В феврале мировые СМИ распространили информацию о том, что немецкий христианский союз Via Dolorosa
призвал христиан мира бойкотировать турецкий фильм «Фатих 1453»,
который, по сути, имел антихристианское содержание. Фильм рассказывал о
завоевании Константинополя, положившем начало падению Византийской
христианской империи, имевшей в свое время большое геополитическое
значение. В последнее десятилетие руководители Анкары, чрезмерно
впечатленные достижениями османского периода, переживают ностальгические
времена, и такие фильмы призваны сформировать в обществе новые
настроения и идеи, что может привести к новой волне проявлений
нетерпимости к христианам.
Турки, в частности «цивилизованные турки», очень любят говорить, что
даже в то время, когда ислам составлял основу общества и государства,
немусульмане, пользуясь своей религиозной свободой, спокойно жили в
стране. История показывает, что такой оптимизм является всего лишь
плодом фантазии турок: возможно, что-то стерлось в их памяти. Весь
османский период можно охарактеризовать как удар по человечеству и
цивилизации, сопровождавшийся повсеместными погромами, исламизацией и
ассимиляцией автохтонного населения, уничтожением церквей или, в лучшем
случае, превращением их в мечети. Если в современной Европе уже
потерпевшую «крах» проблему мультикультурализма пытались решить путем
интеграции, то османские и турецкие власти решили проблему
мультикультурального общества и продолжают решать ее силой. Иными
словами, это – следствие политики «турецкого мультикультурализма».
Если в начале XX века здесь жили миллионы христиан, то сегодня эта
цифра, согласно исследованию Ассоциации протестантских церквей Турции,
составляет 120 тыс. человек и имеет тенденцию снижения, вопреки
оптимистам, утверждающим обратное.
Несмотря на то, что турецкие власти обещали на пути вступления в ЕС
либерализовать ограничивающее права христиан законодательство, тем не
менее христианское население страны (0,1%) все еще сталкивается с
нескончаемыми ограничениями и препятствиями. Об этом свидетельствует
также ежегодный доклад, составленный Комиссией по религиозным свободам
Соединенных Штатов, в котором отмечены 16 государств, проявляющих
нетерпимость к свободе различных вероисповеданий, в том числе Турция.
Как отмечает представитель Международной комиссии по вопросам свободы
религии США Нина Шин, Турция сегодня использует более сложные методы,
приводящие к нейтрализации христианских и немусульманских меньшинств.
Турция вместо кнута использует бюрократические ограничения, мешающие
церквам продолжать свою деятельность1. Таким ограничениям и давлению подвергаются также католическая и протестантская общины Турции.
Католики: разрозненные сегменты
Число католиков, согласно различным источникам, составляет 29-34
тысяч человек – 0,05% от общей численности населения Турции. Причем они
рассеяны по церквам, основанным на пяти различных ритуалах.
Соответственно, в Турции действуют следующие церкви католической
конфессии – Армянская католическая (с армянским ритуалом), Римская
католическая (с латинским ритуалом), Греко-Византийская католическая (с
греческим ритуалом), Сирийская и Халдейская католическая церкви. Следует
подчеркнуть, что хотя эти общины де-факто существуют и признаны
государством как действующие, тем не менее де-юре они не признаны и не
имеют никакого статуса. Обстоятельство признанности отдельных общин,
согласно некоторым исследователям, свидетельствует также о том, что
Турция перманентно проводит политику создания среди нацменьшинств по
возможности множества центров самоуправления, посредством которых
максимально усиливаются манипуляционные возможности государственной
машины в этих кругах2.
Римская католическая церковь в отличие от других церквей,
сформированных на унитарной основе, имеет наиболее многочисленную
паству, а с национальной точки зрения она постоянно претерпевала
изменения. Еще в 1935г. адептами этой церкви были левантинцы
итальянского и французского происхождения, около 15 тысяч человек (за
исключением мигрировавших из Ливорно в Турцию сефардских евреев, которых
также иногда рассматривают как левантинцев – в основном адептов
иудаизма), однако стамбульские погромы 1955г. оказали на общину
отрицательное воздействие, в результате чего усилилась миграция членов
общины в Италию и другие страны.
