Армия сильна не только своей численностью, но и высоким боевым духом Доктор военных наук, профессор Александр Корабельников указывает:
«История свидетельствует о том, что искусство воюет и воюет как в мирное
время, так и во время войны. Спектакль, книга, фильм, как и песни,
«удваивают армию». Искусство удваивает нацию, но и может стать пятой
колонной в своей стране, как показала наша суровая действительность». И
действительно, боеспособность армии и высокая культура взаимосвязаны.
РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Важнейшую роль в воспитании патриотов своей страны, в поднятии
морального духа войск сыграли произведения отечественных поэтов и
прозаиков, в том числе не понаслышке знакомых с военной службой Гавриила
Державина, Дениса Давыдова, Александра Грибоедова, Михаила Лермонтова,
Льва Толстого, Александра Куприна, Николая Гумилева, Михаила Зощенко,
Константина Симонова, Эммануила Казакевича, Василя Быкова, Юрия
Бондарева, Бориса Васильева и многих других.
«Говоря об армии как самостоятельном организме не следует забывать,
что победоносная, непобедимая армия – могучее дерево, выросшее на почве
своей родной страны, с корнями, глубоко проникшими в ее духовную и
физическую толщу. Степень мощности дерева зависит от тех живительных
соков, которые она пьет из страны, из общества и которые,
перерабатываясь в школе армии, не теряют все же своей первоначальной
сущности. Отсюда – громадная роль писателей, затрагивающих вопросы в
области духа, из области повседневной жизни общества и армии в
философских и беллетристических произведениях, так как на их поучениях и
образцах воспитываются мысли и чувства современников», – писал генерал
Алексей Куропаткин по поводу влияния произведений Льва Толстого на
офицеров и нижних чинов русской армии.
Анализ программ по литературе, действовавших в советских
образовательных учреждениях показывает, что все литературное образование
было в основном ориентировано на задачи патриотического воспитания
молодежи, на их подготовку к защите социалистического Отечества
(произведения Дмитрия Фурманова, Николая Островского, Аркадия Гайдара,
Константина Тренева и др.), образы защитников Родины, борцов за ее
свободу и независимость – Данко, Метелицы, Мехельсона, Чапаева, Павки
Корчагина – ярко и с большой убедительностью учили любить Родину, ее
героический народ, показывали боевые и трудовые традиции.
Проведенный же анализ действующих в настоящее время
программно-методических материалов по литературе показывает, что из
программы обучения изъято большое количество произведений патриотической
направленности. Например, в учебнике «Современная русская литература»
(1990-е годы – начало XXI века) по тематике Великой Отечественной войны
рекомендованы издевательская эпитафия Иосифа Бродского «На смерть
Жукова» и книга Георгия Вадимова «Генерал и его армия», в которой
восхваляются Гудериан и предатель Власов. В «Энциклопедии для детей»,
выпущенной одним из российских издательств, названы только два
выдающихся полководца Жуков и Власов. При этом дано несколько фотографий
Власова.
Не входит в программу обучения «Повесть о настоящем человеке» Бориса
Полевого, не изучается на уроках литературы «Молодая гвардия» Александра
Фадеева, мало кто из учащихся знает «Судьбу человека» Михаила Шолохова,
«Русский характер» Алексея Толстого и др. Произведения, освещающие тему
Великой Отечественной войны, изучаются в основном обзорно, не
предполагая в отличие от текстуального изучения детального углубления в
текст произведения. Зато российским учащимся рекомендуют читать такие
произведения, как «Лолита» Владимира Набокова, «Голубое сало» Владимира
Сорокина и др.
Миллионными тиражами публикуются книги и воспоминания изменников
Родины Виктора Резуна (Суворова), Олега Гордиевского и др. Рекламируется
деятельность бандитов и террористов. Так, например, в книге
«Энциклопедия военного искусства», в которой практически ни слова не
сказано о военном искусстве как таковом, приводится описание того, как
«полковник вооруженных сил Республики Ичкерия (Басаев), укрепившись по
всем правилам военного искусства в здании больницы (г. Буденновск),
провел на территории противника диверсионную акцию, адекватную тому, что
творили федеральные войска в Чечне, в результате которой батальон
Басаева с триумфом вернулся в Чечню, униженный и оскорбленный Кремль был
вынужден де-факто признать Дудаева лидером Ичкерии, а Степашина на
посту директора ФСБ сменил Барсуков».
Кем будет учащийся после прочтения данных произведений?
