Армении и НКР необходимо укреплять свои дипломатические позиции Очередной
визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ Роберта Брадтке (США), Игоря
Попова (РФ), Бернара Фасье (Франция) в регион азербайджано-карабахского
конфликта не показал ничего нового. Информация об их встречах в Ереване и
Степанакерте более чем сдержанная. От общения с журналистами в Армении и
НКР посредники отказались. А в пресс-релизах - общие фразы и никакой
конкретики. По сообщению пресс-службы президента Армении, в ходе встречи
обсуждались вопросы, связанные с нынешним этапом карабахского
урегулирования. С главой НКР сопредседатели, согласно официальному
сообщению, обсудили ряд вопросов, касающихся урегулирования
азербайджано-карабахского конфликта и региональных процессов. Бако
Саакян отметил, что, вопреки миротворческим усилиям сопредседателей,
Азербайджан продолжает политику, препятствующую не только урегулированию
конфликта, но и формированию атмосферы взаимодоверия между сторонами.
Это и нарушения режима прекращения огня по всему периметру линии
соприкосновения, и искаженное представление различных событий, и
преднамеренная политизация гуманитарных проблем. К
последним Бако Саакян причислил непрекращающиеся в Азербайджане
спекуляции вокруг полевой миссии сопредседателей и возобновления работы
степанакертского аэропорта. Алиев даже не стал
ожидать окончания визита посредников. В дни их пребывания в Ереване и
Степанакерте он в очередной раз заявил, что "предоставление сейчас или
когда-либо независимости Нагорному Карабаху невозможно, это не является и
не будет темой переговоров”, и что "вопрос может найти решение на
основе принципов, могущих обеспечить проживание людей, живущих в
Нагорном Карабахе, и граждан Азербайджана, которые обязательно туда
вернутся, в статусе автономии, самоуправления - нынешний статус-кво
должен быть изменен”. При этом глава Азербайджана не преминул указать на
растущую "военную мощь” своей страны. Для пущей
убедительности Баку устроил на линии соприкосновения два шоу. Первое
заключается в том, что именно в эти дни Азербайджану приспичило
проводить на границе с НКР учения, по ходу которых четыре
азербайджанских самолета-истребителя и пять боевых вертолетов принялись с
небольшими перерывами осуществлять полеты вдоль линии соприкосновения в
Агдамском, Тертерском направлениях. Второе шоу
азербайджанцы устроили в Агдаме, куда сопредседатели прибыли из НКР,
перейдя границу по заранее разминированному участку "с целью содействия
послу Каспрчику в объективном расследовании инцидента, имевшего место на
данном участке 8 марта”, когда в Баку возопили о, якобы, убийстве
азербайджанского подростка армянским снайпером. Примечательно, что
азербайджанцы же провалили попытку проведения первого мониторинга на
этом участке, по горячим следам, не допустив миссию ОБСЕ на передние
позиции дислокации своих войск. На сей же раз посредников в Агдаме
встретили с почестями, подготовив для них встречу с семьей погибшего
мальчика, а также "доказательства”, подготовленные генпрокуратурой
Азербайджана: "Сотрудники Генпрокуратуры встретились с представителями
ОБСЕ и сопредседателей МГ ОБСЕ, которым рассказали о ходе следствия и
представили доказательную базу о причастности армянской стороны”. Какое
"расследование” должны были провести азербайджанцы без участия
армянских и независимых иностранных экспертов, говорить излишне. Все это
сильно смахивает на "расследование”, проведенное азербайджанцами же в
Губе, где несколько лет назад они случайно обнаружили массовое
захоронение начала ХХ века и утверждают, что эти останки принадлежат
"азербайджанцам и евреям, зверски убитым армянскими дашнаками”,
отказываясь при этом от проведения независимой экспертизы. Все это
свидетельствует о том, что цель Баку - не выявление истины, а изыскание
очередных доводов для проведения антиармянской пропаганды. А в итоге -
торпедирование компромиссного урегулирования азербайджано-карабахского
конфликта. Еще одним свидетельством подобной цели
является заявление завотделом по общественно-политическим вопросам