Римские католические церкви сосредоточены в основном в Стамбуле,
Трапезунде, Адане. Среди адептов есть французы, итальянцы, ассирийцы,
марунины, греки и даже армяне, которые могли быть адептами Армянской
католической церкви. В условиях отсутствия собственной церкви по месту
жительства (особенно в городах Трапезунд, Мерсин, Адана, Самсун) они
вынуждены посещать Римскую католическую церковь, в связи с чем
малочисленные армяне-католики не могут быть причислены к адептам
армянской католической общины. В целом, адептами этой церкви являются
около 21 тысячи человек. Число адептов Халдейской католической церкви в
1950-2010гг. постоянно колебалось в пределах от двух до шести тысяч
человек. Адептами этой церкви являются ассирийцы и сирийские
арабы-христиане, примыкающие к католической конфессии. Они никогда не
составляли большое число в Турции: община в основном пополнялась за счет
иммиграции единоверцев из Ирака и особенно расширилась после двух
иракских войн. Адепты этой церкви в основном проживают в городах
Диарбекир, Мерсин и Стамбул.
Судьбу бесследно исчезнувшей с «религиозной карты» Турции болгарской
католической общины, похоже, повторяет также греко-византийская
католическая община. Если в 1950г. эта стамбульская община насчитывала
около 1000 человек, то сегодня она составляет символическое число –
всего 25 человек. А основной причиной эмиграции, естественно, были
стамбульские погромы. В этом аспекте неутешительно также положение
армянской католической общины: если до Геноцида община насчитывала 120
тысяч человек, то сегодня она ощутимо сократилась, достигнув 3000, а
согласно некоторым источникам – 100 человек (См. Таблицу 1).
Католики Турции (можно сказать, что и протестанты) на сегодня
являются фокус-группами для исламских радикалов и националистов.
Нетерпимость к католикам – явление не новое: оно появилась еще в 1960-х
гг. Например, под предлогом осуществления строительной деятельности
предпринимались попытки отчуждения церковных земель или даже сноса
церквей или их передачи в общественное пользование. Под этим предлогом
еще в 1963г. органы местного самоуправления превратили
римско-католическую церковь города Гиресуни в библиотеку. В 1976г. мэр
Самсуна Вехби Гюль начал настоящую кампанию против местной католической
церкви, издав указ о снесении церкви с целью строительства на ее месте
парка. С помощью лозунгов «Отправить ослов папы в Ватикан», «Это не
церковь, а миссионерский очаг» пытались настроить против церкви также
турецкую общественность Самсуна. Хотя после вмешательства Ватикана и
консульства Италии вопрос решился в пользу церкви, тем не менее в 1994г.
церковь Самсуна опять оказалась в центре внимания. Атилла Нур, человек,
страдающий душевным расстройством, выдвинул в адрес французского
священника церкви Пьера Брунисье обвинение в верообращении турецких
школьников, показе порнофильмов и раздаче алкогольных напитков. На фоне
этой шумихи члены католической общины, в основном французы, американцы и
армяне, покинули город – во избежание дальнейших сложностей, а через 12
лет настоятель церкви был зарезан руками того же душевнобольного
человека3.
Резкий рост правонарушений и убийств священнослужителей Римской
католической церкви после 2000г. свидетельствует о том, что община
находится в угнетенном состоянии. В частности, в апреле 2005г.