Антипатриотом, человеком, ненавидящим прошлое своей страны и свой народ?
Станет ли он защитником Отечества? Будет ли он уважать армию, с
почтением относиться к военнослужащим?
НА ЧЬЕЙ СЛУЖБЕ ТЕАТР, МУЗЫКА, КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ?
Немало желающих опошлить военнослужащих и армию нашлось и среди
театральных деятелей. Вот один из примеров – постановка на сцене не
какого-нибудь, а Центрального академического театра Российской армии
спектакля «Одноклассники» по пьесе писателя Ю.М. Полякова. Одного из
персонажей играет человек из фонда, как указано в программке, одетый в
форму майора. Этот майор доставляет в подарок к 40-летию парализованному
ветерану афганской войны то протез руки, то протез ноги, играя при этом
роль полного идиота. И зрители довольны, зрители смеются. Как вы
думаете, способствует ли эта постановка воспитанию уважения к
военнослужащим и армии? Ответ очевиден.
Современная массовая культура реанимирует низшие аспекты сознания и
инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и
интеллектуальную деградацию личности. Примитивизируется все: театр,
кино, литература, живопись, музыка.
На моральное состояние войск всегда оказывало и оказывает влияние
изобразительное искусство. В его развитие значительный вклад внесли
российские военнослужащие. В золотой фонд изобразительного искусства
вошли произведения таких выдающихся мастеров, как Петр Клодт и Василий
Верещагин, явлением в отечественном изобразительном искусстве стала
деятельность студии военных художников имени М.Б. Грекова. Сегодня же в
живописи – засилье постмодернизма, постимпрессионизма,
постабстракционизма. Причем нет таких ярких представителей, какими в
свое время были Василий Кандинский, Казимир Малевич и др. Есть рабское
племя подражателей да новоделов, вершиной творчества которых становятся
произведения из экскрементов и карикатуры на военных и армию.
Большую роль в армейской жизни играет музыкальное искусство. Многие
исследователи как у нас в стране, так и за рубежом обращали внимание на
роль музыки в сплочении воинского коллектива, поднятии морального духа
воинов. В развитии мировой музыкальной культуры значительные заслуги
имеют русские военные, такие как гусарский офицер Александр Алябьев,
генерал Цезарь Кюи, морской офицер Николай Римский-Корсаков, воспитанник
школы гвардейских прапорщиков Модест Мусоргский, основатель и
руководитель Ансамбля песни и пляски Советской Армии генерал-майор
Александр Александров и др.
Однако в настоящее время в стране в целом и в армии в частности
всячески пропагандируется и внедряется западная поп-музыка.
Рекламируются разнообразные музыкальные группы и коллективы, в
исполнении которых звучат песни с призывом к насилию, сексу, в том числе
и нетрадиционному, очень часто в сочетании с ненормативной лексикой.
Выдающийся русский композитор Родион Щедрин назвал подобную музыку
грязью в музыкальной атмосфере.
В современном мире на мировоззрение человека значительно воздействует
кино и телевидение. 80% молодых людей считают, что телевидение
оказывает на них сильное влияние. На первом месте (20%) – программы
информационно-аналитического характера и новости, на втором (19%) –
передачи развлекательного характера, на третьем (16%) – спортивные
трансляции, а далее художественные фильмы и музыкальные передачи. 5%
опрошенных не смотрят телевизор.
Следует отметить, что в историю кино вошло много имен, связанных с
Вооруженными силами. Это прежде всего есаул Войска Донского Александр
Ханжонков, старший лейтенант, командир воздушно-десантной роты Григорий
Чухрай, майор Юрий Озеров, капитан 1 ранга Владислав Микоша и многие
другие.
Однако в настоящее время в кинотеатрах и на телевизионных каналах
сплошным потоком идет показ эротических фильмов, низкопробных сериалов и
недобросовестной рекламы. Причем без всяких ограничений. Положение в
этой области усугубляется негативным воздействием на молодежь такими
низкопробными кинофильмами, как «Штрафбат», «Враг у ворот», «Сволочи»,
где извращаются важнейшие события Великой Отечественной войны.
К сожалению, правительство мало озабочено сложившейся в киноиндустрии
и на телевидении ситуацией. Это проявляется в ненадлежащем контроле за
деятельностью телевизионных каналов, попустительстве при выдаче лицензий
на телевизионное вещание, отсутствии цензуры за тем, что
демонстрируется на экранах кинотеатров и телевизоров. Все это приводит к
духовно-нравственному обнищанию и растлению российских граждан.