администрации президента Азербайджана Али Гасанова, выразившего
недовольство Баку всеми занятыми в области карабахского урегулирования
структурами, в том числе и институтом сопредседателей ОБСЕ. "Это
недовольство заключается в том, что процесс переговоров все больше
затягивается в рамках амбиций противоположной стороны, и на повестку
выносятся вновь согласованные ранее вопросы. Будучи азербайджанской
стороной, мы требуем усиления справедливого давления на противоположную
сторону в связи с разрешением армяно-азербайджанского,
Нагорно-Карабахского конфликта. То есть этот вопрос имеет свои рамочные
принципы, и в соответствии с этими принципами возникла необходимость
ускорения процессов. При отсутствии давления на противоположную сторону
все это затянется на еще более долгий срок. Отмечу, что это недовольство
уже было доведено до сопредседателей, и после этого мы намерены еще
больше усилить давление. Давление будет усилено не только в их
отношении, но и в отношении всех международных организаций. Поскольку
международные организации также обязаны в соответствии с Уставом ООН
обеспечивать защиту прав Азербайджана как члена международного
сообщества... Беженцы и вынужденные переселенцы, права которых не
восстанавливаются в течение десятилетий, будут все больше усиливать это
давление и озвучивать требования. Институт сопредседателей ОБСЕ должен
или достичь продвижения в разрешении конфликта, или отступить.
Сопредседатели должны сделать заявление, что не справляются с этой
работой, и Азербайджан должен восстанавливать свое национальное и
международное право так, как может”, - сказал Гасанов. Он добавил, что в
ходе встреч сопредседателей МГ в Баку будет затронут и отчет миссии
ОБСЕ на прилегающих к НК территориях: "В связи с отраженными в нем
вопросами провели исследование соответствующие структуры, в том числе
МИД, и, возможно, что этот вопрос будет вновь рассмотрен. В отчете есть
моменты, совпадающие и не совпадающие с позицией Азербайджана”. Иными
словами, на компромиссный мир Баку работать не будет. В этой ситуации
армянским сторонам бездействовать и вовсе грешно. В плане укрепления
позиций Армении и НКР на дипломатическом направлении есть огромный
потенциал. Международное право - отнюдь не монополия Азербайджана, оно
распространяется не только на государства, признанные или непризнанные,
но и на людей, в них проживающих. В этом контексте мы вновь вынуждены
напоминать об азербайджанском армянстве, которое в 1988-92гг.
подверглось организованным азербайджанскими властями тотальным
этническим чисткам, актам геноцида и депортации, а также о правах и
интересах полумиллиона беженцев-армян из Азербайджана. Права последних
отражены даже в целом не соответствующих интересам НКР и Армении
Мадридских принципах, в которых говорится о равных правах для ВСЕХ
беженцев и внутренне перемещенных лиц. Международным правом
предусмотрено получение ими компенсации, материальной и моральной,
территориальной - за потерянную родину. Баку не намерен выплачивать им
никакую компенсацию, но это могут сделать армянские стороны, передав в
их собственность освобожденные территории в качестве частичной
компенсации. Для этого необходимо предпринять ряд внутренних шагов -
принятие закона о гражданстве НКР и др., а также внешнеполитический шаг -
внести проблематику армянских беженцев в повестку переговоров по
карабахскому урегулированию. Тогда мы сможем выправить искаженную
хронологию конфликта, а следовательно, и логику переговоров, явить миру
истинного агрессора - Азербайджан и, защищая попранные права
азербайджанского армянства, отстаивать национальные и государственные
интересы и Армении, и НКР. Тогда, кстати,
делегациям Армении в ПАСЕ и в других международных инстанциях не
придется избегать участия в обсуждениях проблемы Арцаха. Вооружившись
необходимыми политическими аргументами, они смогут спокойно не только
отражать наскоки азербайджанцев и турок, но и проводить политику в
интересах армянских государств. Гаянэ МОВСЕСЯН"Республика Армения"
|