Писатель, публицист Зорий Балаян
размышляет о некоторых весьма "странноватых” высказываниях и мыслях
народного артиста СССР Армена Джигарханяна.
Тонкий,
я бы сказал, аристократичный человек, талантливый кинорежиссер Юрий
Ерзинкян прислал мне письмо на Камчатку. Это было в 1973 году. Письмо,
увы, не сохранилось. Однако вот уже почти сорок лет я помню слог, стиль,
этакую интеллигентность манеры изложения мысли человека, о котором я
знал только то, что он снял популярнейший фильм "Песня первой любви”.
Юра прочитал в "Литературной газете” мой очерк о коряке, который, по
законам предков, чуя смерть, решил уйти в тундру, чтобы там расстаться с
жизнью. В очерке были и другие сюжеты. Вот и предложил мне режиссер
подумать о сценарии для фильма. Лишь через семь лет по настоянию
Ерзинкяна уже в Ереване мы взялись за эту довольно трудную работу.
Достаточно сказать, что событие происходит в морозной и суровой тундре, а
это значит, нужны будут собачьи и оленьи упряжки. Нужна будет сама
тундра. И главный герой — коряк. По сценарию еще один из главных героев
должен был быть, скажем так, европейцем. На эту роль Юра решил, как он
выразился, "назначить только и только” Джигарханяна. На мой недоуменный
вопрос, мол, согласится ли теплолюбивый Армен на такую "морозную” роль,
режиссер, улыбаясь, ответил: "Непременно согласится”. Прочтет в сценарии
слова умирающего оленевода о том, что в корякском поселке впервые в
жизни северян хлеб выпекал армянин и что в языке аборигенов нет слова
"хлеб”, который в честь хлебопека назвали Багратом, и не сможет
отказаться. Армен согласился. Началась долгая и действительно
сложная работа. Часто встречались в Москве и Армении. Снежную тундру
снимали на вершине Арагаца. Многие сцены — в зимнем Подмосковье. Я
крепко подружился с Юрием. Дружили, как говорится, семьями. Полюбил и
Армена, игравшего роль рецидивиста, который бежал из тюрьмы и в открытой
тундре встретил коряка, который перевозил на нартах из райцентра в
отдаленный поселок груз: газеты, журналы и месячную зарплату. Добавлю и
то, что Армен не знал о нашей тяжбе в Москве с Главлитом (госцензурой).
Режиссера обязали "ввести в структуру фильма” (терминология Главлита)
факты расцвета советского Крайнего Севера. Это значит, надо было рядом с
чумом поставить современные дома. Словом, нужно было привнести в тундру
цивилизацию. Не спасло даже то, что главные роли исполняли сам Армен
Джигарханян и оскароносец Максим Мунзук, прославившийся в фильме "Дерсу
Узала”. Единственный выход я видел в том, чтобы отказаться от авторства и
все тут. Надо было видеть, как страдал Ерзинкян, хватался за сердце.
После распада СССР он решил из нашего двухсерийного фильма сделать
односерийный, но технически не получилось избавиться от "мегаполисов” в
тундре и отказа "закона предков”. Единственное утешение было в том,
что я приобрел таких замечательных друзей, как Юрий Ерзинкян, Армен
Джигарханян, Максим Мунзук. С Юрой встречались часто. Написал я
пространный очерк в 1982 году к его шестидесятилетию. Кстати, в будущем
году незабвенному Ерзинкяну исполнилось бы 90 лет. Тяжело и с
невыносимой болью я воспринял смерть этого замечательного человека.
Максима Мунзука я пригласил в Армению вместе с его внуком в 1996 году.
Возил по стране. Принимали великого тувинца с почестями, называя его не
Максимом, а Дерсу. С Арменом довольно часто встречался и в Ереване, и в
Москве. Он пригласил меня с супругой на своего неповторимого "Сократа”.
Там в театре, по-моему, Маяковского, я после спектакля скаламбурил: "Так
гениально раскрыть образ гения мог только гений”, сознавая, что в мысли
этой искренности было больше, чем шутки. Вскоре началось
карабахское движение. На мирные митинги и манифестации в Степанакерте и
Ереване руководство Турции и Азербайджана ответило "сумгаитом”.