неизвестные лица пытались поджечь Культурный центр Св. Павла в Анталии, в
феврале 2006г. в Трапезунде был убит католический священник Андреа
Санторо, в Самсуне был зарезан итальянский священнослужитель Андриано
Франчини, в 2010г. был убит католический епископ Искендеруна Луиджи
Падовезе. Факты свидетельствуют о том, что Турция далека от религиозной
терпимости, и звучащие на государственном уровне мнения о том, что
толерантность к иноверным и иноконфессиональным группам в стране
находится на высоком уровне напрасны. Во всяком случае, политика,
направленная на восстановление и реставрацию принадлежащих к различным
течениям христианских конфессий церквей, неубедительна и носит
формальный характер. Этим шагом власти пытались смягчить возмущение
Запада в связи с убийствами католических и протестантских
священнослужителей, показать, что в их стране терпимость к христианам
находится на высоком уровне, приписывая себе идею культурного диалога.
Видно, что турецкие власти особо не признают существующей проблемы, и
любой инцидент, завершающийся человеческими жертвами, воспринимается
ими как очередное нарушение прав человека, а не как следствие ненависти и
религиозной нетерпимости, которая постепенно может охватить более
широкие слои общества. Следствием вышеперечисленного является также то,
что 48% граждан Турции не желает жить с соседями-христианами, а 54% – с
соседями-евреями4.
Примечательно также, что, в отличие от армянских и греческих
патриархов, при назначении руководителей католических церквей не было
заметно вмешательства государства. Последние два года власти без
каких-либо объяснений отклоняют требования Ватикана, в том числе по
вопросу правового статуса церкви5.
В то же время следует отметить, что католики здесь представлены
разобщенными и действующими разрозненно общинами. Основной причиной
сложившейся ситуации является этническое разнообразие адептов церквей,
побуждающее к консолидации вокруг важнейших национальных
(образовательных, благотворительных и пр.) проблем. Наиболее серьезными
формами сотрудничества католиков в Турции остаются межцерковные
отношения (обсуждаются перспективы религиозного, межобщинного
сотрудничества).
Рис. 1. Численность католической паствы по годам6
Протестанты и сходные конфессии
Информация о протестантах довольно противоречива, и неизвестно, у
какой церкви сколько адептов и каков их национальный состав. На сегодня
численность протестантов не превышает 6000 человек, в этническом плане
адептами этого течения являются армяне, греки, ассирийцы, болгары, в
некоторых случаях также турки. Помимо адептов Армянской евангелической
церкви (500 человек, до Геноцида существовала 60-тысячная община), есть
греческая, болгарская и немецкая протестантские церкви со своими
малочисленными общинами, действующие на территории Турции с османского
периода. Другие протестантские течения и церкви были сформированы позже.
Начиная с 1958г. в Турцию проникли адвентисты Седьмого дня: адепты
Уильяма Миллера очень скоро основали собственную церковь, однако их
деятельность была неэффективной. Обиходное и консервативное поведение
адвентистов идентифицировались со свидетелями Иеговы, и это
обстоятельство заставило многих отмежеваться от этой церкви. Другие
протестантские структуры, особенно методистская церковь, разворачивает
довольно бурную деятельность, имеет свои радиопередачи, издательства и
постепенно пытается занять нишу рядом с другими правящими
протестантскими церквами.
С проповедничеством протестантов связаны утверждения о том, что в
результате верообращения, совершаемого ими, Турция встанет на путь
христианизации, поэтому отношение к ним общества и силовых структур
выражено жестче и агрессивнее. Чтобы держать протестантов в атмосфере
страха, турецкая сторона распространяет в обществе тезис о том, якобы
это миссионерские центры.
В частности, отмечается, что иностранцы, покупающие в Турции
недвижимость и земли, посредством провокаций и обещаний, прикрываясь
религиозной «свободой», в частности, внушая молодежи за деньги идеи
верообращения, а также из-за местных экономических сложностей, поведут
народ к верообращению. И естественно, что миссионерство в Турции
воспринимается как процесс, угрожающий религиозному единству и даже
территориальной целостности страны. Как справедливо заметил живший
долгие годы в Турции католический священник Феликс Кернер, если в
руководствующихся кемалистской идеологией кругах хиджаб (женский
головной платок) символизирует удар по светским устоям страны, то крест в
этой стране воспринимается как начало конца Турции.
