Владимир
Александрович, охарактеризуйте сложившуюся в регионе ситуацию…
Сказать, что ситуация на Южном Кавказе сейчас
стабилизируется я не могу, по той причине что до стабильности очень и очень
далеко. Эта нестабильность видна и в российско-армянских отношениях, и в
ситуации с Грузией, Азербайджаном и, конечно с Нагорным Карабахом. К этому
прибавляется, постепенно накаляющаяся обстановка в граничащем с Нагорным
Карабахом Иране. Сейчас опять из разных регионов России распространяются слухи
о том, что Азербайджан окончательно решил напасть на Карабах, и даже сообщают
дату - апрель месяц. Подобные слухи возникают, время от времени, гуляют по всей
России и доходят до Москвы. Но мы-то понимаем, что это нереально, хотя будут ли
на самом деле война или нет, сказать очень трудно. Тот же Ильхам Алиев
понимает, что его нападение на Карабах будет расценено международным
сообществом как агрессия, а он никак не
хотел бы выступать в роли агрессора. Постоянные заявления Алиева, его
постоянные бряцания оружием не уходят со страниц прессы и звучат на разных
встречах. Поэтому он очень бы хотел дождаться повода, чтобы обвинить в агрессии
армян.
К каким выводам можно
прийти, анализируя сложившуюся ситуацию?
В первую очередь к тому, что главное в этой ситуации даже не
это, учитывая, что в случае возобновления азербайджанской агрессии, американцы вполне
могут ввести войска под видом миротворцев в зону карабахского конфликта. Мое
видение в случае военных действий таково - США дважды предупреждали Азербайджан
о том, что в случае военных действий они признают Карабах как независимую
республику, и может произойти неожиданное для всех, но давно ожидаемое для США.
Им эти территории крайне необходимы потому, что это ближайшая территория к
Ирану. США могут послать в Карабах миротворцев, к примеру, поляков, чехов,
болгар, представителей других членов НАТО, которые будут полностью заменены
американскими войсками.
Вы намекаете на
существование скрытых договоренностей между Вашингтоном и Баку?
Да. Между Вашингтоном и Баку действительно существуют
договоренности об использовании азербайджанской территории в контексте
готовящейся войны против Ирана. Регион Южного Кавказа неспокойный и идея США,
от которой эта страна никак не может отказаться - война с Ираном, остается пока
злободневной темой. Это война готовилась достаточно давно и планируется ее
начать примерно к 2012 году. В этом направлении делается очень много в той же
Грузии и в том же Азербайджане. В частности, существуют договоренности
между США и Азербайджаном по
использованию азербайджанской территории для взлета и посадок американских
самолетов. Азербайджан все эти переговоры проводит в закрытом режиме, и о них
ничего стараются не говорить, поскольку в Баку прекрасно понимают, какими
методами Иран может ответить на это.
А как же Россия?
Что касается возможной позиции России в случае
гипотетического возобновления военных действий, то хочу напомнить, что Армения
является членом ОДКБ.
Очень важно, что Азербайджан ведет переговоры с Арменией,
отказываясь говорить с третьей стороной, хотя карабахская сторона должна
принимать участие в переговорах. А
Армения, поскольку является членом ОДКБ,
естественно получит помощь, как это закреплено в уставе этой
организации, в случае если на какую-то из стран-членов нападают.
Но ведь есть еще
международное сообщество…
Международное сообщество пока адекватно реагирует на призывы
Ильхама Алиева к войне в Карабахе, понимая всю несерьезность милитаристской
риторики. Как только Азербайджан произведет хоть один выстрел в сторону
Нагорного Карабаха, мировое сообщество тотчас же признает его агрессором,
вместе с вытекающими отсюда последствиями. США и здесь ждут удобного случая,
чтобы вмешаться в дела страны. Цель у Америки одна – Иран и поэтому Вашингтону
нужны не нефть и газ, а аэродромы, инфраструктура, военные базы на территории
Азербайджана. Алиев еще не понимает, что, в конце концов, станет разменной
монетой в большой игре. А нагнетаемая им в своей стране атмосфера страха и
ненависти рано или поздно найдет выход. Позиция же Ирана по карабахской
проблеме отличается от позиции Азербайджана, хотя Баку неоднократно заявлял,
что позиция Ирана якобы согласуется с азербайджанской по поводу так называемой
территориальной целостности Азербайджана. Тегеран уже несколько раз делал заявления, согласно которым ИРИ желает
видеть решение карабахской проблемы
только мирным путем.