Официальная Москва молчала уже потому, что Горбачев не только не дал
политической и юридической оценки геноциду армян, но даже не выразил
соболезнования родным и близким многочисленных жертв. Трудно
представить, что ждало бы армян не только Арцаха, но и Армянской ССР,
если бы не поддержка российской интеллигенции и многочисленных
правозащитников во главе с академиком Андреем Сахаровым. Именно в те
трагические дни, когда руководство СССР поставило палача и жертву на
одну доску, Армен Джигарханян, презрев логику тогдашней ситуации в
стране и реалии событий, вдруг прилюдно посчитал, что представители
армянской интеллигенции взбаламутили народ. Об этом я узнал от Сильвы
Капутикян, которая выступила на партийном собрании в Союзе писателей и
предложила выступить в печати от имени группы писателей. Я не поддержал
Сильву, аргументируя, что невольно растиражируем в народе (тогда
информацию мы распространяли с помощью ксерокса) чудовищное высказывание
Джигарханяна. Долгие годы я не встречался с Арменом, к которому тем
не менее относился с уважением, высоко почитая его огромный талант. Я
почему-то был уверен, что тот поступок Армена был необдуманным,
случайным. За прошедшие почти четверть века были у нас только две
мимолетные встречи в Ереване и Москве, и, естественно, старое я не
помянул. Он заговорил о плаваниях на "Киликии”. Я обещал послать ему с
нарочным книги о плавании. И послал. Я был уверен, что знаменитый
артист наверняка покаялся сам перед собой. Ведь после его той
действительно омерзительной выходки был "баку”, было завершение
неслыханного вандализма в исторической Нахичеванской Джуге, где от
нескольких тысяч великолепных хачкаров не осталось ни одного, был
кровавый "будапешт”, было нацистское указание президента о выщипывании
из азербайджанской энциклопедии всех армянских имен и упоминаний об
Армении, были сотни, если не тысячи нарушений со стороны азеров границ
Арцаха и Армении. Жуткий список можно продолжить, напомнив, что речь
идет исключительно о государственных преступлениях. И несмотря на все
это, оказывается, Армен Борисович не покаялся, мало того, не унимался. Я
и в этот раз промолчал бы, если бы не одно обстоятельство. Из его
частых интервью и других выступлений в печати можно выудить постоянно
повторяющуюся мысль, которая сводится к "замечательному сильному слову —
"компромисс”. Создается впечатление, что Армен Борисович ратует за мир,
за дружбу, за "разумный компромисс”, а вот, скажем, Сос Саркисян
баламутит, вместо того чтобы "договариваться”. А упомянутый вопрос
упирается не в отношения между двумя народами, а в обширную географию
национальной трагедии: Арцах, Шаумянский район, Гандзак, Гардманк,
Нахичеван, приграничные районы Армении. Все дело в том, что вся эта
конкретная, как истина, география на практике просто незнакома
Джигарханяну. Он говорит, что "много раз бывал в Баку, на гастролях, на
концертах, снимался в фильмах... Мне там было хорошо. И если меня
позовут, то я не поеду, а полечу”. Ну что ж, было время, когда, может, и
Сосу Саркисяну было хорошо в Баку. Когда в Карабахе проживало более
девяносто процентов армян-аборигенов, когда многие руководители
Азербайджана были армянами. Собственно, ассирийцам, армянам, грекам,
вообще христианам в Византии тоже было хорошо до тех пор, пока число
турок не перевалило за пять миллионов. (Кстати, о "синдроме Византии”
сегодня с тревогой размышляют в Германии. Но это уже другая тема.) В
свое время Михаил Горбачев на весь мир заявил, что в Сумгаите
бесчинствовала всего лишь группа хулиганов из-за плохого экологического
состояния города. Теперь вот Армен Борисович приводит сногсшибательную
аналогию: "У меня здесь, в Москве, у знакомого скинхеды чуть не убили
двадцатилетнего мальчика, что, нам теперь называть врагами весь русский
народ!” И дабы не было взаимной ненависти у азеров и армян, Армен
Борисович советует "собрать большую группу разумных, думающих,
милосердных людей, не играющих в Иисуса Христа”, с тем чтобы примирить
стороны. А вот Сос Арташесович не советует, он требует суда (скорее, не
суда, а продолжения судебных процессов, которые были начаты еше е СССР)
над организаторами геноцида армян в Сумгаите, Баку, Гардманке, в
Нахичеване, ибо во всех этих регионах был совершен настоящий геноцид.