ДАНЬ ТРАДИЦИЯМ
В основе воспитания молодого поколения в России всегда лежала
идеология выполнения воинского долга перед Отечеством. Этот долг русские
солдаты и офицеры исполняли во всех войнах, и по праву военнослужащие
считались самым патриотичным слоем общества. Патриотизм, неразрывно
связанный в России с преданностью престолу и вере предков, был
краеугольным камнем психологии военнослужащих. Триединая формула «За
веру, царя и Отечество» определяла все воспитание будущих воинов. Их
поведение и отношение к окружающей действительности неизбежно
обуславливалось тем, что всякое явление или идея рассматривались сквозь
призму национальных интересов и задач страны.
Армия сильна прежде всего традициями. Одна из них – религиозная
культура. Военная организация получает со стороны религии огромную
поддержку – за полководцем стоит авторитет Бога; мужество воинов
усиливается учением о загробном мире и воздаянии павшим в бою «за други
своя». Поучительной для сегодняшней России является политика, проводившаяся в
XIII веке Александром Невским. Русский князь пошел на соглашение с
татаро-монгольской Ордой и направил основные усилия на борьбу с
крестоносцами, угрожавшими Руси с Запада. Он даже подавил восстание
своего брата против Орды. Александр Невский видел, что Орда требует в
основном уплату налога (ясака) и не трогает Православную церковь, не
навязывает свой язык и культуру. А Тевтонский орден подавлял прежде
всего веру и национальную самобытность завоеванных народов.
«За все время своего существования России приходилось отбиваться от
двух врагов, – утверждает русский военный историк Антон Керсновский. –
Первый враг – враг восточный – приходил к нам из глубины азиатских
степей, сперва в облике обров и половцев, затем монголов и татар и,
наконец, турок. Эти последние, покорив пол-Европы, превратили Царьград в
Стамбул – тем самым став поперек нашего исторического пути.
Второй враг – враг западный. Имя ему было и осталось – немец. Враг
упорный и беспощадный, хитрый и бездушный, коварный и бесчестный. На
протяжении семисот лет – от Ледового побоища до Брест-Литовска – враг
традиционный, но не раз по капризу истории надевавший личину
«традиционной дружбы» – всякий раз все к большей своей выгоде и все к
большей беде России.
Борьба с восточным врагом обратилась для России сперва в защиту
христианской веры, а в последующие века в освобождение угнетенных
единоверцев и единоплеменников. И тот же освободительный характер
приняла и самая большая из ее войн с врагом западным.
Все это сообщает войнам, веденным Россией, характер, совершенно
отличный от войн, веденных другими народами, и придает им отпечаток той
высшей гуманности, за которую на этом свете не существует человеческой
награды. Ведя эти войны, Россия выполняла свою задачу – задачу «Божьей
рати лучшего воина» – многовековой непрерывный крестовый поход.
Француз умирал за славу, за белое знамя, за императора – и просто за
прекрасную Францию. Англичанин погибал на краю света «за все большую
Британию» и лил во славу старой Англии свою кровь во все моря земного
шара… Русский офицер и русский солдат полагали свою душу «за други
своя». Со смертью каждого из них словно одной звездочкой становилось
больше на небе. И если бы удалось собрать в один сосуд всю кровь,
пролитую ими на протяжении веков на полях Германии и Франции, Галиции и
Польши, в горах Болгарии и Армении, – то единственной надписью на этой
чаше могло бы быть: «Не нам, не нам, а Имени Твоему».
А ныне в стране складывается антихристианская культура. Сексуальные
извращения подаются как признак «элитарности». Произошел резкий рост
сатанинских, оккультных движений, сект. И все это в угоду принципа
толерантности, а по существу в результате духовно-нравственного упадка,
попрания всех норм морали и этики.
А КУЛЬТУРА ТАК И ПРЕТ
Упадок культуры в обществе во всем проявляется и в армии – в
поведении, форме одежды, взаимоотношениях начальников и подчиненных.
К сожалению, пример бескультурья показал бывший руководящий состав
Министерства обороны РФ во главе с Анатолием Сердюковым, который сам не
гнушался применять ненормативную лексику в общении с офицерами. В
частности, известен случай, как в сентябре 2010 года министр во время
посещения Рязанского воздушно-десантного училища крыл нецензурной бранью
начальника училища Героя России гвардии полковника Андрея Красова в
присутствии его подчиненных. Правда и эти боевые офицеры отчасти
виноваты в том, что позволили так вести с собой зарвавшемуся мебельщику.
