Пятница, 29.03.2024, 09:34

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2013 » Декабрь » 6 » КУРДСКИЙ ФАКТОР И ВОЗМОЖНАЯ «ЛИВАНИЗАЦИЯ» СИТУАЦИИ В СИРИИ
12:01
КУРДСКИЙ ФАКТОР И ВОЗМОЖНАЯ «ЛИВАНИЗАЦИЯ» СИТУАЦИИ В СИРИИ

(Во время гражданской войны - в 1975-1990 годах, в соседнем Сирии Ливане,
на территории  формально единой страны существовало несколько квазигосударств, созданных в основном на конфессиональной основе)
Военная инициатива в Сирии в последние недели плотно перешла к правительственным войскам и парамилитарным проправительственным вооруженным формированиям. Центральным властям удалось установить достаточно устойчивую связь с крупнейшим сирийским городом и северной столицей страны - Алеппо, где правительственные силы находились в фактической блокаде (снабжение осуществлялось либо по воздуху, либо отдельными сухопутными конвоями) практически с конца лета - начала осени 2012 года.
Военные эксперты объясняют последние успехи режима Асада многими факторами: усилением противоречий внутри лагеря мятежников, резко возросшим профессионализмом ударных частей aрмии Сирии (в последние месяцы резко увеличилась активность правительственной авиации), активной вовлеченностью в сирийский конфликт на стороне правительства хорошо подготовленных и имеющих немалый боевой опыт боевиков ливанской «Хезбаллы» и многочисленных шиитских формирований.
Все это, безусловно, правильно. Но, пожалуй, есть и решающий фактор - фактический военный союз между режимом Асада и сирийскими курдами. Курдские военные формирования уже установили контроль над большой частью сирийско-турецкой границы в результате весьма кровопролитных боев с разнообразными формированиями мятежников, прежде всего с джихадистами из «Джебхат ан-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта». Курдские военные формирования по факту контролируют сейчас полосу Северной Сирии от Турции до Ирака. В этой полосе расположены основные сирийские месторождения нефти, добычей и продажей которой курды сейчас активно занимаются. Небольшие базы правительственных войск в этой полосе остались, но основные силы были выведены из мест компактного проживания курдов Асадом еще летом 2012 года (эти силы были направлены в основном на защиту Дамаска и прибрежной полосы, и такой шаг, судя по всему, был стратегически правильным для выживания нынешнего сирийского режима).
Отношение курдов к гражданской войне в Сирии претерпело очень серьезные изменения за последние полтора года. На первом этапе внутрисирийского конфликта курды объявили о нейтралитете и старались держать вооруженный нейтралитет (другой вопрос - как курдские формирования смогли так быстро вооружиться ?!). Основной целью курдских группировок было установление фактического контроля над местами их компактного проживания и недопущения вторжения в эти районы ни правительственных войск, ни сил вооруженной оппозиции.
Кстати. В Алеппо (исторически курды контролируют северную часть города Алеппо) начались эпизодические столкновения между курдами и боевиками оппозиции сначала в городе и провинции Алеппо, потом вооруженное противостояние перенеслось на северные провинции Хасака и Ракка. Однако среди курдских курдов тогда не было единства по отношению к оппозиции: «Партия демократического союза» выступала за фактический мир с исламистами. Джихадисты очень быстро перешли к открытому террору против курдского населения и на первый план среди курдов вышли ополченцы из «Комитетов народной защиты», которые входят в курдскую «Партию демократического союза» (режим Асада к этому времени стал активно снабжать курдских ополченцев тяжелыми вооружениями). Эскалация боестолкновений (причем моментами крайне жестоких) между курдскими ополченцами и джихадистами началась уже весной 2013 года.
Сейчас основа тактики сирийских курдов - не только организация собственной инфраструктуры (как гражданской, так и военной) в местах их компактного проживания , но и максимальный контроль над нефтяными полями в стране. В Хасаке расположены пять нефтяных месторождений, в Дейр эз-Зoр - шесть, шесть - в Ракке. Большинство из них-вне контроля правительственных сил, хотя режим Асада предпринимает попытки вернуть себе нефть. Весьма маловероятно, что курды будут готовы отдать занятые позиции (как военные, так и экономические) без серьезного сопротивления.
