Главная » 2012 » Май » 6 » Иран и динамика региональной гонки вооружений
02:48
Иран и динамика региональной гонки вооружений
На фоне продолжающегося кризиса вокруг иранской ядерной программы и
стратегии антииранской коалиции, которая заключается в окружении Ирана
недружественными государствами (в день «Ч» территория этих
недружественных государств станет плацдармом для военных действий против
Ирана) приобретает особое значение оценки и анализ региональной гонки
вооружений.
Наряду с региональным контекстом и вовлеченностью внешних акторов,
анализ динамики и результатов милитаризации в зоне карабахского
конфликта может показать реалистичность угроз возобновления военных
действий как непосредственно в зоне конфликта, так и для решения
«иранского вопроса».
Азербайджан
Азербайджан за последние годы осуществляет достаточно масштабные закупки
вооружения и военной техники, используя возросшие возможности своих
доходов от продажи нефти и газа. При этом упор делается на более
дорогостоящие и эффективные ударные системы дальнего радиуса действия, а
также БПЛО, штурмовую и армейскую авиацию[1]. Это укладывается в
концепцию «дистанционной войны», т.к. с учетом сооруженной армянскими
сторонами за последние десятилетия эшелонированной фортификационной
линии обороны, «классическое» наступление азербайджанской армии лишь с
использованием бронетехники и артиллерии может привести к тяжелым
потерям и не достигнет успеха. Азербайджан начал также уделять больше
внимание модернизации имеющихся на вооружении ВВТ (в основном
советского/российского образца). Основным партнером в ВТС и в сфере
модернизации военной техники вместо Украины постепенно становятся
Израиль и Россия.
Важным партнером в военной сфере для Азербайджана остается Турция. За
последние несколько лет Турция предоставила военной помощи Азербайджану
на сумму свыше 200 млн. Долларов [2]. В августе 2010 г. между Турцией и
Азербайджаном был подписан договор о военном сотрудничестве. Однако
положения данного договора были достаточно расплывчатыми, в частности,
не предусматривая прямых обязательств Турции по вовлечению в боевые
действия в Карабахе в случае их инициирования Азербайджаном.
Военный бюджет Азербайджана за последние годы имеет следующую динамику: в
2008 г. – порядка 1,6 млрд. долларов, в 2009 г., в условиях мирового
финансового кризиса снизился до 1,4 млрд. долларов, а в 2010 г. – 1,5
млрд. долларов. Бюджет на 2011 г. был объявлен в размере примерно 2,8
млрд. долларов, из которых порядка 1,3 млрд. составили так называемые
расходы на «специальные оборонные проекты». Однако не понятен смысл
данной бюджетной статьи, т.к. в «базовый» военный бюджет страны и так
были внесены основные расходы на оборонные нужды, в том числе на закупку
вооружений за рубежом. Не исключено, что речь идет о суммировании
расходов военного ведомства с некоторыми суммами на содержание других
силовых и правоохранительных органов и спецслужб, а также развитие ВПК.
При этом надо подчеркнуть, что Азербайджан в последние годы достаточно
активизировал работы над созданием собственного ВПК с помощью
иностранных специалистов. Осуществляется производство боеприпасов,
стрелкового вооружения и минометов, а также отверточная сборка легких
бронемашин типа «Мародер» и «Матадор» из комплектующих южноафриканского
производства. Модернизация ударных вертолетов Ми-24 до варианта Ми-24G
на Украине с помощью южноафриканских и израильских специалистов включает
в себя оснащение их новым оборудованием для всепогодного применения.
Прорабатываются варианты производства 107-мм и 122-мм РСЗО и ракет к ним
с помощью турецких фирм, рассматриваются другие проекты в сфере ВТС
между Анкарой и Баку. Начались работы по модернизации азербайджанских
танков Т-72, в частности, оснащения их новыми системами модернизации
огня при участии израильских (компания Elbit Systems) и турецких
специалистов (ASELSAN) [3]. Рассматривается вопрос организации с помощью
израильских специалистов производства тяжелых БМП на базе снимаемых с
вооружения азербайджанской армии танков Т-54/55. Также при содействии
израильских компании Elbit Systems в Азербайджане построен завод по
сборке БПЛА.
