Только прямой материальный ущерб, нанесенный армянским беженцам, составляет приблизительно $56 млрд Гаянэ МОВСЕСЯН Азербайджан
продолжает прилагать усилия по переводу азербайджано-карабахского
конфликта в русло "межобщинного” диалога. Несмотря на провал бакинской
инициативы по организации встречи представителей "азербайджанской и
армянской общин Карабаха” в ноябре в Берлине и четко выраженную МИД НКР
позицию о том, что попытки представить азербайджано-карабахский конфликт
в качестве "межобщинного” - пропагандистский трюк Баку, призванный
отвлечь международное сообщество от реальной сути проблемы, Азербайджан
упорствует в стремлении проведения подобных "встреч”, призывая мировое
сообщество выступить в качестве посредника в этом вопросе. На сей раз
надежды Баку связывает с Москвой. По словам рупоров
азерпропа, такая "встреча” в столице РФ должна была пройти в конце
ноября, но была отложена… из-за выборов в Госдуму. Теперь азербайджанцы
планируют провести ее в январе-феврале. Посол АР в РФ Полад
Бюль-Бюль-оглы вновь напялил на себя маску миролюбца и засобирался в
Арцах. "Настал период понимания друг друга, ведь нам суждено жить
вместе”, - заявил он, отметив, что до того, как стать послом, он думал,
что решение проблемы возможно только силой, но после посещения в 2009г.
НК понял, что только народной дипломатией "мы можем чего-то добиться”.
Очередная ложь, ибо именно после посещения НКР Бюль-Бюль заявил, что
"азербайджанский народ должен быть готов к новой войне в Карабахе”, чем,
по сути, призвал Азербайджан к новой агрессии. Из
той же "мыльной оперы” - разглагольствования о том, что "общины” должны
внести свой вклад в решение проблемы НК, используя потенциал старых,
читай советских отношений. Политолог Расим Агаев считает, что такой
диалог "необходим, с точки зрения восстановления гуманитарных
отношений”, вспомнив в этой связи, что в НК "было много смешанных семей,
были связи, и они были искусственно порушены в результате действий
националистических сил”, "армянских сепаратистов”. Смешанных
семей действительно было много - и в Арцахе, и в Азербайджане. Но
разрушены они были не из-за "армянских националистов”, а вследствие
осуществленных бакинскими властями тотальных этнических чисток в
Азербайджане и военной агрессии против НК и Армении. О жертвах армянских
погромов в Азербайджане и их правах рупоры азерпропа, естественно, не
вспоминают. В этом плане крайне интересным является
приуроченный к отмечавшемуся 10 декабря в Ереване Международному дню
защиты прав человека доклад Сети гражданского общества (СГО) "Беженцы и
международное право” на тему "Армянские беженцы из Азербайджана сегодня -
характеристика понесенных ими потерь, проблема компенсации морального и
материального ущерба”. Отмечая, что, по
официальным данным, в результате осуществленных, начиная с 1988г. в
Азербайджане этнических чисток и актов геноцида в отношении армянского
населения, около 400 тысяч армян прибыли в Армению и Арцах, получив
статус беженца, СГО на основе проведенных им исследований утверждает,
что в действительности число армянских беженцев из Азербайджана
составляет более полумиллиона человек, т.е. по меньшей мере 100 тысяч
армян, фактически являющихся беженцами, по каким-то причинам не получили
соответствующего статуса. Эти люди делятся в основном на две группы.
Первую составляют те, кто во время вынужденной депортации из
Азербайджана не приехали в Армению или Арцах, а уехали в другие
республики, в основном в Россию, а после развала СССР обрели гражданство
РФ или какого-либо другого государства. Вторую - все те фактически
ставшие беженцами армяне из Азербайджана, которые, приехав в Армению или
Арцах, не зарегистрировались в качестве беженцев и либо обрели
гражданство РА, либо уехали в другие страны. "Мы очень приблизительно
можем сказать, что в первую группу входят по меньшей мере 70-80 тысяч
человек, а во вторую - 25-30 тысяч”, - говорится в докладе. В нем
отмечается, что, хотя все эти люди не получили статуса беженца, они
фактически являются беженцами, которые по большей части потеряли в
Азербайджане свое имущество и денежные вклады, их семьи понесли потери
убитыми и ранеными и, подвергшись насилию и преследованиям, были
вынуждены покинуть дома, построенные их предками. СГО
напоминает, что этнические чистки в Азербайджане носили волнообразный
характер. Пики этих волн пришлись на погромы в Сумгаите, Гандзаке
(Кировабаде) и Баку, депортацию населения Геташенского подрайона и
Гадрутского района НКАО, которые произошли в период с февраля 1988г. до
середины 1991г. Однако и в промежутках между этими пиками ситуация была
крайне тревожной - множество граждан армянской национальности, не
выдерживая угроз и гонений, вынужденно бежали из Азербайджана. Посему
для определения реального объема понесенного азербайджанскими армянами
морального и материального ущерба необходимо также провести специальные
изыскания по уточнению ущерба, понесенного людьми, которые, осев в
Армении и Арцахе, а также в третьих странах, не получили статуса
беженца, но фактическими являются таковыми. На
общественном уровне эту работу сегодня осуществляет СГО, которой удалось
установить связь с обосновавшимися в разных уголках планеты армянами из
Азербайджана. Однако для обеспечения эффективности этого процесса Сеть
считает необходимым, чтобы Армения и Арцах на государственном уровне
разработали и осуществляли соответствующую политику с привлечением ООН и
других международных организаций. Исследование СГО
на основе на данных, содержащихся в полученных от беженцев анкетах
показывает, что в среднем размер только прямого материального ущерба,
нанесенного одному армянскому беженцу, составляет около $112 тысяч. Эта
цифра получена в результате обработки 1000 анкет-прошений, отобранных из
