Понедельник, 25.11.2024, 23:54

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2012 » Ноябрь » 13 » Когда откроется абхазская дорога?
15:05
Когда откроется абхазская дорога?

Сухумские и бакинские правители пытаются воспрепятствовать задействованию транскавказской магистрали
Поданная новыми тбилисскими правителями идея возобновления железнодорожного сообщения между Грузией и Россией по территории Абхазии удостоилась неоднозначной реакции в Сухуми. Представители политической элиты непризнанной республики видят в перспективе задействования транскавказской магистрали реальную угрозу суверенитету. Инициатива, реализация которой позволила бы прорвать транспортную блокаду Армении, еще больше беспокойства вызвала в Баку.



Секретарь Совета безопасности Абхазии Станислав Лакоба заявил, что сухумские власти не получали официального предложения от Грузии. О готовности официального Тбилиси рассмотреть вопрос задействования магистрали абхазы узнали из прессы. Напомню, о подобном намерении заявил госминистр Грузии по реинтеграции Паата Закареишвили, подчеркнувший, что возобновление сообщения не будет увязываться с политическими вопросами. По словам Лакоба, если даже Абхазия получит от Грузии официальное предложение, реакция последует отрицательная, поскольку затея, по его мнению, преследует вовсе не экономические, а исключительно политические цели. Секретарь Совета безопасности Абхазии уверен, что задача Тбилиси — создать почву для возвращения беженцев и изменения в республике демографической ситуации. Абхазские эксперты отмечают, что если бы с таким предложением выступил министр транспорта или экономики, это было бы одно; совсем другое, когда это говорит госминистр по реинтеграции. Само название ведомства Пааты Закареишвили, по мнению сухумских обозревателей, свидетельствует о том, что истинная цель его предложения — восстановление Грузией контроля над Абхазией.
Следует заметить, что далеко не все представители абхазского истеблишмента руководствуются подобной логикой. Среди сухумских политиков есть немало людей, осознающих бесперспективность политики закрытых дверей и железных занавесей. В политической элите республики есть два крыла, представителей которых условно можно разделить на националистов и пророссийских. Представители последнего угроз в возобновлении железнодорожного сообщения не видят, считая, что Москва не позволит ущемления интересов Абхазии. Они предлагают не отвергать предложение и обсудить его со всей серьезностью. Поднятая истерия им непонятна, так как всего несколько месяцев назад те же националисты молчали, когда Москва и Тбилиси подписывали соглашение, касающееся вопроса вступления России в ВТО. В этом документе черным по белому написано, что участок железной дороги от Псоу до Ингури признается транзитным транспортным коридором, бесперебойное функционирование которого Москва обязуется гарантировать. Почему же тогда абхазские патриоты не стали предъявлять претензии своему главному стратегическому партнеру? В любом случае совершенно очевидно, что если в Кремле решат поддержать предложение Тбилиси, способы убедить абхазов непременно найдутся. Дело на самом деле упирается вовсе не в них.
Гораздо жестче отреагировали на предложение Пааты Закареишвили в Баку. Азербайджанские правители осознают, что в случае задействования транскавказской магистрали их усилия по блокированию Армении окажутся практически бессмысленными. Ереван обретет прямой наземный доступ к железнодорожным коммуникациям России и Евросоюза, товарооборот с которыми составляет две трети общего объема армянского импорта и экспорта. Ясно, что прорыв блокады непременно скажется на крепости позиций Армении в карабахском вопросе. Осознавая это, официальный Баку уже хватается за все возможные рычаги воздействия на Грузию с целью предотвратить открытие абхазской дороги. В своем стремлении насолить армянам Баку опустился до откровенных угроз в адрес официального Тбилиси. "Если Грузия восстановит железнодорожную связь Армении с Россией, Азербайджан окажет поддержку сепаратистским режимам в Абхазии и Осетии”, — заявил депутат меджлиса от правящей партии "Ени Азербайджан” Муса Гасымлы. "Грузия должна учитывать интересы Азербайджана. Ведь экономика Грузии напрямую зависит от Азербайджана.
