Активные
обсуждения военной тематики последних дней пока не подают признаков
умеренности, выявляя новые приложения и круги взаимосвязанных вопросов. В
этом ряду спорным остается вопрос о том, какие изменении в силовом
соотношении в сложившейся ситуации нужно ожидать, и в пользу какой
стороны они будут? Поэтому было вовсе не удивительным затрагивание такой
темы, как соглашение о сокращении обычных вооружений. Об этом
вспоминают время от времени, чаще в тех случаях, когда нужны
дополнительные обоснования для обвинений. А в данный момент это было
более чем необходимо. И вспомнили. Еще
в 1992г. в Ташкенте в рамках ОБСЕ между Азербайджаном, Россией,
Арменией и Грузией было подписано соглашение о сокращении обычных
вооружений, устанавливающее квоту на предусмотренные для стран Южного
Кавказа вооружения. По сути, это было не чем иным, как органическим
продолжением Венского договора «Об обычных вооружениях в Европе»,
ограничивающим количество 5 видов вооружения. Согласно документу, каждая
из стран, выступающая стороной соглашения, может иметь самое большее
220 танков, 220 бронемашин, 275 пушек, 100 военных самолетов и 50
вертолетов. Сегодня
даже несерьезно говорить об этом соглашении 18-летней давности. Среди
вышеперечисленных стран вряд ли найдется хотя бы одна, которая осталась
до конца верной букве и духу этого документа. Россия вообще вышла из
этого «клуба», а остальные, исходя из необходимости или поддавшись
силовой гонке, пошли еще дальше, перешагнув рубеж вышеупомянутых цифр.
Поэтому некоторым показался анахронизмом сделанное на днях руководителем
общественно-политического отдела аппарата президента Азербайджана Али
Гасанова заявление о том, что «подписание последнего соглашения между
Москвой и Ереваном может нарушить положения соглашения о вышеупомянутом
вооружении». По всей вероятности, бакинский чиновник имел в виду тот
факт, что, согласно армяно-российскому договору, РФ поставит армянской
армии современное оружие. Если
бы подобные тревоги прозвучали из какой-либо другой страны, пожалуй,
следовало бы дать надлежащие объяснения. Однако Азербайджан имеет меньше
всего прав высказывать такие сомнения и предъявлять косвенные
обвинения. Это та страна, которая каждый день трубит о своем миллиардном
военном бюджете и приобретении новейших видов оружия. Это та страна, о
договорных нарушениях которой заявляют представители НАТО и ООН.
Наконец, это та страна, истинные причины беспокойства которой отнюдь не
обусловлены проявлениями добросовестности и уважения к соглашениям. До
недавнего времени Азербайджан еще надеялся, что Армения не выдержит
гонки вооружений и под ее давлением вынужденно пойдет на уступки. А
теперь, когда российское присутствие и содействие получили законный вид и
оформление, в Баку поняли, что рано или поздно именно они вынуждены
будут проявить более конструктивный подход в карабахских переговорах. Одна
из последних надежд, связанная с возможностью приобретения у России
систем С-300, похоже, также не становится спасательным кругом для Баку.
Об этом вчера говорил также министр обороны РА. С.Оганян сказал, в
частности, следующее: «Приобретение любого вида вооружения влияет на
баланс сил в регионе. В то же время, должен отметить, что приобретение
систем противовоздушной обороны С-300 не может иметь прямого воздействия
на соотношение сил между Арменией и Азрбайджаном, поскольку их
применение Азербайджаном против Вооруженных сил РА во всех возможных
сценариях будет неэффективным по той простой причине, что мы хорошо
знакомы с этими системами, достаточно долго эксплуатируем их и знаем
возможности снижения их эффективности». Азербайджанцы также знают об
этом. Системы «Земля-воздух», созданные для нейтрализации воздушных сил и
баллистических ракет противника, не подходят для Армении, поскольку
наша страна не имеет баллистических ракет и особо не выделяется
численностью своих воздушных сил. Вместо этого, акцент в вопросе
модернизации вооруженных сил РА нынче ставится на сверхточные виды
оружия дальнего действия. Кроме того, по заверениям военных, мы имеем
хорошую противовоздушную оборону. В этих условиах и после достижения
согласия с Россией рассматривается более чем бессмысленным инициируемая
Азербайджаном гонка вооружений. Добавим также, что, взяв на себя
ответственность за обеспечение безопасности границ РА, РФ, по сути,
ставит знак равенства между возможностями Армении и Азербайджана. А в
этом случае уже меняется плоскость гонки вооружения. Если Баку еще хочет
остаться в этой гонке, то потом будет вынужден мериться силами не
столько с Ереваном, сколько с Москвой.
Арман ВАГАНЯН
Источник:"Национальная идея"
|