«Курдский ребус» вновь ставит перед Турцией сложные задачи. Поддержка
террористических и мятежных сил в Сирии подвела Анкару к тупику в
сирийском вопросе. Сейчас тон заявлений турецких официальных лиц
меняется. Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу всё чаще
говорит о том, что «экстремистские группировки вредят сирийской
революции», что Турция «никогда не поддерживала радикалов, которые
сражаются в Сирии против Башара Асада».
Риторическая фигура «сирийской революции» говорит о том, что Анкара
по-прежнему добивается свержения существующего в Сирии политического
режима, но методы достижения этой цели изменились. Главная причина этого
заключается в том, что в охваченной гражданской войной арабской
стране, имеющей протяжённую границу с Турцией, становится всё более
значимым курдский фактор. Ранее сирийские курды были не самой
организованной частью разделённого несколькими границами курдского
народа. Ситуация стала меняться с начала текущего года, когда основной
центр боестолкновений регулярной сирийской армии с разношёрстной
вооружённой оппозицией переместился в северные провинции Сирии. Здесь до
войны компактно проживали около 2,5 млн. курдов (до 10% от общего
населения страны). Минувшим летом было несколько сообщений о том, что
сирийские курды находятся в шаге от провозглашения автономии. После
серии убийств их лидеров курды Сирии призвали к всеобщей мобилизации,
организовали отряды самообороны и стали вести бои против двух связанных с
«Аль-Каидой» группировок – «Исламского государства Ирака и Леванта» (1) и «Джебхат ан-Нусры».
12 ноября с/г крупнейшая курдская партия Сирии «Демократический
союз» объявила о планах создания переходного правительства Сирийского
Курдистана. Если эти планы начнут осуществляться,
Турция может получить на своих южных рубежах новую точку курдской
автономии, а в перспективе – формирование пояса курдских автономий по
всей линии своих границ с Ираком, Ираном и Сирией. Ещё
серьёзнее то, что «парад» курдских автономий может перекинуться на
юго-восточные провинции Турции, населённые преимущественно курдами.
Такая перспектива побуждает Анкару искать сближения с региональным
правительством Иракского Курдистана с центром в Эрбиле и с центральным
правительством Ирака в Багдаде. Отношения Анкары с Эрбилем и Багдадом
нельзя назвать устойчивыми. Любое сближение Турции с региональными
властями на севере Ирака отзывается напряжённостью в отношениях Анкары и
Багдада, который ревниво отслеживает контакты турецких властей с
иракскими курдами.
В последние месяцы Анкаре удалось сгладить некоторые острые углы в
отношениях с правительством Нури аль-Малики в Багдаде, возникшие после
того, как в начале 2012 года иракское правительство обвинило Анкару во
вмешательстве в его внутренние дела в связи с предоставлением турецкими
властями убежища бывшему иракскому вице-президенту Тарику аль-Хашими.
Кстати, аль-Хашими, которого на родине заочно приговорили к смертной
казни через повешение, бежал в Турцию через Иракский Курдистан. А в
августе 2012 года глава турецкого внешнеполитического ведомства Ахмет
Давутоглу посетил город Киркук на севере Ирака, не посчитав нужным
уведомить об этом Багдад.
Сейчас картина отношений между Турцией и Ираком выглядит иначе. 10
ноября, через несколько дней после приёма своего иракского коллеги в
Анкаре, Давутоглу с ответным визитом посетил Багдад. По итогам встреч
стороны объявили о разработке дорожной карты развития политических,
торговых, транспортных связей. Одновременно Турция хочет получить от
центрального иракского правительства свободу маневра в отношениях с
Эрбилем. На кону многомиллиардные проекты прокачки нефти и газа по трубопроводам с месторождений на севере Ирака в Турцию.
Сложности в отношениях Эрбиля и Багдада вокруг разделения долей в
нефтегазоносных месторождениях Северного Ирака не сняты, но их можно
попытаться ввести в русло рабочего диалога. Этим сейчас как раз и
занята турецкая сторона, предлагающая способы урегулирования
разногласий (2). В Анкаре подчёркивают ущерб экономике
Турции, нанесённый в связи с санкциями Запада против Ирана. На днях
министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз сообщил о
сокращении импорта иранской нефти со 140 до 105 тыс. баррелей в сутки. В
таких условиях нефть и газ из Иракского Курдистана стали бы для Анкары
настоящей находкой.