В конце 2011 г. было объявлено о заключении нового контракта на поставки
ВВТ из Израиля, однако этот контракт имеет в основном антииранскую
направленность, демонстрируя новую тенденцию в региональной гонке
безопасности и смену приоритетов военного строительства Азербайджаном
[4]. Возможно, на фоне серьезных внешнеполитических ограничений и
неспособности существенно изменить военный баланс в зоне карабахского
конфликта, официальный Баку решил обратить внимание на более актуальную и
серьезную проблему своей национальной безопасности, с целью обезопасить
свой энергетический потенциал в случае масштабного регионального
форс-мажора.
Армения
Официальный военный бюджет Армении в 2008 г. составил 396 млн. долларов,
в кризисном 2009 г. незначительно увеличившись до 405 млн. долларов. В
2010 г. официальные военные расходы составили 422 млн. долларов, в 2011
г. оставшись примерно на том же уровне. При этом надо учесть, что лишь
незначительная часть данных расходов идет на закупки вооружений и
военной техники, т.к. льготный формат армяно-российского военного
сотрудничества и членство страны в ОДКБ позволяют осуществлять
перевооружение армянской армии без значительных финансовых затрат.
К примеру, только из систем ПВО российской стороной было передано
армянской армии до 8 дивизионов ЗРК С-300 различных модификаций,
рыночная цена которых в несколько раз превышает официальный годовой
военный бюджет Армении [5]. Однако в силу того, что такого рода поставки
осуществляются в рамках льготного двустороннего армяно-российского
военно-технического сотрудничества и в рамках ОДКБ, они не отражаются в
данных, предоставляемых Арменией и Россией в международные структуры по
мониторингу торговли вооружениями (например, Регистр ООН по обычным
вооружениям) и обычно не освещаются открытыми источниками.
В рамках процесса военных реформ российской армии завершился процесс
технического перевооружения и перехода на бригадную структуру 102-й
российской военной базы, дислоцированной в Армении. Излишек вооружений
был безвозмездно передан вооруженным силам Армении. В 2010 г. в Армении
открылся совместный армяно-российский командный пункт ПВО, сдано в
эксплуатацию предприятие по ремонту самолетов и вертолетов,
активизировались работы по развитию ряда предприятий армянского ВПК с
помощью российских специалистов. В апреле 2012 г. был подписан договор о
сотрудничестве между Чаренцаванским станкостроительным заводом и
ведущим российским предприятием в сфере танкостроения - Корпорацией
«Уралвагонзавод», предусматривающий организацию в Армении центра по
модернизации, обслуживанию и ремонту бронетанковой техники.
Согласно подписанным в августе 2010 г. новым документам о порядке
функционирования 102-й РВБ, расширилась географическая сфера ее
ответственности, включающая уже всю территорию Армении, продлевалась
длительность ее нахождения, а также фиксировалось обязательно России по
обеспечению вооруженных сил Армении современными видами ВВТ. В Армении
склонны интерпретировать подписание этого документа как гарантии
безопасности и военной помощи со стороны России в случае гипотетической
войны с Азербайджаном. Формально двусторонние и многосторонние (в рамках
ОДКБ) обязательства России в сфере безопасности и взаимной обороны
распространяются только на Республику Армения, но не на территорию
Нагорного Карабаха. Вместе с тем вполне вероятно, что в силу
чрезвычайной милитаризации региона и радикальности позиций конфликтующих
сторон гипотетические боевые действия не ограничатся лишь территорией
Нагорного Карабаха, и могут перекинуться вдоль всего периметра границ
между Арменией и Азербайджаном.
Армения также активно развивает в последние годы военно-политическое
сотрудничество с США и другими странами НАТО. Кроме программ военного
обмена и обучения, оно предусматривает и развитие потенциала
миротворческих сил путем помощи западных партнеров в формировании 12-й
миротворческой бригады ВС Армении.