Используемое как в официальных обсуждениях и докладах, так и в
шовинистических и националистических сегментах общества турецкое
словосочетание «misyonerlik faali¬yetleri», характеризующее
проповедническую деятельность, согласно турецкому аналитику Гюзиде
Джейхану, имеет крайне отрицательный подтекст. Словосочетание «Misyonerlik faaliyetleri»
буквально может быть переведено как «проповедническая деятельность», и
само по себе не содержит ни положительной, ни отрицательной оценки этой
деятельности. Однако «misyonerlik faaliyetleri» на турецком имеет
коннотацию проповеднического заговора, склочничества и интриги. У обоих
слов в турецком языке есть негативный оттенок, и их отрицательный смысл
в одном словосочетании удваивается7.
Протестантские миссионерские группы не имеют больших возможностей для
внесения изменений в религиозную панораму страны. Просто, преувеличивая
их деятельность, различные турецкие группировки обогащают список врагов
страны. В действительности же протестанты разворачивают миссионерскую
деятельность среди поколений исламизированных армян, ассирийцев и даже
греков, а не турок, т.е. происходит не верообращение, а обращение в
прежнюю, исконную религию и сохраняются общины, «унаследованные» от
османского периода. Интересно, что переход от ислама в протестантство
имеет место также среди цыган Стамбула, что, безусловно, явление новое.
За эти годы удалось построить только одну протестантскую церковь, к
тому же в Ване: хотя власти пришли к согласию в этом вопросе, тем не
менее избранный от Ванской области депутатом представитель правящей
партии Мустафа Биличын заявил, что нет необходимости строить в
мусульманских обществах церкви, которые действуют как марионетки
сионизма. Служитель протестантской церкви Вахид Йылдыз отмечает, что
многие видят в них представителей лживых и конспирологических структур8.
Свою лепту в провоцирование и распространение нетерпимости в
отношении христиан вносят также СМИ, руководствующиеся определенной
турецкой идеологией. Законную деятельность любой христианской церкви СМИ
представляют в настолько негативном свете, что некоторые церкви даже
представляются в качестве террористических структур. И, как недавно
отметил греческий патриарх, христиане в Турции считаются людьми второго
сорта.
Сея ненависть к христианским меньшинствам, в том числе к самой
большой христианской общине – армянам, турецкие власти и привлеченные к
этому делу «работающие инструменты» создают благодатную почву для
окончательной дехристианизации страны. Подобные условия заставляют
христиан быть сдержаннее в проявлении своей религиозной свободы и жить в
этой стране в статусе «гетто».
1Союзники Анкары в Вашингтоне стремятся заставить замолчать критику, звучащую в адрес турецкой антихристианской политики, http://news.am/arm/news/98168.html.
2Татевик Хачикян, Миссионерство в Турции, http://www.lragir.am/armsrc/comments31494.html.
3Kapusen rahiplerin gelişi: http://www.anadolukatolikkilisesi.org/samsun/tr/storia.pdf.
4Почти половина турок не хочет соседствовать с христианами, http://www.sedmitza.ru/news/2363764.html.
5Католической церкви отказано в юридическом статусе на территории Турции, http://www.cnlnews.tv/2011/01/22/turkey/.
6Ronald Roberson (source: Annuario Pontificio), The Eastern Catholic Churches 2010, (August 22, 2010), http://www.cnewa.us/source-images/Roberson-eastcath-statistics/eastcatholic-stat10.pdf.
7Отмар Охринг, Гюзиде Джейхан, Исследование о религиозных свободах в Турции , http://www.religions.am.
8Победа домашней церкви в атмосфере антихристианской враждебности в Турции, http://barnabasfund.org.
|