Суббота, 27.04.2024, 06:58

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Декабрь » 21 » ЛИЦЕМЕРИЕ АЗЕРБАЙДЖАНА
17:25
ЛИЦЕМЕРИЕ АЗЕРБАЙДЖАНА

Только прямой материальный ущерб, нанесенный армянским беженцам, составляет приблизительно $56 млрд

Гаянэ МОВСЕСЯН

Азербайджан продолжает прилагать усилия по переводу азербайджано-карабахского конфликта в русло "межобщинного” диалога. Несмотря на провал бакинской инициативы по организации встречи представителей "азербайджанской и армянской общин Карабаха” в ноябре в Берлине и четко выраженную МИД НКР позицию о том, что попытки представить азербайджано-карабахский конфликт в качестве "межобщинного” - пропагандистский трюк Баку, призванный отвлечь международное сообщество от реальной сути проблемы, Азербайджан упорствует в стремлении проведения подобных "встреч”, призывая мировое сообщество выступить в качестве посредника в этом вопросе. На сей раз надежды Баку связывает с Москвой.

По словам рупоров азерпропа, такая "встреча” в столице РФ должна была пройти в конце ноября, но была отложена… из-за выборов в Госдуму. Теперь азербайджанцы планируют провести ее в январе-феврале. Посол АР в РФ Полад Бюль-Бюль-оглы вновь напялил на себя маску миролюбца и засобирался в Арцах. "Настал период понимания друг друга, ведь нам суждено жить вместе”, - заявил он, отметив, что до того, как стать послом, он думал, что решение проблемы возможно только силой, но после посещения в 2009г. НК понял, что только народной дипломатией "мы можем чего-то добиться”. Очередная ложь, ибо именно после посещения НКР Бюль-Бюль заявил, что "азербайджанский народ должен быть готов к новой войне в Карабахе”, чем, по сути, призвал Азербайджан к новой агрессии.

Из той же "мыльной оперы” - разглагольствования о том, что "общины” должны внести свой вклад в решение проблемы НК, используя потенциал старых, читай советских отношений. Политолог Расим Агаев считает, что такой диалог "необходим, с точки зрения восстановления гуманитарных отношений”, вспомнив в этой связи, что в НК "было много смешанных семей, были связи, и они были искусственно порушены в результате действий националистических сил”, "армянских сепаратистов”.

Смешанных семей действительно было много - и в Арцахе, и в Азербайджане. Но разрушены они были не из-за "армянских националистов”, а вследствие осуществленных бакинскими властями тотальных этнических чисток в Азербайджане и военной агрессии против НК и Армении. О жертвах армянских погромов в Азербайджане и их правах рупоры азерпропа, естественно, не вспоминают.

В этом плане крайне интересным является приуроченный к отмечавшемуся 10 декабря в Ереване Международному дню защиты прав человека доклад Сети гражданского общества (СГО) "Беженцы и международное право” на тему "Армянские беженцы из Азербайджана сегодня - характеристика понесенных ими потерь, проблема компенсации морального и материального ущерба”.

Отмечая, что, по официальным данным, в результате осуществленных, начиная с 1988г. в Азербайджане этнических чисток и актов геноцида в отношении армянского населения, около 400 тысяч армян прибыли в Армению и Арцах, получив статус беженца, СГО на основе проведенных им исследований утверждает, что в действительности число армянских беженцев из Азербайджана составляет более полумиллиона человек, т.е. по меньшей мере 100 тысяч армян, фактически являющихся беженцами, по каким-то причинам не получили соответствующего статуса. Эти люди делятся в основном на две группы. Первую составляют те, кто во время вынужденной депортации из Азербайджана не приехали в Армению или Арцах, а уехали в другие республики, в основном в Россию, а после развала СССР обрели гражданство РФ или какого-либо другого государства. Вторую - все те фактически ставшие беженцами армяне из Азербайджана, которые, приехав в Армению или Арцах, не зарегистрировались в качестве беженцев и либо обрели гражданство РА, либо уехали в другие страны. "Мы очень приблизительно можем сказать, что в первую группу входят по меньшей мере 70-80 тысяч человек, а во вторую - 25-30 тысяч”, - говорится в докладе. В нем отмечается, что, хотя все эти люди не получили статуса беженца, они фактически являются беженцами, которые по большей части потеряли в Азербайджане свое имущество и денежные вклады, их семьи понесли потери убитыми и ранеными и, подвергшись насилию и преследованиям, были вынуждены покинуть дома, построенные их предками.

СГО напоминает, что этнические чистки в Азербайджане носили волнообразный характер. Пики этих волн пришлись на погромы в Сумгаите, Гандзаке (Кировабаде) и Баку, депортацию населения Геташенского подрайона и Гадрутского района НКАО, которые произошли в период с февраля 1988г. до середины 1991г. Однако и в промежутках между этими пиками ситуация была крайне тревожной - множество граждан армянской национальности, не выдерживая угроз и гонений, вынужденно бежали из Азербайджана. Посему для определения реального объема понесенного азербайджанскими армянами морального и материального ущерба необходимо также провести специальные изыскания по уточнению ущерба, понесенного людьми, которые, осев в Армении и Арцахе, а также в третьих странах, не получили статуса беженца, но фактическими являются таковыми.

На общественном уровне эту работу сегодня осуществляет СГО, которой удалось установить связь с обосновавшимися в разных уголках планеты армянами из Азербайджана. Однако для обеспечения эффективности этого процесса Сеть считает необходимым, чтобы Армения и Арцах на государственном уровне разработали и осуществляли соответствующую политику с привлечением ООН и других международных организаций.