Достаточно новым для Армении элементом безопасности в последние годы
стало сотрудничество в военной сфере с Ираном. Отчасти это было ответом
на укрепление ВТС Азербайджана с Израилем, а отчасти объяснялось
заинтересованностью Тегерана в сохранении военного баланса и поддержании
статус-кво в зоне карабахского конфликта. В 2009 г. министр обороны
Армении посетил ИРИ с официальным визитом, и было объявлено, что Иран
будет осуществлять тыловое снабжение армянской армии.
Нагорный Карабах
В силу непризнанности НКР невозможно определить сумму военного бюджета
Нагорного Карабаха. Известное лишь, что кроме собственных бюджетных
затрат НКР и трансфертов из Армении, военные расходы Нагорного Карабаха
включают в себя также очень значительный объем финансовых средств из
диаспоры и от крупных бизнесменов карабахского происхождения,
проживающих за рубежом.
В Нагорном Карабахе за все последние годы также предпринимались меры по
техническому перевооружению и повышению уровня боевой подготовки Армии
обороны НКР. Официальных количественных данных о поставках ВВТ и
боеприпасов в Нагорный Карабах за последние годы в открытой печати
практически не появлялось, а экспертные оценки достаточно поверхностны.
Однако следует предполагать, что они осуществляются в основном из России
и стран бывшего СССР и не уступают по своим объемам трансфертам ВВТ в
саму Армению.
Важным отличием военного строительства в Карабахе является особое
внимание к работам по дальнейшему укреплению и оборудованию линии
долговременных оборонительных сооружений, с учетом той важности, которое
имеют эшелонированные фортификационные сооружения вдоль нынешней линии
фронта для организации успешной обороны в случае возобновления боевых
действий Азербайджаном.
С точки зрения недопущения возобновления боевых действий и на фоне
эскалации региональной гонки вооружений для Нагорного Карабаха и в целом
для армянских сторон важную роль приобретает также развитие потенциала
военно-политического сдерживания. В случае инициирования новой войны
Азербайджан весьма уязвим ввиду возможности ответного «удара возмездия»
по ключевым энергетическим и промышленным объектам с использованием РСЗО
крупного калибра, а также оперативно-тактических и тактических ракетных
комплексов. На вооружении армянских сторон находятся крупнокалиберные
РСЗО WM-80, а также оперативно-тактические ракетные комплексы 9К72
«Эльбрус» (или "Scud-B” по натовской классификации). В 2011 г. появилась
информация о том, что на вооружении армянской армии появились новые
крупнокалиберные 300-мм РСЗО «Смерч». Летом того же года СМИ сообщили о
закупке Арменией 11 220-мм РСЗО «Ураган» в Молдове, а в параде по случаю
20-летия независимости 21 сентября впервые были продемонстрированы
тактические ракетные комплексы 9К79-1 «Точка-У».
Примерный военный баланс в зоне карабахского конфликта по итогам
2011 г. по численности личного состава и основным видам ВВТ (на основе
экспертных оценок)
Как можно увидеть из приведенных выше данных, несмотря на масштабные
закупки Азербайджаном различного типа ВВТ, развитию собственного ВПК и
многомиллиардным затратам на военные цели за счет доходов, получаемых от
продажи каспийских энергоресурсов, военно-технический баланс в зоне
карабахского конфликта существенно не изменился. Ни по одному из
указанных видов ВВТ (за исключением боевых самолетов и ударных
вертолетов) у Азербайджана нет подавляющего преимущества. Двукратное
преимущество Азербайджана в авиации в значительной мере компенсируется
наличием достаточно мощной по масштабам региона и более многочисленной
армянской ПВО, сопряженной с региональной системой ПВО СНГ. Кроме этого,
непосредственную защиту воздушного пространства Армении существенно
усиливает наличие на вооружении 102-й РВБ двух дивизионов ЗРК-300В в
Гюмри и эскадрильи истребителей-перехватчиков МиГ-29 (18 самолетов),
дислоцированных на аэродроме в Ереване и не приведенных в данной
таблице.