Каковы реальные
возможности пролоббированного Турцией и Азербайджаном подкомитета ПАСЕ по
Нагорному Карабаху?
Подкомитет ПАСЕ по Нагорному Карабаху это всего лишь
очередная мертворожденная структура, призванная изображать бурную деятельность
по урегулированию карабахского конфликта. Ни этот подкомитет, ни, впрочем,
Минская группа ОБСЕ не в состоянии разрешить карабахский конфликт. Для того,
чтобы разрешить конфликт, надо понять суть проблемы, изучить историю конфликта,
что для сопредседателей просто невозможно, учитывая их противоречивые интересы
в регионе. К примеру, те переговоры, которые велись между Арменией и Турцией
были прерваны отнюдь не президентом Армении, хотя внешне все выглядело именно
так. Они были прерваны по решению Вашингтона, но руками Армении. Вашингтон остановил
процесс, потому что карабахское урегулирование зашло в тупик, а это Штаты не
устраивало. Должен отметить, что мировому сообществу абсолютно не интересна
проблема Нагорного Карабаха, она нужна Штатам, учитывая, что НКР находится очень близко к Ирану и ее можно
использовать как плацдарм для будущей войны, если США все же решатся воевать с
Тегераном. Я знаю, что в Армении существуют самые различные мнения о том, нужно
ли вообще открывать границу с Турцией. Убежден, что это необходимо, учитывая,
что Армения фактически находиться в блокаде, поскольку единственная дорога в
Грузию и тоненький ручеек через Иран – далеко не обеспечивают Армении свободное
плавание в мире.
Вы считаете, что право
народов на самоопределение в последнее время стало возобладать над
территориальной целостностью?
Думаю, что в ближайшие 5-7 лет на карте мира появятся
несколько совершенно новых государств, а то, что одни из них будут признаны, а другие
нет, не будет играть никакой роли. Те же США признали независимость Косово для
того, чтобы, создав прецедент, тем самым поощрить другие анклавы в мире
последовать примеру албанцев. США намерены как можно скорее похоронить модель
мира, закрепленную в ходе конференций в Потсдаме и Ялте, перекроив границы в
угоду своим интересам. С этой точки зрения волнения на Ближнем Востоке и
Северной Африке вполне вписываются в данную схему. Нестабильность будет
двигаться по всем регионам, причем необязательно в одно и то же время. Но она
будет, потому что бедных и недовольных намного больше, чем сытых и богатых. Признание
Косово было необходимо Западу и Штатам для признания еще одного государства -
Курдистана, при молчаливом согласии ООН. Однако Вашингтону не удалось это
сделать, после того как Турция встала на
дыбы, показав партнеру по Североатлантическому Альянсу, кто хозяин в
кавказском доме. Анкара сделала это, выступив с инициативой о создании Платформы
мира на Кавказе, обсудив эту платформу, в том числе с Россией. Судан, остальные
события в Тунисе, Алжире и Египте – все это продолжение одной цепи. Хосни Мубарак правил Египтом
30 лет и все было нормально. Но вдруг появился человек - Мохаммед Аль-Барадеи,
который никогда не был в Египте и начал предлагать какие-то новые идеи. Такое
может произойти в любой стране и поэтому египетские события далеко не
последние.
Но для этого Карабах
следует признать для начала самой Армении. Вы так не считаете?
Армении однозначно следует признать независимость Нагорного
Карабаха. Нужно продумать его последствия и решиться на этот шаг. Армении не
следует опасаться реакции США. Россия признала Южную Осетию и Абхазию, в
Вашингтоне тоже поднялся большой шум, но он ни к чему не привел. Не надо ожидать
повторной азербайджанской агрессии, лучше заранее заручиться законной
возможностью заключить межправительственный договор с Карабахом о военной помощи
и поддержке. За 20 с лишним лет Карабах состоялся как государство, в котором
работают все системы, органы власти, идут выборные процессы. Я бываю в Карабахе
примерно пять раз в год, все это видел своими глазами. Для меня совершенно
ясно, что там происходит, и поэтому я считаю вполне возможным признание Арменией
Карабаха в обозримой перспективе.
Насколько тарифная политика «Газпрома», в частности, в отношении
Армении, отвечает региональным интересам
Кремля?
