Варвара Жлуктенко Старенький Як, борт Киев – Ереван, героически разрывает облака. Кресло впереди сидящего пассажира уже несколько часов до боли давит колени, но вот в иллюминаторе появляется захватывающая дух вершина Арарата. На посадку заходим с грустью оттого, что класс летящего в Ереван самолета украинских авиалиний точь-в-точь соответствует царившей в последние годы вялости контактов между нашими странами.
Дефицит знаний Украины и Армении друг о друге достиг критической точки и стал превращаться в голод. Мы почти ничего не знали о них, а они вынуждены были смотреть на нас глазами российских телеканалов и потому, встретив человека из Киева, спрашивают: «Ну как там у вас было и есть на самом деле?» Долины, горы и люди Армении способны утолить информационную жажду украинского гостя сполна. Ереван протягивает навстречу руки-проспекты. Европейские черты города сочетаются с кавказским аскетизмом народа, для которого главное прокормить семью и – чтобы не было войны. Умея довольствоваться малым в том, что касается материального, армянский народ придерживается максимализма в культуре и духовности. В музее Святого Эчмиадзина хранится драгоценный крест. Золото для него в советское время собрала семья французских армян и, чтобы обойти запреты, переправила в Ереван вместе с туристами в виде колец, серег и других «обычных» украшений. Опера – сердце армянской столицы. Выполненные с художественным вкусом памятники деятелям культуры, кажется, вдыхают воздух вместе с горожанами. В знаменитом беломраморном Каскаде проходят выставки и вернисажи, улицы пестрят афишами гастролей мировых звезд.
Армения, веками разделенная между несколькими империями, пережившая катастрофу 1915 года и сталинские репрессии, карабахский конфликт и «темные годы» начала 90-х, когда в ереванском Парке влюбленных вырубили деревья, сегодня ухаживает за новыми саженцами и стремится к возрождению. Молодежь предпочитает учить английский и стажироваться в университетах Запада, государство наращивает контакты с Евросоюзом, но о евроинтеграции как о цели государственной политики тут не говорят. Реализм и кавказская гордость заставляют Армению воздерживаться от громких заявлений, в то время как и она еще очень далека от европейских стандартов, и Евросоюз безумно далек от Араратской долины. Вместо этого здесь учат детей, берегут древние церкви, и, хоть и ездят «по-кавказски», гордятся тем, что Президент заставил гаишников завязать со взятками.
Внешняя политика Армении во многом напоминает концепцию нынешних украинских властей – с той разницей, что многовекторность и балансирование между мировыми центрами силы Ереван по объективным обстоятельствам был вынужден выбрать намного раньше Киева. Сегодня Армения стремится диверсифицировать экономические связи и вдохнуть новую жизнь в политические контакты. В Ереване приглашают украинских инвесторов, а армянские бизнесмены продумывают планы проектов в Украине.
Суждено ли этим планам сбыться, покажет время. Между тем «Профиль» начинает свой проект – серию материалов, с помощью которых мы хотим представить нашим читателям Армению. Ведь знание – особое богатство, не зависящее от политической конъюнктуры. Армянам об этом хорошо известно, а потому они последовательно заботятся об интеллекте нации как о главном стратегическом ресурсе государства.
Сегодня, накануне Дня независимости Армении, мы предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с Президентом Сержем Саргсяном. В ближайших номерах «Профиля» читайте о том, какие конкретные предложения украинским инвесторам приготовил Премьер-министр Тигран Саргсян, об армянском опыте стратегического партнерства с Россией и эффективного взаимодействия с НАТО, об исторических трагедиях и политике примирения с прежним обидчиком ради будущего и о многих других параллелях между нашими странами.
…Обратно группа журналистов, увидевших Арарат благодаря Послу Армении в Украине Андранику Манукяну, возвращалась уже на «Боинге». Хочется верить, что контакты между Киевом и Ереваном отныне будут требовать широких крыльев во всех смыслах этого слова
http://www.profil-ua.com
|