Надо было непременно тут же осадить его.
Армейская культура, вообще говоря, не такая вещь, наследником или
обладателем которой можно себя объявить. Как, каким образом могут
обучать и воспитывать на воинских традициях офицеров случайные люди типа
министра Сердюкова и его «женского батальона», который он привел с
собой в военное ведомство. Вот, например, руководитель департамента
военного образования и науки Министерства обороны Тамара Фральцова. Нет
необходимости особо подчеркивать, что эта «дама с собачкой», как ее
называют в Министерстве обороны, ибо даже на совещания она приходит с
собачкой на руках, весьма далека как от армейской культуры, так и от
военной науки и образования. Правда, и здесь офицеры хороши – терпят в
общении с собой на серьезных служебных совещаниях присутствие псины и ее
«сведущей» хозяйки.
Отсутствие профессионализма у людей, принимающих решение, привело к
серьезным ошибкам при разработке новой формы одежды для военнослужащих.
По каким-то неведомым соображениям погон оказался не на плече, а на
груди. А ведь военная форма одежды – это атрибут практической ценности, а
не атрибут дома мод. Она предназначена для несения военной службы, а не
для подиума. Красноречивее всего о компетентности прежнего руководства
Министерства обороны России говорит их приверженность в первую очередь к
модным формам военной одежды, результатом чего стали массовые
простудные заболевания и вывод из строя целых подразделений и частей.
Важнейшая роль в формировании армейской культуры принадлежит
образованию. К сожалению, прежним руководством департамента образования
Минобороны РФ во главе с Екатериной Приезжевой система военного
образования была развалена, в частности, были ликвидированы несколько
основных военных академий и вузов, в семь раз уменьшено количество
преподавателей. Офицерский состав Министерства обороны РФ стали обучать
по трехуровневой болонской системе (бакалавриат, специалитет и
магистратура), что повлекло резкое снижение качества подготовки офицеров
(новый министр обороны Сергей Шойгу ее уже отменил). По поводу
введенной ею системы образования госпожа Приезжева заслушивалась на
заседании Общественной палаты и, по свидетельству присутствующих военных
специалистов, внятно обосновать суть и цели реформы военного
образования так и не смогла.
И это неудивительно. Самое большее, что сделала Екатерина Приезжева в
военном образовании, – это создала по заданию Анатолия Сердюкова
пансион воспитанниц Министерства обороны РФ и лично отобрала в него
первых учениц. А затем по-своему продолжила реформу военного
образования: в России перестали готовить офицеров по ряду важнейших
направлений, но зато были созданы все условия для приема
девушек-курсантов практически во все военные училища, в частности в
Рязанском воздушно-десантном военном училище появились девчачьи роты.
О, ПОДРАЖАТЕЛИ, РАБСКОЕ
СТАДО!
Величайший и основной военный закон состоит в том, что военное искусство национально.
«Следует помнить, что военное искусство не может и не должно у всех
народов выливаться в одни и те же формы, быть всегда и везде одинаковым,
вне зависимости от духа и особенностей народа. Спасение наше и
возрождение может заключаться только в отрешении от иноземных устоев и
возвращении к заветам славных вождей Российской армии», – призывал в
начале ХХ века русский военный историк Николай Морозов.
К сожалению, в современной России государственные деятели не вняли
предупреждениям многих отечественных мыслителей, когда с 1992 года стали
формировать Российскую армию по американскому образу и подобию, введя
американский фасон военной формы одежды, подгоняя под ее стандарты
структуру Вооруженных сил, беря на вооружение американские формы и
способы военных действий. Все это закончилось массовым увольнением из
рядов Вооруженных сил многих способных офицеров и прапорщиков и довольно
чувствительным поражением Российской армии в первой войне на Северном
Кавказе.
Нам нужен иной подход к изучению зарубежных армий. Со многими армиями
надо сотрудничать. Но сотрудничество должно означать взаимное
обогащение, а не подгонку под натовские или иные стандарты.
Но до сих пор не прекращаются попытки «втиснуть» российские воинские
традиции, русское военное искусство в прокрустово ложе иностранных,
прежде всего натовских, войск. В российской печати, к сожалению, иногда и
в «Красной звезде», вовсю превозносятся сомнительные достоинства то
американской, то израильской, то британской армий, незаслуженно принижая
в ряде случаев свою, российскую армию.