Сейчас сложно говорить о будущем формате территориально-политического устройства Сирии (или конгломерата образований, которые могут появиться на ее территории). Но, как представляется, самая широкая автономия (по типу иракской) - минимальное, на что могут согласиться сирийские курды. И скорее всего, такая автономия не будет долговечной, а некой транзитной формой - курды один из самых больших (или даже - самый большой) разделенный народ в мире. Тем более, что сегодня в  войну против сирийской оппозиции вступили сохранявшие  в основном до сих пор нейтралитет местные курды. Их в Сирии примерно 2,5 млн. человек (10-12% населения) и проживают вдоль сирийско-турецкой границы в трех относительно крупных (и немалом числе мелких анклавах), не связанных между собой территориально. Наиболее однородно они заселяют провинцию Хасака в треугольнике между Сирией, Турцией и Ираком (центр - г. Камышлы). Такая разделенность обусловила отсутствие у сирийских курдов выраженных сепаратистских тенденций, развившихся у их соотечественников в Ираке и Турции. Исторически они выступали в основном с требованиями национально-культурной автономии, признания их гражданских прав и гарантий в новой Конституции Сирии.
Кстати. Более чем 30 миллионов курдов живут в области, которая включает части Турции, Ирака и Ирана, а также Сирии. Курды говорят на нескольких диалектах и часто представлены множеством зачастую противоположных политических партий и организаций. Но все многочисленные курдские партии едины во всем - конечная цель создание единого курдского государства, которое было обещано курдам еще по итогам Первой мировой войны (то есть, скоро идее курдского государства исполнится сто лет). Как следствие, к сожалению, можно признать, что окончание кровопролитного и длительного внутрисирийского конфликта может стать только прологом к радикальному (и весьма вероятно - еще более кровавому) переделу существующих границ на стыке Турции-Ирака-Сирии-Ирана.
Отмечу, что активную поддержку сирийской вооруженной оппозиции оказывает Турция. Анкара опасается, что возможное появление в Сирии курдской автономии автоматически усилит движение за отделение Турецкого Курдистана. После начала курдского наступления прошла серия встреч руководителей турецких силовых структур с участием президента Гюля и премьер-министра Эрдогана. Было заявлено, что Анкара немедленно «примет ответные меры в отношении любых угроз против Турции с сирийской стороны». Турецкая армия ведет регулярный артиллерийско-минометный обстрел курдских позиций через границу. Над полем боя барражируют турецкие беспилотники. В районе Рас-эль-Айн турки подвозят подкрепления находящимся на их территории сирийским боевикам «целыми поездами». Генштаб Турции привел в состояние полной боевой готовности дислоцированную неподалеку 2-ю армейскую дивизию и базу ВВС в Диярбакире, самолеты которой регулярно облетают границу. В самой Турции многие эксперты указывают на ненормальность фактического союза Турции со структурами «Аль-Каиды» в борьбе с курдской ПДС, которая «взяла под контроль многие участки 900-километровой турецко-сирийской границы», также предлагается вовлекать ПДС в альянс против режима Асада. Турецкие источники, (в частности - ректор университета в Чанаккале Седат Лачинер), утверждают, что лидеры РПК и ПДС «сговорились» с Асадом в отношении создания курдского автономного района на севере Сирии, что «беспокоит не только Турцию, но и сирийскую оппозицию». Нетрудно заметить, что турки сами способствовали опасному для них сближению сирийских курдов с Дамаском, оказывая прямую поддержку радикальной оппозиции в Сирии…
Кстати. Как отмечают курдские СМИ, до сих пор и Асад, и сирийская оппозиция противились установлению любой формы курдской автономии в Сирии. Много лет курды обвиняли Дамаск в проведении дискриминационной политики и подавлении их национального движения. Однако после начала войны Асад, по мнению аналитиков, начал делать шаги навстречу курдам. Правительство вывело войска из абсолютного большинства населенных пунктов в районах проживания курдов на северо-востоке, предоставив тем самым курдам фактическую автономию. За исключением двух крупных городов Хасаке и Камышлы, все населенные пункты северо-востока перешли под контроль курдов. Больше того: и в этих двух городах сирийские военные гарнизоны, по сути, поддерживают курдское движение, помогая формировать отряды пешмерга. Теперь курдские лидеры всерьез начинают опасаться утраты своих политических завоеваний в случае победы вооруженной оппозиции. Понимают они и то, что нельзя в ожидании разгрома мятежников долго отсиживаться в тени - т.к. плоды победы правительственных сил им могут и не достаться.