Такого рода «военная арифметика» в зоне карабахского конфликта во многом
объясняется тем, что одна из важнейших особенностей региональной гонки
вооружений в зоне карабахского конфликта в том, что она является
паритетной и асимметричной. Военный паритет поддерживается приобретением
одной из сторон преимущественно т.н. «оружия противодействия»
(например, в ответ на закупки Азербайджаном боевых самолетов, ударных
вертолетов или бронетехники армянская сторона ставит на вооружение менее
дорогостоящие системы ПВО или ПТУР) или же за счет льготных поставок
вооружения страной-союзником или в рамках членства в
военно-политическом блоке ОДКБ. В ходе нынешнего этапа милитаризации
региона с одной стороны участвует использующий свои доходы от продажи
энергоресурсов Азербайджан, а с другой – Армения и Нагорный Карабах, с
молчаливого согласия США и ЕС получающие «компенсирующие» или
«паритетные» трансферты вооружений от России или в рамках ОДКБ.
Тем самым, специфика гонки вооружений в зоне карабахского конфликта по
итогам двух десятилетий так и не изменила качественный (а по некоторым
параметрам также и количественный) военно-технический баланс между
конфликтующими сторонами, тем самым лишь еще больше закрепления пусть
даже хрупкий, но от этого не менее долговременный статус-кво.
[1] Например, по сведениям Регистра ООН по конвенциональным
вооружениям, только в 2010 г. Азербайджаном было закуплено: в Боснии и
Герцеговине - 10 128-мм РСЗО RAK-12, в Беларуси – 30 122-мм гаубиц Д-30 и
1 штурмовик Су-25 (за 2009-2010 – 6 Су-25), в Украине – 71 БТР-70
(общая партия включала 100 БТР), 7 122-мм САУ 2С1 (за 2008-2010 гг. было
поставлено 54 САУ 2С1 и 16 152-мм САУ 2С3), 1 ударный вертолет Ми-24Р
(партия из 12 Ми-24В/Р, модернизированных на Украине с помощью
южноафриканских специалистов до уровня Ми-24G), 400 ПТУР R-2 и 35
колесных БТР Cobra – в Турции. См. подробнее: http://unhq-appspub-01.un.org/UNODA/UN_REGISTER.nsf.
Кроме этого, по данным СИПРИ, в 2010 г. завершились поставки в
Азербайджан партии из 70 БТР-80А и 100 ПТРК 9М133 «Корнет» из России.
Начались переговоры о поставках из России двух дивизионов ЗРК С-300ПМУ-2
«Фаворит», 24 ударных вертолетов Ми-35 и 60 многоцелевых вертолетов
Ми-8МТ/17. В Израиле в 2010 г. было закуплено (или завершились
поставки): 5 155-мм САУ ATMOS-2000, 5 120-мм самоходных миномета CARDOM,
100 ПТРК Spyke-MR/LR, 10 бронеавтомобилей Sufa и 10 БПЛО Aerostar. См.
подробнее: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php.
[2] Министр обороны Турции Вечди Конуль: «Сумма оказанной Азербайджану
военной помощи превысила 200 миллионов долларов США», ИА АПА,
www.apa.az, 15.05.2010.
[3] Программа предусматривает оснащение азербайджанских танков новой
системой управления огнем, приборов наблюдения и систем, повышающих
живучесть боевых машин. Предполагается, что будет модернизировано до 180
танков Т-72 азербайджанской армии. См. подробнее: Elbit Systems
модернизирует танки Т-72 в Азербайджане, http://www.army-guide.com/rus/article/article.php?forumID=1784, 22.10.2010.
[5] По расчетам экспертов, рыночная цена поставленных Россией
Азербайджану в 2011 г. двух дивизионов ЗРК С-300ПМУ-2 «Фаворит»
(являющихся усовершенствованной модификацией поставленных Армении
комплексов С-300 ПС), составила примерно 400 млн. долларов, т.е. вполне
соизмерима с годовым официальным военным бюджетом Армении. Сергей Минасян, эксперт-аналитик, Специально для Iran.ru http://http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&_n=1&news_id=80328