Исследование СГО на основе на данных, содержащихся в полученных от беженцев анкетах показывает, что в среднем размер только прямого материального ущерба, нанесенного одному армянскому беженцу, составляет около $112 тысяч. Эта цифра получена в результате обработки 1000 анкет-прошений, отобранных из полученных Сетью 35 тысяч анкет по принципу случайности. Т.е. только прямой материальный ущерб, нанесенный армянским беженцам, составляет приблизительно $56 млрд. Отдельный расчет должен быть произведен по части морального ущерба, нанесенного азербайджанским армянам в результате преследований, запугивания, дискриминации по национальному и религиозному признакам. Здесь, прежде всего, необходимо учитывать, что азербайджанские армяне также насильно были лишены своей родины и изгнаны оттуда, и механизм компенсации такого рода ущерба также должен быть найден, при том, что возвращение армян в Баку, Кировабад и в другие населенные пункты, в которых ранее проживало значительное количество армян, исключено.

"Жертвой этнических чисток в Азербайджане стали также смешанные армяно-азербайджанские семьи. Царящая в Азербайджане атмосфера дискриминации по национальному признаку оставляла подобным семьям два выхода - либо развод, либо бегство из Азербайджана. Такова была для них цена сохранения семьи. Эти люди в основном отчуждены как от Азербайджана, так и от Армении и не могут ожидать от какой-либо из этих двух стран поддержки в деле востребования компенсации за нанесенный им ущерб”, - говорится в докладе. СГО считает, что было бы правильно, если бы Армения и Арцах взяли на себя защиту попранных прав и этой категории людей, а наши общественные организации постарались бы создать такую атмосферу, которая позволит этим людям рассматривать Армению как доброжелательно настроенное в их отношении государство, гражданами которого при желании могут стать они сами и их дети, и ожидает в этом вопросе поддержки властей Армении и Арцаха, а также действенной помощи международных структур.

Отмечается, что картина нанесенного азербайджанскому армянству материального ущерба будет неполной без учета вопроса приватизации государственного имущества. Известно, что в СССР земля, недра, производственные предприятия, научно-образовательные учреждения являлись общенародной собственностью и управлялись государством. После развала СССР как в Армении, так и в Азербайджане произошел процесс приватизации общенародной собственности. Беженцы-армяне из Азербайджана, которые на момент развала СССР уже были изгнаны их Азербайджана, не участвовали в осуществленном в Азербайджане процессе приватизации и не получили полагающуюся им часть земельных и производственных активов, которые, если учесть, что армянство составляло 8-10% населения Азербайджана, должны составить по меньшей мере около 7-8% от приватизируемого имущества и других активов. Это означает также, что Азербайджан обязан дать им около 8% земли и приватизированных объектов общенародной собственности, или выплатить стоимости этого имущества в соответствии с нынешними рыночными ценами. В том же порядке выплаты азербайджанскому армянству должны быть осуществлены из доходов и прибылей не приватизированных в Азербайджане госучреждений, в том числе из Нефтяного фонда АР. Вопрос обязательной компенсации прямого и косвенного материального ущерба азербайджанскому армянству должны учитывать также все те иностранные компании, а также компании со смешанным капиталом, которые осуществляют на территории Азербайджана коммерческую деятельность, занимаются добычей и экспортом нефти и газа.

Отдельная проблема - вопрос возвращения или компенсации денежных вкладов, оставленных в Азербайджане армянами, ставшими беженцами. По имеющимся у СГО данным, власти Азербайджана намерены законодательно обойти вопрос компенсации денежных вкладов армянских беженцев. "Мы убеждены, что все беженцы, независимо от их национальной принадлежности, должны быть защищены и уверены в том, что власти Арцаха, Азербайджана, Армении и соответствующие международные структуры изыщут пути для решения проблем беженцев, не допуская, чтобы решение этих вопросов основывалось на национальной дискриминации”, - говорится в докладе.

Его авторы уверены также, что следует определить, по чьей инициативе начались этнические чистки и была развязана война, вследствие чего сотни тысяч людей были вынуждены покинуть места своего проживания. Государство, которое применило в качестве государственной политики насилие и национальную дискриминацию, должно понести за содеянное моральную, политическую и материальную ответственность.

"Доклад охватывает картину нанесенного беженцам-армянам из Азербайджана ущерба и содержит обосновывающие обязательность его компенсации положения, при этом не затрагивая случаев попрания прав беженцев, проживающих в Республике Армения. Это отдельная тема. Здесь же отметим только, что в Армении беженцы продолжают оставаться самым социально уязвимым слоем, который, с точки зрения обеспеченности работой и жильем, находится в наихудших условиях. Десятки тысяч беженцев покинули Армению, а оставшиеся зачастую становятся жертвами самоуправства местных бюрократов и сотрудников международных структур. Наши усилия, направленные на установление социальной справедливости, часто наталкиваются на консолидированное глухое сопротивление должностных лиц соответствующих государственных учреждений Армении и международных организаций, а сигналы о злоупотреблениях игнорируются даже на самых высоких уровнях”, - отмечается в докладе.

СГО "Беженцы и международное право” подчеркивает, что власти Республики Армения и Арцаха обязаны взять на себя защиту прав беженцев-армян из Азербайджана и внести в повестку своей деятельности вопрос компенсации понесенного этими людьми ущерба и восстановления их попранных прав, а также ожидает адекватного содействия международных организаций, соответствующих структур ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, СНГ и т.д., выражая готовность в меру своих сил содействовать тому, чтобы в нашем регионе проблемы беженцев были решены и межнациональные отношения вошли в нормальное русло.
http://www.ra.am/?num=2011122108#2011122108
Просмотров: 614 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024