Как и предупреждали в МИД России, саммит Медведев-Алиев-Саргсян 24
июня в Казани стал "рубежным" в процессе мирного урегулирования
карабахского конфликта. Судя по всему, после этого провала и конфуза
посредническая миссия по Карабаху будет облачена в новую форму. Другой
сценарий - видоизменение самого конфликта или же смена персоналий,
представляющих интересы сторон. "Коммерсантъ" передал со ссылкой на высокопоставленный источник в Кремле: "Президент России Дмитрий Медведев
настолько разочарован итогами казанской встречи лидеров Армении и
Азербайджана по урегулированию карабахского конфликта, что готов
прекратить свою посредническую миссию". Отметим, что в российской
переговорной группе было три человека: сам президент Медведев, глава МИД
Сергей Лавров и помощник президента Сергей Приходько. Хотя в телевизионных кадрах из Казани мелькал и глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин. Тем
не менее, кремлевский источник допускает возможность новой встречи:
"Следующую встречу господ Алиева и Саргсяна он (Медведев - А.В.) намерен
организовывать только при условии, что на ней президенты Армении и
Азербайджана наконец-то подпишут документ о принципах карабахского
урегулирования". И это не условие, а, как заявляет источник,
"ультиматум" Медведева. По его словам, Дмитрий Медведев фактически
выдвинул участникам конфликта "ультиматум": следующий трехсторонний
саммит возможен лишь в том случае, если на нем будет подписан
подготовленный план по Карабаху. Однако главный вопрос состоит в
том, что произойдет, если "ультиматум" Медведева не будет выполнен. Один
из руководителей Международной кризисной группы (International Crisis
Group) Сабина Фрейзер,
разочарованная итогами Казани не меньше, чем президент РФ, полагает,
что в таком сценарии высока вероятность новой волны вооруженных
столкновений. К прогнозам Фрейзер надо относиться серьезно, поскольку
есть все основания предполагать, что ICG (председателем группы является Марти Ахтисаари
- "отец" полупризнанного Косова) непосредственно участвовала в
разработке и лоббировании Мадридских принципов. То есть - или
"ультиматум" Медведева, или война? Однако версия о том, что в
сложившейся после августа 2008 года региональной ситуации президентом
России движет лишь один явный мотив - предотвратить угрозу новой войны, уже выдвигалась нами до переговоров и событий в Казани.
С этой точки зрения, "ультиматум" российского лидера в некоторой
степени поставлен им и перед самим собой. Или он продавливает
урегулирование, или получает войну. Западные СМИ активно
вбрасывали и другую мотивацию, мол, прорыв в карабахском урегулировании
позитивно бы сказался на рейтинге Медведева в преддверие президентских
выборов. Агентство Reuters до встречи в Казани отмечало, что такой
прорыв был бы выгоден Медведеву, Обаме и Саркози, которые могут
выставить свои кандидатуры на президентских выборах в следующем году.
Economist в свою очередь указал и ресурс, которым следует
воспользоваться российскому лидеру: "У России есть рычаги давления на
Армению, и от решения конфликта выиграет престиж президента Медведева".
Это явная профанация и блеф. Сыр - в карабахской мышеловке. Внятного и
правдоподобного прогноза о том, чем обернется нарушение действующего
силового статус-кво в зоне карабахского конфликта, нет у самих
посредников. Последствия могут быть разными - умиротворение региона и
аплодисменты посреднику, или возобновление стрельбы и новая гуманитарная
катастрофа. Очевидно, второй сценарий никаких дивидендов не сулит ни
Обаме и Саркози, ни, тем более, Медведеву. С другой стороны, очевидно, в
российской внутренней повестке есть немало других вопросов и тем,
способных за считанный день свести предполагаемый успех Медведева в
карабахском направлении к нулю, выпятив оборотную сторону этого успеха. Политолог Сергей Маркедонов
в статье по итогам Казани на сайте ПОЛИТКОМ.RU задается вопросом: "Но
насколько обоснованы выводы о том, что провал в Казани был, во-первых,
чем-то неожиданным, а во-вторых, эксклюзивным фиаско Москвы и ее
дипломатии?". Быть может, эксперт полагает, что Медведев, Обама и
Саркози, принимая заявления и определяя "дедлайны", ожидали провала
своих усилий в Казани? Что же, карабахская проблема настолько
многогранна, а переговорные стороны настолько искусны в ее нюансах, что
провал всегда не исключен. А степень "эксклюзивности" провала Москвы
(наряду с Вашингтоном и Парижем) можно определить, если оценивать
региональные перипетии в комплексе. В конечном итоге, важен не документ
сам по себе или личность посредника, важны условия, в которых этот
документ будет пущен в оборот, и то, какими последствиями это может
обернуться, в том числе и для самого посредника. Очевидно, при
равенстве участников посреднической миссии именно Медведев привел
стороны к Майендорфу, именно он посредничал в Сочи и именно в его
присутствии был зафиксирован "казанский брейк". Почему же российский
лидер взял на себя соло, пока лидеры США и Франции аккомпанировали ему,
понимая при этом, что провал карабахского процесса в русле Мадридских
принципов возможен? Ответ на этот вопрос прост и однозначен.