Армен Борисович считает, что обе стороны всего лишь "стреляют друг в
друга”, полагая, наверное, что количество жертв, скажем, в Сумгаите и
Баку не "тянет” на геноцид. А между тем в Конвенции ООН "О
предупреждении преступлений геноцида и наказании за него” черным по
белому отмечается: "Количественная характеристика не является
определяющей при определении геноцида. Геноцидом считается убийство даже
нескольких представителей национальной группы, если это убийство
совершено с целью уничтожения данной национальной группы как таковой”. Мне
больно слышать и читать, как комментируют, интерпретируют, иронизируют,
оскорбляют, приводя высказывания талантливого от Бога человека.
Учитывая, что Джигарханян ни одного дня не был в Арцахе в пору, когда
решалась судьба не только Армении, но и будущее всего армянства, мне
думается, надо хотя бы сейчас пригласить великого артиста (так называл
его Сос Саркисян) в Арцах и показать ему места, где шли судьбоносные
бои. Хочется повезти его в село Мачкалашен, что недалеко от
величественного храма Амарас, возведенного в IV веке. Там недавно умерла
легендарная тетушка Рая, которая на похоронах второго сына, погибшего в
арцахской войне, обратилась к народу со словами о том, что она жертвует
вторым своим сыном и, не дай Бог, если вновь позволим врагу осквернять
наши земли и могилы. И теперь, чтобы на родной земле остались жить ее
внуки, призывает охранять ее, не выпуская из рук оружия. Вместе с Кимом
Бакши мы навестили тетушку Раю незадолго до ее смерти. Едва шевеля
губами, мать двух погибших сыновей сказала, казалось, обращаясь ко всему
миру, я уверен, и к Джигарханяну тоже: "Мои прадеды, мои деды, мои
родители, я, мои дети, мои внуки родились в двух шагах от храма Амарас.
Неужели сам факт нахождения здесь этого армянского храма ни о чем не
говорит”. Я бы показал Армену Борисовичу могилы других мачкалашенцев. Я
бы показал тридцать могил и сказал бы, что матерей было двадцать семь,
ибо кроме Раи еше у двух матерей погибли по два сына. Мы бы вместе с
Арменом Борисовичем посетили не только мачкалашенское кладбище, не
только храм Амарас, но и поклонились бы в храме у надгробного камня
первого епископа Григориса, которой был внуком первого Католикоса Всех
Армян Григора Просветителя. У меня создалось такое впечатление, что
Армен за все эти, я бы сказал, ответственные годы так и не осознал всю
трагичность и более чем серьезность ситуации. Иначе он не позволял бы
себе озвучивать столь примитивные и просто-таки нелепые ассоциации и
сравнения: "Есть вещи, которые мне не нравятся в Москве, есть, которые я
не приемлю. Мне пельмени меньше нравятся, чем толма. Но не становиться
же нам врагами с русскими из-за кулинарных вкусов! Повторяю, мы живем
рядом с Турцией и Азербайджаном. Это данность, и заменить это
невозможно.” Вот так. И никак иначе. Сказал, как отрезал. Словно
поставил печать, кроме всего прочего, не задумываясь над тем, что эту
самую "данность” эти самые "соседи” с подачи Турции и Сталина изменили и
сегодня делают все, чтобы изменять границы и далее. Советую Армену
ознакомиться с планами будущих операций турецких "Серых волков”, которые
создали свои логова не только в Германии, Турции, но и уже в
Азербайджане, и тогда можно будет увидеть, как будет выглядеть будущая
географическая карта всего региона.
Кстати, о волках. Упомянутый
выше хлебопек Баграт рассказал знаменитому камчатскому охотнику Эйхо о
том, как турки вырезали всю его деревню, всю его семью. Трагедия эта
описана в моей повести "Хлеб”. Приведу оттуда лишь одну фразу,
озвученную корякским охотником: "Волка (а не детей, женщин и стариков —
З.Б.) надо убить до того, как он встретится с оленем”. Вот так. Так, и
никак иначе.
На снимке: Зорий Балаян и Армен Джигарханян на съемках фильма "Схватка”, 1982г.
Зорий Балаян http://www.nv.am/index.php?option=com_content&view=article&id=16238:2011-11-24-07-23-14&catid=7:2009-06-06-11-27-04&Itemid=10
|