В переговорном процессе по Нагорному Карабаху Баку следует старой формуле: требуй невозможного, чтобы получить по-максимуму. Отсюда и такие придурковатые постулаты азербайджанской дипломатии, как "референдум о самоопределении в пределах Азербайджана"... и так далее. Понятно, что в Степанакерте и Ереване должны быть не просто умалишенные, а буйно помешанные власти, чтобы согласится на такие "компромиссы", как вывод войск без стопроцентных гарантий безопасности для Нагорного Карабаха, что в первую очередь означает и международно признанный статус для НКР.
ВОЗМОЖНО, В ТАКИХ ПОДХОДАХ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ ЕСТЬ И ВИНА ДИПЛОМАТИИ АРМЯНСКОЙ, которая в переговорном процессе по Нагорному Карабаху изначально заняла оборонительную позицию и предлагала действительно компромиссные варианты урегулирования. То есть предлагала свои компромиссы взамен на компромиссы противоположной стороны. Это вызвало у Баку иллюзии, что у армян можно добиться большего, и началась игра в придурковатого сержанта: дескать, вдруг международное сообщество испугается истеричного оскала нефтяного придурка и воздействует на армян...
Похоже, тут у Баку не срослось. Довильское заявление лидеров стран-сопредседателей МГ ОБСЕ свидетельствует, что последним надоедает терпеть капризы "придурка" и сопредседатели постараются использовать свои возможности, чтобы надавить на Баку в преддверии казанской встречи, на которой посредники рассчитывают закрепить сочинские полудоговоренности.
Предположим, посредникам удастся вывести Баку "на правильный путь" и последний даст в Казани свое согласие на сочинскую версию Мадридских принципов. Предположим также, что сочинская версия Мадридских принципов не вступает в принципиальное противоречие с известной формулой урегулирования, согласно которой отдельные территории, которые сегодня контролируются Армией обороны НКР, поэтапно передаются Азербайджану в обмен на международно признанный статус Нагорного Карабаха, плюс сухопутная связь НКР с РА, плюс международные гарантии безопасности НКР. Формула, о согласии с которой не раз заявляли власти независимой Армении. Заметим, что даже если посредники приструнят придурка и в Казани "процесс пойдет", властям РА и НКР придется приложить неимоверные усилия, чтобы добиться от политического поля и общественности двух армянских государств согласия на реализацию этой формулы.
Дело в том, что в случае реализации мирных договоренностей по этой формуле Азербайджан получает конкретные дивиденды в виде территорий, потерянных в результате им же развязанной войны. Дивиденды же Армении и НКР несколько виртуальны. Ведь сухопутная связь между двумя армянскими государствами есть и сейчас, безопасность поддерживается главным гарантом - Армией обороны НКР плюс международными договорами Республики Армения, а статус Нагорного Карабаха пусть ООН и не признан, но это не мешает НКР строить и развивать свои государственные институты.
МОГУТ ЛИ АРМЕНИЯ И НАГОРНЫЙ КАРАБАХ В СЛУЧАЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЧИНСКОЙ ВЕРСИИ ПОЛУЧИТЬ ДИВИДЕНДЫ В ВИДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА? Как говорится, вилами по воде писано. Да, международное сообщество, скорее всего, протянет Еревану и Степанакерту очередной транш, но сомнительно, чтобы Турция и Азербайджан отказались от своей вековой стратегии на ослабление армянского государства вообще и на его региональную изоляцию в частности. А повод для реализации подобной стратегии найти им будет нетрудно. Как это турки в новейшей истории однажды уже проделали в случае с подписанными армяно-турецкими протоколами. Подписанными, заметим, чуть ли не под гарантии великих держав и Евросоюза, что никак не помешало туркам законсервировать протоколы под предлогом неурегулированности нагорно-карабахской проблемы, о которой в протоколах ничего не говорится...
Старая армянская мудрость гласит: турок остается турком. В смысле горбатого могила исправит. В Армении эту мудрость не забыли, и властям Армении и НК будет очень сложно реализовать сочинскую версию, даже если Баку даст на эту версию свое безоговорочное согласие.
По-видимому, не в последнюю очередь и этим обстоятельством
объясняются последние внутриполитические маневры власти, которая в
преддверии возможных трудных договоренностей стремится иметь максимально
предсказуемое политическое поле. Задача частично достигнута подписанием
коалиционного меморандума и началом диалога между властью и уличной
оппозицией в лице АНК. По большому счету, все это можно приветствовать,
но трудно сказать, хватит ли этого стабилизирующего потенциала для
решения сложных внешнеполитических задач.