Священники и паства в российской общине армян-католиков говорят на разных языках
Настоятель общины московских армянокатоликов служил в Москве три года. Фото из личного архива Георга Норадунгяна
|
Армянский католический священник Георг НОРАДУНГЯН приехал в
Россию три года назад и занял пост настоятеля московской общины
армянокатоликов. В эти дни завершается его каденция в Москве. Накануне
своего отъезда в Рим Георг Норадунгян рассказал корреспонденту «НГР»
Лидии ОРЛОВОЙ об истории и современной жизни Армянской Католической
Церкви в России.
– Как армяне католического вероисповедания оказались в России?
– Армянокатолики, составившие общину в Москве, приехали из Грузии,
где жили в районе Ахалкалаки и Ахалцихе. В начале 90-х годов они
приехали в Россию, чтобы работать, и так появилась большая община
армянокатоликов. В царское время уже существовала подобная община. В
советское время армянокатолики собирались в храме Святого Людовика на
Малой Лубянке. Были священники, которые время от времени приезжали,
совершали крещение, венчания. Только в 2001 году Патриарх Армянской
Католической Церкви Нерсес Бедрос XIX решил, что это уже большая община,
для которой нужен священник-настоятель. Первый настоятель служил в
Москве шесть лет, потом приехал я, служил три года, а сейчас должен
уехать.
– Сейчас ваша община зарегистрирована?
– Пока нет. Мы подали запрос и ждем ответа.
– Известно, что Армянская Католическая Церковь – одна из 22
Восточно-Католических Церквей и исповедует учение римского католичества.
После унии со Святым Престолом она сохранила свой традиционный
армянский обряд богослужений. Существуют ли еще какие-либо отличия от
Римско-Католической Церкви?
– Священник нашей Церкви может быть женат, как во всех Восточных
Католических Церквах. Но он должен жениться до того, как станет
священником.
– Какова структура Армянской Католической Церкви?
– У нас есть Патриарх, которые пребывает в городе Бейрут в Ливане. В
различных странах мира – США, Франции, Сирии – существуют епархии,
возглавляемые епископами. Российская община, как и общины в Грузии и
Восточной Европе, окормляется епископом Армении.
– В каких российских городах существуют общины Армянской Католической Церкви?
– Общины есть в Сочи, Адлере, Лазаревском, Туапсе, Армавире,
Краснодаре, Ульяновске, Ростове-на-Дону. Также в городах Белореченск в
Краснодарском крае и Венев в Тульской области. Я успел посетить 30
городов. Я и мой викарий встречались с прихожанами, совершали таинство
крещения, венчания. Мы бываем в тех общинах, где есть как минимум сто
семей.
– Эти общины оформлены как приходы или как пасторские пункты?
– Мы работаем над тем, чтобы оформить приход в Москве, а в других
городах существуют только пасторские пункты. Потом посмотрим, как будет.
Надо организовать в больших городах пасторский совет, настоятелей и
потом оформлять регистрацию. Мы всегда уважаем местные законы и делаем
все, что они требуют.
– Сколько всего армянокатоликов в стране?
– Очень сложно сказать. Есть пессимисты, которые скажут, что 80
тысяч. Есть оптимисты, которые скажут, что 200 тысяч. Так что истина
где-то посередине. Это очень сложно узнать, потому что наши единоверцы
всегда в движении – место жительства зависит от работы.
– А сколько верующих в московской общине?
– У нас записано более двух тысяч семей. Мы хорошо их знаем, они
приходят на мессу в храм. Данные этих прихожан у нас есть. Но на самом
деле семей больше, но они не хотят предоставлять свои данные.
– Почему?
– Кто знает… Они знают, что они верующие, что им надо ходить на
мессу, креститься, венчаться. И когда мы просим данные – это становится
новостью для них: «Зачем это? Что вы хотите делать с этими данными?»
– Члены московской общины – это столичная армянская диаспора?
