должна быть высочайшая степень свободы
в этих вопросах. Считаю, что членство в ЕАС станет серьезным ударом по
нацбезопасности Армении, ибо поставит под угрозу другое направление
внешней политики страны, европейское, чрезвычайно важное в плане
обеспечения национальной безопасности”, - заявил С.Сафарян. А что Армения может дать России или ЕС? Экс-кандидат
в президенты РА Арман Меликян предложил взглянуть на проблему с другого
ракурса. "Мы все время говорим о том, чего от кого ждем. Но практически
не задаемся вопросом: а чего те, другие ждут от нас. Мы хотим получать.
Но что даем мы? В нынешних условиях, учитывая
внутреннее состояние Армении, грустную демократию, довольно тяжелое
экономическое положение, эмиграцию, есть один фактор, которым Армения
интересна, - военно-политическое значение страны. И это все. Быть может,
между сверхдержавами идет борьба за Южный Кавказ, может, за Армению. И в
этом смысле мы должны подходить к проблеме следующим образом: что будет
с Россией, если Армения пойдет в ЕС, не уменьшит ли это безопасность
России в регионе и не ударит по интересам России здесь? Мы хотим
рассматривать Россию как важного военно-политического партнера Армении. У
нас есть требования к России. А что мы даем ей взамен? То же касается
ЕС. Мы должны дать ответы на эти вопросы. Конечно, мы должны попытаться
сбалансировать, сделать так, чтобы наша страна, имеющая сегодня довольно
низкий ресурс сопротивляемости, смогла пережить этот бурный период. Да,
евразийство - геополитический проект. Подобных проектов много.
Результат, начало и процесс одного из них у нас перед глазами - т.н.
"арабская весна”. В этом плане у нас есть озабоченность. Но первое, что
мы должны сделать, - четко оценить самих себя, наши возможности и,
исходя из этого, строить все программы, связанные с нашим будущим”, -
отметил он. Руководитель CONCORD Давид Шахназарян
указал на важнейшую роль Украины в вопросе становления ЕАС: "Станет она
членом ЕАС или нет - краеугольный вопрос для этого проекта. Мы все время
говорим об экономических интересах, но несколько лет назад никому из
нас и в голову бы не пришло, что Украина будет импортировать российский
газ из Германии. Т.е. какими бы важными ни были экономические вопросы,
первоочередными для России сегодня являются вопросы политические. …Как
Россия сама представляет отношения с Арменией? Важна ли Армения для
России как сильный, состоявшийся стратегический партнер или как послушно
выполняющий политические приказы субъект или объект международного
права? У нас нет ответа на этот вопрос. И вообще политика России на
Южном Кавказе пока не ясна. Хочет ли Россия иметь здесь стабильность или
управляемую нестабильность? Думаю, в течение нескольких месяцев мы
получим ответы на эти вопросы. Для меня важнейшим, симптоматическим
является вопрос, какую позицию займет Россия в вопросе открытия ж-д
через Абхазию. Не уверен, что ответ будет положительным, но очень бы
хотел ошибиться”. Входе дискуссии Арам Карапетян
согласился, что локомотивом ЕАС является Россия и что ее геополитический
интерес в ЕАС присутствует: "А где его нет? Разве геополитические
интересы Германии и Франции в ЕС отсутствуют? Разве Германия, Франция и
другие не диктуют сегодня Греции условия?” По его
словам, Армения не может во всех процессах самостоятельно формировать
повестку, не учитывая интересы противной стороны: "Мы за сохранение
двусторонних отношений с Россией. А если Россия видит эти отношения уже в
союзе? Что делать?” Лидер "НВ” призвал объективно
обсудить все плюсы и минусы. "Армения не сможет избежать реального
обсуждения этого вопроса и необходимости дать на него четкий ответ.
Можно обсудить направления ЕАС, который, вроде как, должен стать
реальностью в 2015г. И проблема присоединения к нему встанет в этот
период. У нас есть свои интересы. Мы должны их видеть. Где, в какой
системе мы можем их обеспечить? Каким образом? В условиях каких
инвестиций? Думаю, все экономисты со мной согласятся, что Армения одна
прыжком выйти из этой ситуации не может. Не будь Плана Маршалла, разве
Германия вышла бы из той ситуации?” http://www.ra.am/?num=2012112107#2012112107
|