Среда, 24.04.2024, 14:26

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 15 » Курдская проблема в политике США
15:55
Курдская проблема в политике США

 

Осенью 1994 года, незадолго до войны в Чечне, шеф СВР Е.Примаков и шеф ФСБ С.Степашин побывали в Анкаре, где подписали соглашение с турецкими коллегами о невмешательстве России в курдские дела в обмен на невмешательство Турции в дела Северного Кавказа. Нужно сказать, что Россия выполнила сполна свои обязательства, а Турция – напротив – до сих пор играет ключевую роль по всему Северному Кавказу.

Так или иначе, Россия «сдала» курдов, которые не забыли этого. Россия утратила, возможно, навсегда свое и без того слабое влияние на курдское движение. Ко всему добавились просто исторические претензии курдов по поводу сопричастности России к блокированию и выдаче Турции Абдулы Оджалана. Курды этого не забыли, и всего лишь делают вид, что Россия их «потенциальный друг». Вопли русских о курдах, которые раздаются по разным поводам, никто не воспринимает всерьез. Что бы ни говорили американцы по поводу «территориальной целостности», курды - это американских проект, а израильтяне и британцы выступают со своими проектами. Есть и иранский проект, и турецкий, европейский, возможно, и армянский, только нет русского проекта.

По курдской проблеме США официально занимают протурецкую позицию. США декларировали невозможность не только создания курдского государства в Турции и в Ираке, но и невозможность создания автономии с широкими правами. США предполагают сохранение Турции как унитарного государства и, в отличие от ЕвроСоюза и ведущих европейских государств, не предполагают даже увеличения прав турецких курдов в сфере использования своего языка и культуры. В лучшем случае, США предполагают урегулирование курдской проблемы в Турции в результате решения социально-экономических проблем в курдонаселенных регионах страны.

Данная позиция США оставалась неизменной на протяжении 20 лет, но администрация Дж.Буша заявила о данной позиции более определенно, что, видимо, находит подтверждение в позиции администрации Б.Обамы. США вынуждены считаться с курдской проблемой в Турции лишь в связи с тем, что вступление Турции в ЕвроСоюз обусловливается урегулированием курдской проблемы. Вместе с тем, США и Великобритания столкнулись со сложными проблемами, связанными с курдонаселенными регионами в Ираке.

Усилиями США и Великобритании на Северо-западе Ирака де-факто создано курдское государство, которое поддерживают Иран и Израиль - как фактор противостояния Ираку. Данное государственное образование хотя и продолжает оставаться экономически несамодостаточным и слабым с позиций безопасности, но доказало свою способность формировать органы власти, строить гражданское общество восточного типа, осуществлять внешние политические отношения. Находясь в сильной зависимости от США и Великобритании, данное государственное образование курдов формирует свои отношения со всеми заинтересованными государствами – Ираном, Ираком, Сирией, Израилем и даже с Турцией. Имеются регулярные контакты между руководителями ведущих политических партий Иракского Курдистана и региональным правительством с представителями данных государств.

В США нет сколько-нибудь опытных специалистов по курдским проблемам в аналитическом сообществе. Имеется ряд специалистов в разведывательном сообществе, аналитические возможности которых, видимо, ограничены. По заказам администрации по курдской проблеме в США работают три исследовательских учреждения – «Институт Среднего Востока», «Вашингтонский институт Ближневосточной политики», «Центр стратегических и международных исследований», а также отдельные исследователи в некоторых университетах. Основная конкуренция в сфере идей происходит между «Институтом Среднего Востока» - в целом проарабское учреждение и «Вашингтонским институтом Ближневосточной политики» - произраильское учреждение, которое занимает более серьезные позиции в американской политике.

В США исследовательские учреждения играют большую роль в формировании внешней политики в тех случаях, когда США не имеют достаточного опыта применения политических решений по данным проблемам. В связи с этим, по курдской проблеме большую роль играют произраильские центры и специалисты. Кроме того, Израиль и еврейские организации всегда играют достаточно важную роль в рассмотрении американцами всего комплекса проблем по Ближнему Востоку. Вместе с тем, при высоком уровне консолидации с Турцией, Израиль имеет свои интересы в ряде исламских регионов.

