Суббота, 27.04.2024, 06:12

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Январь » 26 » КОМУ МЕШАЕТ СТАТУС-КВО?
12:02
КОМУ МЕШАЕТ СТАТУС-КВО?


Или кто уполномочил Сейм Литвы на разработку резолюции по Карабаху?

24 января в Москве состоялась встреча министров иностранных дел Армении, России и Азербайджана Эдварда Налбандяна, Сергея Лаврова и Эльмара Мамедъярова. По сообщению пресс-службы МИД РА, в ходе встречи стороны продолжили обсуждение вопросов повестки дня процесса урегулирования карабахского конфликта.

Вопреки обыкновению, участники встречи по завершении переговоров не выступили ни с заявлениями, ни с какими-либо комментариями. Это, с одной стороны, можно объяснить тем, что день проведения встречи был омрачен терактом в московском аэропорту Домодедово, унесшим жизни 35 человек, свыше 150 получили ранения разной степени тяжести. К этой варварской акции до сих пор приковано внимание мировых СМИ.

С другой стороны, изначально было понятно, что министерская встреча в Москве не приведет к мало-мальски ощутимым результатам.

Как известно, инициатором встречи выступила российская сторона, которая, по словам главы МИД РФ, намеревалась в русле согласованных сопредседателями подходов постараться "нащупать развязки по двум-трем проблемам, которые, хотя и малочисленны по сравнению с уже согласованными, но являются наиболее сложными”. Однако искать развязки на фоне нарастающей в Азербайджане антиармянской истерии, потуг Баку доказать свое "право” на применение силы и шантажировать Армению и посредников угрозами новой войны - дело неблагодарное и, по сути, невозможное. В преддверии встречи, а именно в период с 16 по 22 января, азербайджанская сторона более 90 раз нарушала режим прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил НКР и Азербайджана, произведя около 500 выстрелов из различных видов стрелкового оружия в направлении Гадрутских, Мартунинских, Аскеранских и Мартакертских оборонительных позиций НКР. 20 января в результате интенсивного обстрела с азербайджанских позиций, расположенных вблизи Горадиза, погиб военнослужащий Армии обороны НКР Овик Мкртычевич Сукиасян. В целом же за три недели января азербайджанская сторона более 270 раз нарушала режим перемирия, произведя по позициям Армии обороны НКР более 1500 выстрелов из различных типов стрелкового оружия.

Международные посредники на это отреагировали более чем сдержанно. Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис по традиции воздержался от комментариев по конкретной ситуации. Он лишь выразил обеспокоенность увеличением случаев нарушения режима прекращения огня и заявил, что ответственность за разрешение карабахского конфликта лежит на конфликтующих сторонах. По его словам, председательствующая в ОБСЕ Литва ратует за сохранение диалога открытым, а также гарантии отсутствия эскалации.

О каких гарантиях идет речь? Со дня установления режима прекращения огня в мае 1994г. Азербайджан постоянно не только обстреливает приграничные территории НКР и Армении, но и периодически осуществляет диверсионные вылазки. Только в 2010г. количество нарушений с азербайджанской стороны на линии соприкосновения с вооруженными силами НКР по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 53%, составив 5 тысяч 871. Что касается действий диверсионно-разведывательных групп, то, по словам министра обороны НКР генерал-лейтенанта Мовсеса Акопяна, в целом зарегистрировано 30 случаев попыток проникновения. Все они были пресечены подразделениями АО НКР, за исключением одного случая. 18 июня прошлого года диверсионной группе противника удалось проникнуть на позиции АО НКР, убить 4 военнослужащих, 4 ранить, оставив одного убитого. "Во всех остальных случаях силами наших подразделений, несущих боевое дежурство, либо было предотвращено проникновение, либо противник был уничтожен. В результате ответных действий карабахских подразделений специального назначения был уничтожен 41 и ранены 23 военнослужащих противника. В результате диверсионных действий и снайперских выстрелов противника погибли 7 и ранены 8 военнослужащих Армии обороны НКР”, - отметил Мовсес Акопян.

Тут стоит, наверное, отметить, что не принимающий предложение сопредседателей об отводе снайперов с линии соприкосновения Азербайджан приобрел для подготовки снайперов российские (!?) тренажеры и оружие и открывает в Баку снайперские курсы, главная цель которых "будет состоять в подготовке метких стрелков для вооруженных сил”.

Глава МИД АР Эльмар Мамедъяров в ходе недавнего посещения стран Латинской Америки откровенно заявил, что усилия Азербайджана направлены не на урегулирование азербайджано-карабахского конфликта, а на то, чтобы через сопредседателей МГ ОБСЕ надавить на Армению с целью вынудить ее к односторонним уступкам: "К сожалению, международное сообщество, в частности США, Россия и Франция в качестве трех основных сил, которые являются посредническими в мирном процессе и вопросе вывода армянских войск, не оказывают достаточного давления на Армению. Таким образом, мы должны активизировать наши переговоры. ...Если дипломатические методы не принесут результата, то да, мы готовы использовать любые средства, чтобы вернуть наши территории”, - сказал Мамедъяров. Под "нашими территориями” главный дипломат Азербайджана имеет в виду не только прилегающие к бывшей НКАО районы, перешедшие под контроль НКР в ходе Азербайджаном же развязанной войны, но и сам Карабах.