Эксперты полагают, что к активному выступлению сирийских курдов склонила побывавшая в июне с.г. в городе Камышлы делегация из Дамаска в составе трех человек во главе с Мухаммедом Оси - курдом, имеющим тесные связи с президентом Асадом. Сообщившее тогда об этом визите агентство Rudaw подробностей прошедших переговоров не раскрыло. Однако последующий ход событий показал, что какие-то договоренности тогда все же были достигнуты…
Судя по всему, сейчас шансы на открытое военное  вмешательство   Запада и некоторых арабских режимов, прежде всего Саудовской Аравии и Катара (хотя есть многочисленные свидетельства того, что саудовские и катарские инструкторы активно принимают участие в боевых действиях на территории Сирии), не очень велики… Весьма показательна эволюция позиции  Турции - «боевого авангарда» НАТО на Ближнем и Среднем Востоке - в сирийской конфликте. Анкара сейчас отказывается даже обсуждать возможность начала военной операции против Сирии. И объяснение тому весьма простое - турецкие политики  (прежде всего - армейское руководство и военная  разведка) понимают, что интервенция в Сирию станет прологом к созданию единого курдского государства и Анкара уже не сможет остановить этот процесс. Малоизвестно, но «общее государство» курдам, проживающим на территории бывшей Османской империи, было обещано сразу после окончания Первой мировой войны и первое восстание курдов (уже в республиканской Турции) произошло в 1925 году…
Кстати. Режим Асада попытаются «дожать» в ближайшие месяцы через усиление международной изоляции и поддержку (включая и военную) оппозиции. Целью последней в 2013 году было создать «кольцо горящих пригородов» вокруг Дамаска (что очень серьезно осложнило доставку в столицу Сирии продовольствия и топлива и заставило нынешний режим постоянно отвлекать значительные силы с других территорий), максимально уничтожить инфраструктуру в столице Сирии (прежде всего, энергоподстанции и телекоммуникационные сети)  и на этом фоне попытаться  поставить Алеппо под свой военный контроль. Цель эта частично была достигнута… Особое внимание боевики продолжают уделять атакам против системы ПВО Сирии, которая, по оценкам военных экспертов, остается весьма боеспособной, что не в последнюю очередь сдерживает воздушную операцию «миротворцев» против Дамаска. И, конечно, отдельная роль отводится  террористическим операциям против руководителей силовых структур Сирии.
В Сирии в 2014 году может начаться процесс «ливанизации»  - на территории Сирии могут появиться отдельные анклавы в районе Идлиба (который, по оценке ЦРУ, стал базой для наемников-исламистов) и на границе с Турцией, где оппозиция будет бороться за контроль над территориями с курдами - постоянной  головной болью Анкары. Причем, процесс «ливанизации» Сирии неизбежно затронет и сам Ливан, где в северном городе Триполи уже происходят постоянные  вооруженные столкновения между  сторонниками и противниками Башара Асада.
Создание неких исламистских квазигосударств практически сразу приведет к обострению отношений между местными суннитами -  многие из которых, по мнению «фундаментальных» исламистов, являются «ненастоящими» мусульманами и коллаборационистами - и пришлыми мусульманскими радикалами (с их идеями салафизма). Это даст гипотетическую возможность Асаду и его окружению начать переговоры с относительно умеренными представителями оппозиции на условиях некого  раздела власти (кстати, это один из основных пунктов иранского плана мирного урегулирования). Весьма вероятно, что начало  процесса этих переговоров будет проходить на фоне решения о вводе миротворческого контингента ООН в Сирию. Основной вопрос на 2014 год - как далеко зайдет процесс «ливанизации» Сирии и какую территорию будет контролировать нынешний режим в Сирии на время начала переговоров о новых основах  власти в стране?.   

Дм. МАРТИРОСЯН
martirossian@post.com

http://iravunk.com
Просмотров: 500 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024