На
сегодняшний день глава МИД России Сергей Лавров является единственным
оппонентом скептическим настроениям, царящим после последней
трехсторонней встречи в Сочи президентов Армении, России и Азербайджана.
Создается впечатление, что такая роль – «придавать большое значение»
встрече, которая на самом деле вовсе не плодотворна, – продиктована
Лаврову занимаемой должностью. Но, прежде чем делать окончательные
выводы, давайте еще раз вернемся к заявлениям Лаврова по итогам встречи,
которые примечательны тем, что придают дополнительные оттенки
совместному заявлению президентов и раскрывают некоторые скобки. Однако,
благодаря таким разоблачениям «между прочим», создается совершенно иное
мнение о договоренности и позиции президентов. Первое,
что прокомментировал Лавров: президенты в рамках встречи признали
необходимость отойти от максималистских позиций, тем самым обеспечивая
дальнейший прогресс в деле регулирования арцахского конфликта. Подобное
утверждение субъективно по нескольким причинам: с одной стороны,
выходит, что президенты сами признаются, что до сих придерживались
крайних позиций, а сейчас готовы отойти от них, сознавая, что подобная
политика мешает процессу регулирования проблемы; с другой стороны, это,
по существу, то же, что говорить о компромиссных шагах. Другое дело, в
каких случаях и по каким пунктам соглашения стороны готовы пойти на
компромисс. Когда Лавров добавил, что в ходе встречи стороны обсудили
комплекс вопросов, которые пока что остаются несогласованными в проекте
урегулирования арцахского конфликта, невольно напросился вывод: речь
идет или о статусе Нагорного Карабаха или об оспариваемых территориях. В
таком случае возникает вопрос, кто из президентов готов сделать столь
ответственный и радикальный шаг. В Ереване, как прежде, так и сейчас
убеждены, что заявление о необходимости отойти от максималистских
позиций, скорее всего, направлено на Азербайджан, поскольку Армения свою
точку зрения давно высказала. Для армян независимость Арцаха
безальтернативна: после международного признания независимости и статуса
Арцаха народ со своим правительством сам решит, на какие компромиссы и
по каким пунктам идти. Но, как выясняется, в Баку таким же образом
думают об Армении и утверждают, что эти намеки непосредственно относятся
к выводу войск с оккупированных территорий. Во всяком случае, так и не
разъяснив подробности основного вопроса, глава МИД России, забегая
вперед, заявляет, что стороны выразили готовность ускорить работу по
основным принципам, чтобы на их основе перейти к разработке мирного
соглашения. Скорость
и отступление во имя компромисса – вот два камня преткновения, о
которые можно или споткнуться, или же, переступив через них, достигнуть
серьезного прогресса. Только вот кто первый готов сделать эти
решительные шаги: расчистить дорогу для дальнейшего продвижения?! Это не
только риторический вопрос, но и чересчур сомнительное утверждение.
Нет ни одной предпосылки, которая сподвигнет, особенно сейчас, на
судьбоносные действия. Но зато в подобных проблемах можно быть более чем
непринужденным, выразить не только готовность, но и подчеркнутую
амбициозность. Например, можно ожидать от посредников конкретных
предложений, выразив заинтересованность в создании механизмов
расследований инцидентов по линии прекращения огня (что и сделали
президенты Армении и Азербайджана). «Сопредседатели Минской группы ОБСЕ
подготовили доклад, описывающий механизм проведения расследований
инцидентов. Он был представлен президентам», - сообщил Лавров и добавил,
что президенты, в свою очередь, поручили продолжить эту работу, исходя
из того, что нужно прописать конкретные процедуры по расследованию таких
инцидентов. Кроме того, главы Армении и Азербайджана обратились к
России с просьбой выступить посредником в налаживании гуманитарных
связей между двумя странами. «России была адресована просьба Баку и
Еревана, чтобы мы были инициаторами подобных контактов. Дмитрий
Медведев, конечно же, согласился», - сказал Лавров, подчеркнув, что
такие контакты играют важную роль в деле восстановления доверия и
создают благоприятную атмосферу для принятия политических решений. Говорить
о гуманитарных связях, новых контактах, диалогах то же самое, что
сказать: «сотрем, начнем сначала», поскольку так называемый процесс
восстановления доверия в конечном счете не что иное, как исходная точка
любого соглашения. Но даже эта гуманная инициатива имеет свои
политические «подводные рифы». И именно для того, чтобы не разбиться о
них, Нагорный Карабах в свое время официально отказался от всякого рода
гуманитарных диалогов, если они будут проводиться на общественной
основе. Сегодня уже становится понятным, почему эта идея так воодушевила
Баку. Опережая события, азербайджанцы поспешно заявили, что «в
ближайшее время, возможно, состоится встреча между азербайджанской и
армянской интеллигенцией; не исключено, что она состоится в Москве, а
затем последуют визиты в Баку, Ереван и Нагорный Карабах». Ностальгия у
них даже пробудила воспоминания о 2009г., когда по инициативе посла
Азербайджана в России Полада Бюль-Бюль Оглы и посла Армении в России
Армена Смбатяна состоялась встреча между представителями интеллигенции
обеих стран, которые побывали в Баку, Ереване и Степанакерте. Вот
оно что, вот откуда куда катится процесс переговоров, вот где собака
зарыта! Именно об этом говорил Сергей Лавров, имея в виду в сносках под
всем этим и подчеркивая самое существенное для себя: Россия в качестве
посредника и члена Минской группы ОБСЕ будет придерживаться своих
позиций и будет продолжать усилия по сближению позиций обеих сторон. Армен ВАГАНЯН http://n-idea.am/publications.php?id=14763
|