В частности, ставится нам в пример германская армия, где принято в
строю ходить не в ногу. В одной из газет в рассказе о голландской армии
предлагается перенимать у нее такие, с позволения сказать, новшества,
когда военнослужащие не отдают друг другу честь, солдаты не встают,
когда мимо проходит генерал, и некоторые другие нелепости.
В западных армиях нет обращения военнослужащих друг к другу по
имени-отчеству. Просто в западном мире нет отчеств. А в ритуале общения в
российской армии по имени-отчеству заложены глубокий смысл защиты
человеческого достоинства и самобытное почитание своих предков, свою
принадлежность к великой нации. Презрительное русское «Иван безродный»
или «Иван родства не помнящий» относится именно к тем, у кого нет
отчества. Поэтому в российской армии как для командования, так и для
подчиненных рядовой, сержант, офицер, генерал не может быть Иваном,
Петром, Сидором, а только Иван Ивановичем, Петром Петровичем и т.д.
В западной печати поговаривают, что, если солдат на занятии вырыл
себе окоп, ему нужно отдельно заплатить. Кое-где введены запреты на
инспектирование и появление старших командиров в частях в выходные дни,
не учитывая того, что вместо этих командиров противник может учинить
«инспекцию» в самое неподходящее время.
«Нашим журналистам невдомек, – пишет президент Академии военных наук
РФ генерал армии Махмут Гареев, – что мы все это уже пережили. Еще в
уставах 30-х годов указывалось, что красноармеец приветствует командира
только в том случае, если он его уважает. Но жизнь нас уже в финскую
войну жестоко наказала за все эти вольности, и у нас вовремя одумались.
Дело в том, что все эти армии, которые сейчас расхваливают, никаких
испытаний еще не прошли и ни в одной серьезной войне не участвовали. Та
же голландская армия при первом столкновении с германской армией вместе с
другими западными армиями летом 1940 года не смогла оказать
противодействие противнику и быстренько разбежалась».
О ДЕДОВЩИНЕ
Ставленники мировой закулисы стараются (и не без успеха) запутать
население России путем смещения приоритетов проблем – выдать проблемы
вторичные и третичные за главные, первостепенные. Например, с проблемы
поддержания боевой способности армии на проблему дедовщины в воинских
коллективах. Это весьма эффективный военный прием.
Причем сегодня дедовщина является главной проблемой в деятельности
многих общественных организаций, проявляющих повышенную заботу о
призывниках. Однако, замена дедовщины среди солдат на «бабовщину»
Комитета солдатских матерей не заполнит вакуума патриотизма в армии.
Кроме того, нельзя молодого человека – будущего воина держать в
тепличных условиях, постоянно оберегая от жизненных невзгод. Отмечено,
что годность призывников к военной службе за последние 10 лет снизилась
на 20%. А вот физически развитому солдату не грозит дедовщина
сослуживцев и не требуется «бабовщина» Комитета солдатских матерей.
Сейчас многие бездельники и разгильдяи, а иногда и откровенные
преступники, прежде всего из числа военнослужащих срочной службы, ищут
защиту в Комитете солдатских матерей и других правозащитных организациях
от дедовщины.
Дедовщина пришла к нам из Древнего Рима. Как известно Москва – Третий
Рим. А в Древнем Риме система воспитания и подготовки воинов,
создавшая, по словам Энгельса, победителей Древнего мира, была основана
на дедовщине, когда, например, старослужащие-ветераны, а по нашему
«деды», занимались по 4 часа в день, а новобранцы по 12 и более часов. И
это было оправданно, так как новобранцу необходимо было как можно
быстрее стать полноценным воином, чтобы не погибнуть в первом же бою.
«…мы всегда выигрывали тем, что умели искусно выбирать новобранцев,
учить их, так сказать, законам оружия, закалять ежедневным упражнением,
предварительно предвидеть во время упражнений в течение лагерной жизни
все то, что может случиться в строю и во время сражения, и, наконец,
сурово наказывать бездельников», – свидетельствовал военный теоретик
Древнего Рима Вегеций в своей книге «Краткое изложение военного дела».
Сегодня российской армии необходима государственная защита прежде
всего в моральном плане от клеветнических измышлений, инсинуаций и
откровенной лжи со стороны недобросовестной и продажной части
политических и общественных деятелей, аналитиков, журналистского и
телевизионного корпуса страны. Необходимо создание атмосферы
нравственности в стране и обществе, без которой невозможны воспитание
конструктивного оборонного сознания людей, создание заслонов и преград
разрушительной деятельности врагов России и их агентов влияния.
Независимое военное обозрение
|