Известно, что Израиль установил отношения с режимом Талибан. Израиль имеет давние отношения практически со всеми курдскими политическими, религиозными и вооруженными организациями. Израиль стремится более эффективно использовать курдский фактор против Ирака, Ирана и Сирии, в связи с чем оказывает конкретную помощь правительству Иракского Курдистана, в том числе в разведывательной сфере. Израиль – единственное государство, безусловно, заинтересованное в создании независимого курдского государства на северо-востоке Ирака, которое охватывало не только значительную территорию, но и контролировало бы нефтедобывающий район Киркук.

Израиль строит свои отношения с Турцией по курдской проблеме в направлении создания турецкого (фактически, турецко-израильского протектората) над всеми курдами – сирийскими, иракскими и иранскими. Для Турции это представляется весьма сомнительным проектом, но Израиль возлагает надежды на США, которые он надеется заинтересовать этим проектом. При этом, усилия ЕвроСоюза по урегулированию курдской проблемы в Турции на основе расширения социально-культурных прав курдов способствует реализации данного израильского проекта.

Таким образом, при рассмотрении курдской проблемы необходимо учитывать интересы и устремления Израиля. Вместе с тем, перед США и отчасти перед ЕвроСоюзом встала новая стратегическая задача – обеспечить сдерживание турецких амбиций, и данной цели подчинена вся совокупность политических усилий США в турецком направлении.

Нет оснований утверждать, что США располагают подробно разработанным планом решения курдской проблемы в результате осуществления военной операции против Ирака. По мнению ряда американских экспертов, подробное представление о решении курдской проблемы в Ираке до окончательного выяснения судьбы иракской нефти бессмысленно, потому что ситуация выглядит более чем непредсказуемой. Очевидно то, что США и Великобритания менее склоны публично обсуждать курдскую проблему в Ираке и явно сократили свои обещания курдским политическим организациям. Одновременно уменьшились обещания и шиитским организациям.

США склоны размышлять о будущем Ирака как унитарном государстве. Однако эти внешние проявления американской политики вовсе не отражают подлинных намерений США в отношении Ирака. США не намерены создавать в поствоенном Ираке сильное централизованное государство. Так или иначе, американцы предполагают создание нескольких достаточно адекватных центров власти, при формальном сохранении целостности Ирака. Поэтому для курдов открывается достаточно благоприятная перспектива. Во всяком случае, курды в Ираке и в других странах не имеют лучшей перспективы.

В послевоенный период происходит обсуждение политико-государственного устройства Ирака как некого демократического процесса, с привлечением всех слоев и групп иракского общества. Именно в этом режиме предполагается решить судьбу курдов, которые получат такие права, которые будут обусловлены политической ситуацией. Наряду с этим, в обозримой перспективе США непременно используют курдский фактор в осуществлении давления на Турцию. Но в настоящее время США не заинтересованы и не готовы к столь активному использованию курдского фактора в Турции, хотя по умолчанию этот фактор используется в диалоге с турками.

В настоящее время правительство курдского государственного образования ставит задачу по укреплению своих вооруженных сил. Ставится задача довести численность боеспособных сил до 60 тысяч человек. Ранее данная цифра приводилась формально, а в действительности боеспособными являлись только 12 – 15 тысяч. Курдское региональное правительство получило от США и Великобритании значительное количество вооружений и осваивает его под контролем представителей данных держав. В Иракском Курдистане созданы офисы ЦРУ и внешней разведки Великобритании, которые действуют в контакте с местными властями. Региональное правительство предлагает США и Великобритании «узаконить» деятельность данных офисов, подписав соответствующие договора, но обе державы отказываются от этого шага, избегая устанавливать с региональным правительством официальные отношения.

Следует отметить, что США и Великобритания терпимо относятся к развитию экономических отношений между Иракским Курдистаном и Ираном, так как отсутствие данных отношений приведет к дополнительной и очень значительной нагрузке на них по проблемам обеспечения данной территории продовольствием и другими материальными ресурсами.