Налаживая экономические связи с иракскими курдами, турецкое руководство
пытается решить и политические задачи, в том числе связанные с
событиями в курдонаселённых провинциях Сирии. В сирийских курдах Анкара
пытается теперь увидеть элемент стабилизации турецко-сирийского
приграничья, потенциальный передовой рубеж на пути просачивания из Сирии
в Турцию отрядов вооружённых исламистов.
Турецкие источники обращают внимание на сложность отношений между
партией сирийских курдов «Демократический союз» и властями Иракского
Курдистана. Хотя Эрбиль всякий раз выражал поддержку своим соплеменникам
на севере Сирии, когда те подвергались атакам исламских радикалов, к
попыткам «Демократического союза» стать единственным представителем
сирийских курдов лидеры иракских курдов относятся настороженно. Турецкие
авторы указывают также на широкое присутствие Рабочей партии Курдистана
(РПК) в курднонаселённых провинциях Сирии. Региональное правительство
Иракского Курдистана хотело бы регулировать устремления сирийских
курдов к автономии, но многого пока здесь не добилось.
Эксперты высказывали предположение о возможном альянсе Анкары и Эрбиля в
целях противодействия проникновению РПК на север Сирии. Думается,
однако, что если такой альянс и сложится, он будет носить исключительно
ситуативный характер. Налёт ситуативности характеризует обоюдный интерес
Турции и Иракского Курдистана не только к событиям в Сирии. Анкара
пошла на сближение с Эрбилем не в последнюю очередь из-за надвигающихся
президентских выборов в Турции, с которыми правящая Партия
справедливости и развития (ПСР) связывает большие планы. Выборы главы
Турецкой республики в 2014 году пройдут на принципах прямого
избирательного права. Президента Турции будут выбирать непосредственно
граждане страны, а не парламент, как прежде. Бессменный лидер ПСР,
действующий премьер-министр Реджеп Эрдоган хочет заручиться на этих
выборах поддержкой абсолютного большинства избирателей. В этом, как ни
странно, ему может помочь руководство Иракского Курдистана. На прошлых
парламентских выборах 2011 года в юго-восточных провинциях Турции ПСР
показала хороший результат, набрав в отдельных курдонаселённых районах
больше голосов, чем местная прокурдская «Партия мира и демократии». С
ПСР и лично Эрдоганом некоторая часть турецких курдов связывает надежды
на демократические реформы. В свою очередь команда Эрдогана старается
всячески подпитывать эти ожидания.
Визит президента Иракского Курдистана Масуда Барзани в Турцию 16 ноября
подтвердил стремление Анкары и Эрбиля к установлению ситуативного
альянса. Барзани как лидер иракских курдов посетил центр турецких курдов
город Диярбекир. Общий тон заявлений Барзани в ходе его визита был
выдержан в самых позитивных тонах в плане укрепления связей Эрбиля и
Анкары. По данным некоторых турецких изданий, ссылавшихся на свои
источники в аппарате премьер-министра Турции, один из вопросов,
обсуждавшихся на встрече Эрдогана и Барзани в Диярбекире, касался
создания органов самоуправления сирийских курдов, и стороны высказались
против такого развития событий на севере Сирии…
По большому счёту сирийские курды движутся к тому, чтобы стать
региональной внутриполитической силой, интересы которой при определении
будущего сирийской государственности не могут не учитываться. В Дамаске
это понимают, и постановка сирийскими курдами вопроса об автономии уже
нашла там положительный отклик. Развивая возникшее взаимопонимание,
Дамаск может обрести в курдах на севере страны естественного союзника в
борьбе с мятежом и террором. Если это произойдёт, договориться по любой
внутрисирийской проблеме будет существенно проще.
(1) Лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири объявил 8
ноября о роспуске сирийского отделения организации «Исламское
государство Ирака и Леванта». По его словам, единственным законным
представителем «Аль-Каиды» в Сирии является «Джабхат ан-Нусра».
(2) Рассматривается такой вариант, как направление
выплат за поставки нефти из Иракского Курдистана в государственный банк
Турции с последующим отслеживанием руководством Курдского региона и
Багдадом динамики изменений банковского счёта. А также создание
трёхстороннего комитета наблюдателей в составе представителей Багдада,
Эрбиля и Анкары для мониторинга экспорта нефти из Ирака в Турцию.
Михаил АГАДЖАНЯН
http://www.fondsk.ru