Тот же Мамедъяров в интервью кувейтской газете Alrai пропел старую песню о готовности Азербайджана вести переговоры для предоставления Нагорному Карабаху высокого статуса автономии. По его словам, "это позиция Азербайджана, которая поддерживается со стороны международного сообщества, и никому не удастся насильственным путем изменить границы Азербайджана. Мы верим в возвращение оккупированных территорий и надеемся, что это возможно дипломатическим путем”.

Иными словами Баку, проиграв им же развязанную войну, надеется, что, как и в начале ХХ века, международное сообщество просто подарит ему Арцах, а там, глядишь, можно будет позариться и на территории Армении, которые президент АР уже именует "исконно азербайджанскими”. Для этого необходимо только изменить статус-кво, сложившийся в зоне конфликта по итогам военной агрессии Азербайджана 1991-94гг., и в этом Баку надеется на помощь посредников.

Любопытно, что группа членов Сейма председательствующей в ОБСЕ Литвы начала разрабатывать резолюцию "О мирном урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе”. Как заявила азербайджанскому агентству Trend спикер Сейма Ирена Дягутене, судьба резолюции будет зависеть от усилий международного сообщества по решению конфликта.

"Большая группа членов Сейма зарегистрировала проект резолюции, в котором предлагает отказаться от желания постоянно поддерживать статус-кво, достигнутый при помощи силы, а не международного права, что способствует нестабильности в регионе”, - сказала она. По ее словам, в проекте резолюции поощряется более весомое участие Евросоюза в поисках решения вопроса о статусе Нагорного Карабаха, что создало бы условия для обеспечения реализации принципов верховенства международного права.

Можно было бы предположить, что спикер литовского Сейма не знакома с историей проблемы Арцаха и с хронологией азербайджано-карабахского конфликта или же знает о них исключительно с подачи Баку. В противном случае, спикер Литвы, страны, которая много лет боролась "против большевистской оккупации”, была бы в курсе того, что теми же большевиками по сговору с турецкими кемалистами вопреки международному праву исконно армянские земли Арцах и Нахиджеван были переданы искусственно созданному в начале ХХ века государственному образованию под названием "Азербайджан”. Г-жа Дягутене обязана была бы знать, что именно Азербайджан в 1988-92гг. осуществил широкомасштабные этнические чистки и акты геноцида в отношении армянского населения страны, после чего предпринял военную агрессию против НК и Армении.

Если в Литве об этом не ведают, то тем более непонятно, как Сейм председательствующей в ОБСЕ страны берется за разработку такого ответственного документа? Кто вообще уполномочил его на подобного рода действия?! И кто, в конце концов, будет нести ответственность за возможную эскалацию насилия в регионе в случае развала ныне существующего военно-политического баланса - Литва или ОБСЕ в целом?

Специально для Вильнюса приводим цитату из аналитического доклада Института Кавказа "Нагорный Карабах: парадоксы силы и слабости в асимметричном конфликте” экспертов - Сергея Минасяна и Ларисы Дериглазовой:

"После завершения "горячей” стадии конфликта в 1994г. ситуация находится в "замороженном” состоянии. Понятие "замороженного” конфликта подразумевает наличие всех структурных элементов конфликта - объективных и субъективных, при отсутствии конкретных действий сторон по достижению своих целей. "Заморозка” конфликта означает сохранение потенциала его пробуждения и возможность стремительной эскалации до полномасштабной войны при ослаблении контроля над ситуацией или отказа сторон от добровольного или вынужденного самоограничения. Эскалация возможна также и при недальновидном поведении сил, которые не являются прямыми участниками конфликта, но имеют интересы и влияние в регионе.

Многие аналитики предрекают карабахскому конфликту продолжительное пребывание на стадии консервации при постоянном внимании региональных и международных игроков, заинтересованных в стабильности ситуации в регионе. Невозможность нахождения приемлемого компромисса по спорным вопросам заставляет посредников надеяться на сохранение хрупкого мира в противовес полномасштабной войне. Однако то, что кажется невозможным сейчас, в среднесрочной перспективе может стать реальностью при сохранении двух важнейших условий: 1) невозобновление боевых действий сторонами конфликта и 2) сохранения формального переговорного формата между конфликтующими сторонами при активной поддержке и под давлением политического авторитета влиятельных мировых акторов, заинтересованных в стабильности региона. Исходя из подобной логики, даже вынужденное сохранение нынешнего status quo может стать неким механизмом для нахождения компромиссов между сторонами к тому моменту, когда они будут внутренне готовы к урегулированию и возникнут более благоприяные внешние предпосылки”.


Гаянэ МОВСЕСЯН "Республика Армения"
Просмотров: 751 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024