Процесс карабахского урегулирования переживает откровенный тупик. Ещё
никогда состояние тупиковости не было столь рельефно выражено в этом
процессе, длящемся с 1994 года. Позиции армянской и азербайджанской
сторон конфликта абсолютно далеки от того, чтобы обнаружить хоть
какие-то признаки сближения, возможности внешних к урегулированию сил
ещё не созрели для принятия прорывных решений. В конфликте и вокруг него
сложился баланс сил, который можно охарактеризовать следующим образом.
Азербайджан не настолько силён, чтобы решить вопрос в свою пользу силой,
но он и не настолько слаб, чтобы не пытаться диктовать свои условия с
позиции силы. Армения и Нагорный Карабах не настолько слабы, чтобы
податься давлению азербайджанской стороны и шантажу с турецкой стороны,
но они и не настолько сильны, чтобы заявить всему миру о том, что для
них вопрос решён и эта решённость видна всем, кто смотрит на нынешнюю
реальную политическую карту в зоне конфликта. Если стороны
конфликта не могут сдвинуть его решение в какую-либо удобную для них
сторону, то это могут сделать внешние силы. Для последних важно найти
наиболее удобный по политическому времени и дипломатической конъюнктуре
отрезок времени, когда можно достичь качественных изменений в
карабахском вопросе. Мы
оставляем за рамками этой статьи вполне объективный и напрашивающийся
вопрос: а зачем внешним силам вообще нужно что-то качественно менять в
нынешнем раскладе сил? Попытаемся ответить на более функциональный
вопрос: как это можно сделать в формате гипотетического взаимодействий
таких стран, как США, Турция и Россия? Для
США важно достичь ещё большей изолированности Ирана в регионе. С
привлечением ресурсов карабахского конфликта это возможно сделать на
тесно связанном с карабахским другом потенциально не менее остром
конфликтном направлении в регионе - Нахиджеван. Иран имеет самые тесные
связи и контакты с данным краем, абсолютно оторванным от своей
метрополии в лице Азербайджана, но вместе с тем имеющим не менее тесные
связи с Турцией. Вбить клин между Ираном и Турцией, притом сделать это
на самой южной периферии Кавказа и вплотную к непосредственной
турецко-иранской границе является желанной целью американских стратегов.
Что может накалить отношения между Тегераном и Анкарой? Конечно, ввод
турецких войск в Нахиджеван без каких-либо предварительных обсуждений и
консультаций с Ираном. США и Турция могут достигнуть закулисного
соглашения о вводе турецких войск в максимально оперативном режиме в
Нахиджеван в случае военной эскалации в зоне карабахского конфликта.
России же со стороны американцев при молчаливом согласии турок может
быть предоставлен карт-бланш на миротворческую активность уже в Нагорном
Карабахе и прилежащем к нему некоторых территориях Низинного Карабаха. И
турки, и русские будут 'миротворцами' каждый в зоне своей
отвественности - соответственно в Нахиджеване и Карабахе, - дабы
соблюсти нормы международного права и не дать пострадать своему
международному имиджу со стороны возможных обвинений в аннексионистских
действиях. В такой ситуации Армения станет более сговорчивой по
отношению к США и Турции и фактически изолируется от Ирана, Азербайджан
станет более сговорчивым по отношению к России. Турция что-то 'отдаёт'
России, но она и приобретает нечто, что до этого было в монопольном
владении её северного соседа. В таком раскладе особенно заинтересованы
США, для которых все задачи в регионе в принципе соподчинены цели ещё
большей изоляции Ирана. С нашей точки зрения, Турция приобретёт
больше, чем Россия, а приобретение последней будет носить в целом
краткосрочный характер: расширение энергетических связей с Азербайджаном
и отодвигание угрозы масштабной дестабилизации на своём Северном
Кавказе в отдалённую перспективу. Армения будет в однозначном проигрыше,
за исключением варианта, когда монопольное миротворчество России в зоне
конфликта плавно трансформируется в объединение Армении с Нагорным
Карабахом с включением в это объединение некоторых территорий Низинного
Карабаха и распространения на новые границы объединённой армянской
государственности гарантий безопасности в рамках ОДКБ. Азербайджан будет
в проигрыше, но его проигрыш станет менее чувствительным, если ему
удастся избежать иранских контрдействий на своих южных рубежах (в
Талышистане). Это очень
деликатная схема возможных соглашений между США, Турцией и Россией. Она
требует времени и, самое главное, установившегося доверия между всеми
тремя акторами сделки. Ни того, ни другого сейчас нет. До парламентских
выборов в своей стране, намеченных на лето 2011 года, турки на
предметное обсуждение сделочных схем не пойдут. Но тут может открыться
'окно возможностей', сразу после турецких парламентских и до российских
(весной 2012 года) президентских выборов. Время с лета 2011 года и до
весны 2012 года будет критически важным на предмет проверки возможности
сделочных схем на Южном Кавказе. Что касается доверительных отношений
между потенциальными сторонами сделки, то они отсутствуют, можно сказать
пока, в любой перекрёстной конфигурации: доверия нет ни между США и
Турцией, ни между Турцией и Россией, ни между, тем более, США и Россией.
А когда нет доверия, то все боятся 'фальстарта' контрагента и его
действий, выходящих за рамки предварительных договорённостей. Кто
'побежит' первым (в нашем случае - кто первый введёт войска), тот и
достигнет максимального выигрыша. Координация же действий, их чёткая
параллелизация и согласованность фактически не достижимы в реалиях
отношений, складывающихся в треугольнике США - Турция - Россия. Степан Тер-Мелконян Земляческое объединение Трабзон-Ардвин-Батум http://www.lragir.am/russrc/comments17017.html
|