полученных Сетью 35 тысяч анкет по принципу случайности. Т.е. только
прямой материальный ущерб, нанесенный армянским беженцам, составляет
приблизительно $56 млрд. Отдельный расчет должен быть произведен по
части морального ущерба, нанесенного азербайджанским армянам в
результате преследований, запугивания, дискриминации по национальному и
религиозному признакам. Здесь, прежде всего, необходимо учитывать, что
азербайджанские армяне также насильно были лишены своей родины и изгнаны
оттуда, и механизм компенсации такого рода ущерба также должен быть
найден, при том, что возвращение армян в Баку, Кировабад и в другие
населенные пункты, в которых ранее проживало значительное количество
армян, исключено. "Жертвой этнических чисток в
Азербайджане стали также смешанные армяно-азербайджанские семьи. Царящая
в Азербайджане атмосфера дискриминации по национальному признаку
оставляла подобным семьям два выхода - либо развод, либо бегство из
Азербайджана. Такова была для них цена сохранения семьи. Эти люди в
основном отчуждены как от Азербайджана, так и от Армении и не могут
ожидать от какой-либо из этих двух стран поддержки в деле востребования
компенсации за нанесенный им ущерб”, - говорится в докладе. СГО считает,
что было бы правильно, если бы Армения и Арцах взяли на себя защиту
попранных прав и этой категории людей, а наши общественные организации
постарались бы создать такую атмосферу, которая позволит этим людям
рассматривать Армению как доброжелательно настроенное в их отношении
государство, гражданами которого при желании могут стать они сами и их
дети, и ожидает в этом вопросе поддержки властей Армении и Арцаха, а
также действенной помощи международных структур. Отмечается,
что картина нанесенного азербайджанскому армянству материального ущерба
будет неполной без учета вопроса приватизации государственного
имущества. Известно, что в СССР земля, недра, производственные
предприятия, научно-образовательные учреждения являлись общенародной
собственностью и управлялись государством. После развала СССР как в
Армении, так и в Азербайджане произошел процесс приватизации
общенародной собственности. Беженцы-армяне из Азербайджана, которые на
момент развала СССР уже были изгнаны их Азербайджана, не участвовали в
осуществленном в Азербайджане процессе приватизации и не получили
полагающуюся им часть земельных и производственных активов, которые,
если учесть, что армянство составляло 8-10% населения Азербайджана,
должны составить по меньшей мере около 7-8% от приватизируемого
имущества и других активов. Это означает также, что Азербайджан обязан
дать им около 8% земли и приватизированных объектов общенародной
собственности, или выплатить стоимости этого имущества в соответствии с
нынешними рыночными ценами. В том же порядке выплаты азербайджанскому
армянству должны быть осуществлены из доходов и прибылей не
приватизированных в Азербайджане госучреждений, в том числе из Нефтяного
фонда АР. Вопрос обязательной компенсации прямого и косвенного
материального ущерба азербайджанскому армянству должны учитывать также
все те иностранные компании, а также компании со смешанным капиталом,
которые осуществляют на территории Азербайджана коммерческую
деятельность, занимаются добычей и экспортом нефти и газа. Отдельная
проблема - вопрос возвращения или компенсации денежных вкладов,
оставленных в Азербайджане армянами, ставшими беженцами. По имеющимся у
СГО данным, власти Азербайджана намерены законодательно обойти вопрос
компенсации денежных вкладов армянских беженцев. "Мы убеждены, что все
беженцы, независимо от их национальной принадлежности, должны быть
защищены и уверены в том, что власти Арцаха, Азербайджана, Армении и
соответствующие международные структуры изыщут пути для решения проблем
беженцев, не допуская, чтобы решение этих вопросов основывалось на
национальной дискриминации”, - говорится в докладе. Его
авторы уверены также, что следует определить, по чьей инициативе
начались этнические чистки и была развязана война, вследствие чего сотни
тысяч людей были вынуждены покинуть места своего проживания.
Государство, которое применило в качестве государственной политики
насилие и национальную дискриминацию, должно понести за содеянное
моральную, политическую и материальную ответственность. "Доклад
охватывает картину нанесенного беженцам-армянам из Азербайджана ущерба и
содержит обосновывающие обязательность его компенсации положения, при
этом не затрагивая случаев попрания прав беженцев, проживающих в
Республике Армения. Это отдельная тема. Здесь же отметим только, что в
Армении беженцы продолжают оставаться самым социально уязвимым слоем,
который, с точки зрения обеспеченности работой и жильем, находится в
наихудших условиях. Десятки тысяч беженцев покинули Армению, а
оставшиеся зачастую становятся жертвами самоуправства местных бюрократов
и сотрудников международных структур. Наши усилия, направленные на
установление социальной справедливости, часто наталкиваются на
консолидированное глухое сопротивление должностных лиц соответствующих
государственных учреждений Армении и международных организаций, а
сигналы о злоупотреблениях игнорируются даже на самых высоких уровнях”, -
отмечается в докладе. СГО "Беженцы и международное
право” подчеркивает, что власти Республики Армения и Арцаха обязаны
взять на себя защиту прав беженцев-армян из Азербайджана и внести в
повестку своей деятельности вопрос компенсации понесенного этими людьми
ущерба и восстановления их попранных прав, а также ожидает адекватного
содействия международных организаций, соответствующих структур ООН,
ОБСЕ, ПАСЕ, СНГ и т.д., выражая готовность в меру своих сил
содействовать тому, чтобы в нашем регионе проблемы беженцев были решены и
межнациональные отношения вошли в нормальное русло. http://www.ra.am/?num=2011122108#2011122108
|