Российские власти должны осознать, что весеннее подорожание
газа станет настоящей катастрофой для населения Армении, и поэтому надо
предпринимать какие-то шаги, в том числе и со своей стороны. Повышение цен на
газ нанесет очередной удар по армянской экономике и так переживающей не самые
лучшие времена. Поэтому сейчас газовая тема будет главной и у оппозиции, и у
других людей, а правительство должно думать о том, как договориться с «Газпромом»
и Миллером. К сожалению, Россия до сих пор не выработала твердую политическую
линию по отношению к той же Армении. В Москве почему-то убеждены, что Армения
всегда будет находиться под Россией. Да этого никогда уже не будет, в той же
Грузии люди преспокойно обходятся без России и без российского газа. С того
момента когда «нога российского солдата» ступила на территорию Армении, прошло
не одно столетие, времена и ситуация изменились и Россия должна думать о том,
что для сохранения своего влияния ей необходимо немедленно отказаться от
высоких цен на газ для Армении. Это должно быть сделано не для Армении, а для ее
народа, поскольку имидж России в глазах
армянского народа понижается, а общественное мнение намного важнее, чем
мнение властей. Именно общественное мнение создает отношение одной страны к
другой. И очень плохо, что в России это не понимают.
Обрисуете перспективы
внутриполитических развитий в Армении?
В ближайший год, к сожалению, следует ожидать лишь ухудшения внутриполитической
ситуации в Армении. Любая из оппозиционных сил в любой момент может предъявить
обществу нового, молодого, энергичного политика, своеобразного, очередного
Саакашвили для Армении. Народу просто пообещают, что он исправит все внутренние
и внешнеполитические ошибки действующих властей и действующему президенту очень
серьезно следует отнестись к этому. В случае если власть перейдет в руки этой
новой, непонятной серой лошадке, в Армении изменится очень многое, и в том
числе и отношение к России и США. Разница лишь в том, что в этом случае Армения
перестанет быть более или мене пророссийской страной, обратив взор в сторону
Запада, в первую очередь США. Россия ведь, по большому счету ничего не дала
Армении за все эти годы, а США может дать очень многое, к примеру, обеспечить
открытие границы с Турцией. Поэтому
российским властям следует очень серьезно подойти к внутренней ситуации,
которая сейчас складывается в Армении. В противном случае Россия просто уйдет
из Армении. Если же это произойдет, то в ближайшие 100 лет, Россия в Закавказье
не вернется. Это непреложный факт. В ответ на мой запрос в МИД, мне заявили,
что «МИД России работает», но я убежден, что российское посольство в Армении –
это еще далеко не МИД. В Армении сегодня есть все предпосылки для социального
взрыва, а это может привести к чему угодно.
В Армении недавно
появилась новая альтернатива оппозиции в лице Народной партии, возглавляемой
бизнесменом Тиграном Карапетяном. Кому выгодно его появление, по Вашему мнению?
То, что происходит сегодня в Армении, требует очень
серьезного изучения, в том числе и со стороны российской политической элиты. В
Армении внезапно появляются политические фигуры, к примеру, тот же Тигран
Карапетян, которые, возникнув вдруг ниоткуда, начинают активную политическую
деятельность, причем не только в столице, но и в регионах. Убежден, что дело не
ограничится одним лишь Карапетяном, и очень скоро появятся новые фигуры
подобного толка. Эти фигуры нужны власти для того, чтобы во время выборов
парламента и президента оттянуть от реальных соперников голоса. И даже не
важно, кто будут эти соперники, так как появление подобных марионеток, которые
потом исчезнут, нужно и правительству Армении и Западу, поскольку именно их
наличие позволяет Западу узреть в Армении демократию. А голоса, которые будут
отданы за эти мнимые «оппозиционные» партии позволят Западу «сохранить лицо» в
отношениях с руководством Армении. Карапетян, однозначно является временщиком и
марионеткой, которая потом исчезнет. Я не уверен, что он работает исключительно
на действующего президента, но то, что кто-то такими людьми пользуется,
бесспорно. Обидно лишь, то, что вместо того, чтобы договориться, к примеру, с
Россией о приемлемой цене на газ, и тем самым снизить социальное напряжение,
власти Армении продолжают искать марионеток подобных Карапетяну. http://www.arminfo.am/russian/finport/article/12-02-2011/02-12-00/displaypageArticleWithComment
|