Представляет интерес и то, что США и Великобритания не пытаются ограничить контакты курдов с Сирией. Можно предположить, что тем самым создается опыт контактов курдов с арабами, что может иметь позитивное значение для установления отношений курдов с новым политическим руководством Ирака. Возможно, это подготовка арабов к созданию независимого курдского государства. Политическая судьба курдов, в определяющей мере, зависит от перспектив контроля и использования США и Великобританией нефти и газа в Ираке. Вопреки различным оценкам о провале американской политики в Ираке, США создали важные условия для достижения своих целей в использовании энергоресурсов. Поэтому, на данном этапе в интересах США удержать Ирак от развала. Развал начнется, когда США начнут терять контроль над Ираком.

Курдская проблема воспринимается политиками и экспертами США как ненужный и неудобный довесок в американской политике. Практически, никто из экспертов, занимающихся Ближним Востоком, не имеет более-менее определенных представлений по «роли и месту курдской проблемы в политике США». Даже американские эксперты арабского, турецкого или иранского происхождения, работающие в «Институте Среднего Востока»,хорошо знакомые с курдской проблемой, затрудняются сформулировать позицию и намерения США по курдам.

Наиболее приемлемой для США моделью станет децентрализованная конфедерация, при номинальном сохранении политического центра в Ираке. Эксперты «Института Среднего Востока» (Вашингтон), прежде всего, Роско Саддакс (Roscoe Suddarth), Майкл Данн ( Michael Collins Dunn, Ph.D.) и Дэвид Мак (David L. Mack), убеждены, что Ирак останется единым государством, приводя аргументы политического и этно-демографического характера, что выглядит не очень убедительным. Эти мнения, безусловно, отражают ожидания арабских экспертов и политиков, которые участвуют в работе и спонсорстве данного института. Эксперты «Вашингтонского института ближневосточной политики» также придерживаются мнения, что Ирак может рассматриваться как целостное государство, но допускают различные вариации и возможность распада Ирака в недалеком будущем. Патрик Клаусон (Patrick Clawson), Роберт Сэлтоф (Robert Satlof) – ведущий сотрудник данного влиятельного института, Денис Росс (Dennis Ross), назначенный ответственный чиновник в ГосДепе по делам Ирана и Ближнего Востока, считают, что главной задачей в Ираке является безопасность, и вопрос о сохранении целостности Ирака, в определяющей мере, будет зависеть от вопросов безопасности, но если раздел Ирака будет способствовать развитию демократии, борьбе с радикалами и осуществлению нефтяных проектов, то может быть можно будет рассмотреть и эту перспективу.

Турция не может позволить создания суверенного курдского государства, тем более, в расширенным границах, имеющего границу с Сирией и контролирующего Киркук. Пока, США всего лишь парируют претензии Турции, пытаясь представить свою политику в Ираке, учитывающую турецкие интересы. Но вполне возможно ожидать более широкую дискуссию между США и Турцией, когда попытаются «обменять» независимость курдов на признание суверенитета Северного Кипра, а также на усиление ее позиций в Южном Кавказе. Американцы опасаются, что курдская проблема станет фактором более тесного сотрудничества Турции с Ираном и арабскими государствами, а курдские провинции Ирака станут, подобно Израилю, «стратегической заботой» для США.

Можно достаточно убедительно утверждать, что у США и Великобритании нет определенных рекомендаций в отношении курдской проблемы. Обе державы понимают, что, так или иначе, на Севере Ирака будет создано суверенное курдское государство, но проблема в том, когда это произойдет и при каких условиях политического развития. По признанию американских экспертов, США несут моральную ответственность за политическую судьбу и безопасность курдов и не хотели бы демонстрировать другим народам неблагодарность к курдам и отсутствие ответственности.

Великобритания больше настроена на создание курдского государства в Ираке, но не способна это осуществить без США, а также не хотела бы влияния Израиля в Курдистане. В США произраильские организации и группы стали последовательными лоббистами курдских интересов, что раздражает Турцию. Израиль, опережая события, пытается использовать курдский фактор не только против Ирана, но и против Турции.

По мнению, Вэйна Мерри (E.Wayne Merry – Senior Associate American Foreign Policy Council), рано или поздно, курдскую проблему необходимо будет обсуждать и принимать решения, но пока отсутствуют представления о вариантах их решения, США могут столкнуться с неожиданным кризисом, связанным с курдской проблемой в масштабах всего Ближнего Востока.


Игорь Мурадян

http://www.lragir.am/russrc/comments20999.html
Просмотров: 827 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024