Мотивация российского президента выше, чем у Обамы и Саркози вместе
взятых, поскольку Карабах является проблемой и угрожает безопасности
России, а не Франции и США. И результаты любого провала в этой проблеме
будут для Москвы не только эксклюзивными, но и весьма плачевными. Более
того, при определенном раскладе война в Карабахе может стать для США и
неплохим ресурсом достижения иных целей, лежащих вне российской зоны
влияния - например, в Турции, на Ближнем Востоке, а что самое важное - в
грузинском направлении. Ситуация, которая разворачивается сейчас вокруг
Сирии, может иметь такой размах и охват (дополнив ливийскую арену), что
новая карабахская война может стать маленьким, но удобным дополнением в
деле перекидки хаоса дальше - к Ирану. Но это лишь сценарии. Из них
выбирают, но не в Москве. Для России же, которая в прошлые
президентские выборы воевала с Грузией, новую избирательную кампанию
проводить в условиях войны с Азербайджаном - полное "фиаско" кавказской
политики. Естественно, Москва на это пойти не может. А альтернативой
будет только полный отказ от Закавказья, то есть от оставшегося там
"форпоста" РФ - Армении. Предвидя это, на своей ниве активно трудится посол США в Азербайджане, бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза.
Причастность его к разработке Мадридских принципов столь же очевидна,
как и то, что лоббировал он их, пожалуй, активнее Сабины Фрейзер. И пока
российская переговорная тройка пыталась уговорить Алиева и Саргсяна
принять этот документ, сам Брайза был занят другими важными
"партнерскими" делами. Видимо, по совпадению в дни саммита в Казани в
Баку проходили азербайджано-американские консультации по вопросам
безопасности. Представляющий американскую сторону заместитель
госсекретаря США по военно-политическим вопросам Эндрю Шапиро
фактически анонсировал усиление военно-политического влияния США в
Каспийском море. Шапиро повторил заявление Брайзы о готовности США
обеспечивать безопасность энергетической инфраструктуры на Каспии, а
вдобавок поднял тему интереса США к Габалинской РЛС, используемой пока
что Россией. Вопрос Габалы поднят в условиях, когда инициатива
российского президента о единой европейской платформе безопасности так и
повисла в воздухе и все реже обсуждается даже на экспертном уровне.
Зато активно идет другой процесс - интеграции Турции в будущую
американскую систему ПРО наряду с Румынией и Польшей. Вторая тема
американо-азербайджанских обсуждений - Транскаспийский газопровод. Сам
факт проведения в Баку встречи с таким тематическим охватом и набором
участников в день, когда президент России пытается распутать карабахский
узел, показателен сам по себе. Как и показательна активность
американских кругов по продавливанию Транскайспийского газопровода из
Туркмении в Азербайджан (активнее они занимаются только продвижением
Мадридских принципов), безопасность которого столь интересует Брайзу. Как
уже указывали, "стимулировать" участников казанской встречи был призван
и причаливший в эти дни в грузинском порту Батуми корабль ВМС США
"Monterey", однако лишь вызвал "озабоченность" российского МИД. Оценивая
эти практические задачи, которые сегодня выполняет Запад -
восстановление военного потенциала Грузии и соединение энергетического
маршрута Азербайджан-Грузия-Турция к запасам Туркмении, можно сказать,
что Россия в Закавказье просто пущена по "ложному следу". "Провал
карабахского посредничества становится провалом России, а не США и
Франции. В таком положении и успех "урегулирования" был бы сомнительным,
ибо размораживал бы конфликт без какой-либо стабилизирующей перспективы
и выгоды для России", - отмечает в этой связи Модест Колеров, главный редактор ИА REGNUM. Что
будет после Казани? Если откинуть военный сценарий - он существовал и
до этой встречи, то вероятным продолжением карабахской эпопеи станет
изменение характера и состава посреднической миссии. Неутомимая Сабина
Фрейзер, базирующаяся в последнее время в Стамбуле, проницательным
образом уже предположила, как именно это может произойти: "если сейчас
(!) не будет найдено решения карабахского конфликта, то Минская группа
ОБСЕ может обратиться в СБ ООН с предложением обсудить карабахскую
проблему с возможной выдачей мандата на временное управление этой
территорией одним из членов СБ ООН. А вот это уже действительно "призрак
Дейтона". На этот раз для Закавказья. "Управление территориями"
Карабаха и "обеспечение безопасности энергетической инфраструктуры
Каспия" - задача вполне комплексная.
Пока Мэтью Брайза и компания готовят это блюдо, мы можем стать
свидетелями нового "рубежа" - юбилейной 10-ой встречи в формате
Медведев-Саргсян-Алиев, во время которой российский президент предпримет
еще одну попытку расшатать "неприемлемый" поствоенный статус-кво в зоне
карабахского конфликта. Статус многие годы удерживаемый не без помощи
самой России. Напомним, он характеризуется стратегическим контролем
возможного будущего театра военных действий членом ОДКБ
- Арменией. Очевиден и результат - свести региональный потенциал
Армении к нулю, а ее саму вытолкнуть вместе с Грузией на путь вступления
в НАТО.
Останется довольствоваться тем, что Азербайджан вступил в Движение
неприсоединения. Итогом же попытки деблокировать Армению, подружив ее с
Турцией, или же сделать то же самое, уступив территории Азербайджану -
тщетны сами по себе, поскольку Турция и Азербайджан прекрасно видят, что
главная, стратегическая задача Армении сейчас - удержать на своей
территории население. Поэтому блокада будет продолжена, а Карабах -
кипеть. Осознавая это, президент России Дмитрий Медведев подписал 27
июня Федеральный закон о пролонгации военного присутствия РФ в Армении.
|