– Обычно те, кто приходит на богослужения, – москвичи. Иногда бывает,
что у них гостят родственники из разных городов, которые знают, что
каждое воскресенье совершается месса. Когда они бывают в Москве, самое
первое «домашнее задание» – сходить в церковь, встретиться со
священником.
– Сколько священников служит в стране?
– В России сейчас четыре священника. В Москве два – я и мой викарий,
один священник в Краснодарском крае и есть еще священник в Новосибирском
районе.
– Где Церковь готовит будущих священнослужителей?
– Будущие священники из диаспоры – Сирия, Ливия, Америка – обучаются в
Риме. Семинаристы из Армении готовятся или в Армении, или в Польше.
Польша более близка по культуре католикам Закавказья. А вот для
кандидатов в священники из России больше подходит семинария в Риме – по
менталитету, по образу жизни.
– Могут ли россияне обучаться в Санкт-Петербургской католической семинарии?
– В Риме существует специальная семинария для армян, где слушатели
изучают философию, теологию, а также изучают свой обряд, традиции
Армянских Церквей, чего в Петербурге, к сожалению, сейчас нет. В
Петербурге готовят семинаристов к латинскому обряду. Но у нас есть
надежда, что при семинарии в Северной столице появится специальное
отделение для армян. Если наши семинаристы будут учиться в Петербурге,
нужно, чтобы два года они изучали старый армянский литургический язык и
свои обряд, традиции, историю. У нас, например, как я уже сказал, есть
священник в Краснодарском крае. Он армянин, но учился в Петербурге.
Только сейчас он изучает армянский язык, чтобы читать и понимать
литургические тексты.
– Сможет ли московская армянокатолическая община совершать
богослужения в храме Армянской Апостольской Церкви, который сейчас
строится в Москве?
– Конечно, это возможно, надо только договориться. Например,
апостольские армяне в Риме имеют разрешение каждую неделю служить в
нашей церкви. У нас очень хорошие отношения с ними. Я думаю, что прошлые
времена с их спорами между Церквами миновали.
– Известно, что Армянская Апостольская Церковь принимает в
число своих верующих представителей других национальностей. Возможно ли
подобное в Армянской Католической Церкви, например, при смешанных
браках?
– Здесь вопрос не в национальной принадлежности. Сейчас Католическая
Церковь уделяет особое внимание тому, чтобы все сохраняли свой обряд. С
этой точки зрения православный не должен становиться католиком, а
католик – православным. В отношении смешанных браков есть законы Церкви,
которые гласят: жена всегда следует за своим мужем.
– Известны ли случаи перехода апостольских армян в Армянскую Католическую Церковь?
– Такой необходимости просто нет. Армянин-григорианин может посещать
католический храм, а католик – армянский. Например, в Сочи,
Ростове-на-Дону и Армавире есть армянские апостольские общины и нет
католических. Наши люди посещают богослужения в григорианском храме.
– Если апостольские армяне могут так легко прийти к католикам и наоборот, различия в обряде нет никакого, дело только в унии?
– Да. Между армянами-католиками и апостольскими армянами нет такой
разницы, как между католиками и православными. У нас только небольшие
различия – отдельные традиции, обряды.
– С какими проблемами сталкивается Армянская Католическая Церковь в России?
– Первая проблема – это малое количество священников. Вторая – мы
никогда не думали, что однажды будем служить нашим людям в России.
Поэтому никто не знает русского языка. И когда Патриарх предлагает
священникам служить в России, никто не хочет, потому что не знают языка!
С другой стороны, молодежь в России не приходит в церковь, потому что
не понимает литературный армянский язык, ведь они разговаривают на
диалекте.
– Тем не менее у Армянской Католической Церкви в России есть будущее?
– Будущее? Это только Бог знает. В Польше, например, как говорят
историки, была большая община армянокатоликов – 200 тысяч, а сейчас их
нет. Мы делаем все возможное, чтобы наша община в России не повторила
эту судьбу.
Источник:"НГ-Религии"
|