Если Иванишвили продолжит свою проармянскую политику, Баку вынужден будет предпринять соответствующие шаги”, — угрожает парламентарий. Еще отчетливее высказался директор Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу, который обычно озвучивает точку зрения администрации президента. Он вдруг вспомнил, что в Грузии "ущемляются права азербайджанцев”, и по сути призвал своих соотечественников к оружию. "В Грузии постоянно наблюдались случаи религиозной и этнической нетерпимости в отношении азербайджанцев. На глазах правоохранительных органов совершались нападения на азербайджанские семьи, были покушения на честь девушек. Атаки были не случайны, их целью не был грабеж. За этим стоят политические вопросы. Это мессидж Азербайджану. В этой ситуации организация самообороны превращается в необходимость. Другого пути нет, терпение иссякает”, — заявил Ахмедоглу. Главный рычаг воздействия Азербайджана на Грузию энергетический. Почти весь объем потребляемого страной газа Тбилиси покупает у Баку. (Незначительный объем голубого топлива, остающийся в Грузии вместо платы за транзит российского газа в Армению, погоды не делает.)
Азербайджан предложил грузинам достаточно льготные условия — 145 долларов за тысячу кубометров, что действительно намного дешевле мировых цен. Но если иметь в виду степень политической зависимости, в которой оказался из-за этого официальный Тбилиси, то следует признать сомнительность подобного рода партнерства. Представителям администрации Бидзины Иванишвили не нравятся попытки Ильхама Алиева говорить с ними с позиции силы. В этом смысле важно рассмотреть акценты недавнего заявления госминистра Пааты Закареишвили, выступившего с комментарием относительно звучащих из Баку угроз: "Как грузинский чиновник, я должен в первую очередь думать об интересах Грузии, а не Азербайджана. Открытие железной дороги необходимо прежде всего Грузии, а не Армении, как полагают азербайджанские политологи. Поэтому не азербайджанцам решать — восстанавливать нам железнодорожное сообщение с Россией или нет. Грузия не собирается жертвовать своими интересами в пользу других”. Сказано предельно отчетливо. С такой же прямотой высказался по данной теме политический эксперт, профессор Тбилисского государственного университета Эмзар Джегереная. "В Азербайджане будут недовольны, но этот вопрос касается стратегических интересов Грузии, и никому не будет позволено совать в наши дела свой нос”, — заявил ученый.
Ясно, что приказав поднять шлагбаум на дороге, ведущей в Абхазию, Бидзине Иванишвили сложно будет рассчитывать на дешевый азербайджанский газ. Прежде чем принять окончательное решение, премьер-министру предстоит взвесить все положительные и отрицательные последствия открытых дорог. Среди ожидаемых плюсов не только многомиллионные таможенные сборы за транзит грузов, следующих в Армению и из Армении. После задействования железной дороги Карс — Ахалкалаки грузинский участок транскавказской магистрали станет важнейшим звеном глобальной транспортной цепочки Север — Юг. Статус транзитного государства между Европой и Ближним Востоком обеспечит дополнительный поток в государственную казну Грузии немалых денег. Кроме того, следует учесть обширные перспективы, которые дорога откроет перед грузинскими фермерами и экспортерами, стремящимися вернуться на грузинский рынок. На противоположной стороне весов только доступ к недорогим энергоносителям. Но сколько может Тбилиси терпеть политический диктат Алиева, держащего Грузию на коротком поводке и шантажирующего "правом вентиля”? В конце концов, в случае нормализации отношений с Москвой грузины смогут запросто перейти с азербайджанского газа на российский, что не будет предполагать столь жестких политических условий. Бидзина Иванишвили — бизнесмен. Его решение будет предельно прагматичным и основанным на рациональном расчете. Это позволяет рассчитывать на то, что он выберет политику открытых границ, достойную любого цивилизованного государства.

 Артем Ерканян

http://www.nv.am/politika/23590-kogda-otkroetsya-abxazskaya-doroga

Просмотров: 611 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024