"Сумгаит" как катализатор карабахского урегулирования

В минувшее воскресенье российский телеканал НТВ показал четвертый фильм документального проекта "СССР. Крах империи", в котором основное внимание было уделено роли национальных движений в закавказских республиках в распаде СССР. Оставим в стороне степень адекватности данных в проекте политических оценок и обратимся к вопросу, который самым непосредственным образом затрагивает сегодняшнюю ситуацию в урегулировании карабахского вопроса. Речь – о "сумгаите".

В ФИЛЬМЕ ВЛАДИМИРА ЧЕРНЫШЕВА "СУМГАИТУ" УДЕЛЕНО ДОСТАТОЧНО МНОГО МЕСТА И ВНИМАНИЯ. Вроде бы автор старается быть объективным и представить точку зрения всех заинтересованных сторон. Однако чрезмерная осторожность сыграла с Чернышевым злую шутку и привела к тому, что устами бывших руководителей города в фильме тиражируется одна из азербайджанских версий геноцида в Сумгаите: дескать, организатором погромов был Эдик Григорян, вставший во главе толпы, в которой к тому же, как выясняется, не было… ни одного местного жителя. Цель Баку понятна: азербайджанская пропаганда всеми силами тужится представить "сумгаит" как погромы, организованные советским КГБ совместно с армянскими силами с тем, чтобы обосновать передачу Карабаха Армении. При этом почему-то сознательно опускается резонный вопрос: если КГБ стремилось посредством чудовищных погромов дискредитировать "миролюбивый" азербайджанский народ и передать Арцах Армении, почему же этого не было сделано ни сразу после "сумгаита", ни в течение последующих почти 4 лет существования СССР?

Одновременно бывшие руководители Сумгаита толкают другую мысль: якобы городские власти старались спасти армян и даже организовывали совместно с жителями оборону целых кварталов. История "сумгаита", в которой достаточно много документальных свидетельств и материалов разного формата, вообще-то умалчивает о каких-либо фактах трогательной заботы местных властей об армянах. Наоборот, имеется множество доказательств в лучшем случае бездействия, а в основном анклавного пособничества правоохранительных и иных структур погромщикам.

К сожалению, стремясь сохранить "нейтралитет", авторы фильма не задаются простыми вопросами. Например, каким образом одному-единственному человеку (язык не поворачивается назвать его армянином, поскольку, согласно многочисленным свидетельствам знавших его людей, Э. Григорян никогда и никак не идентифицировал себя в качестве такового) удалось собрать, организовать, вооружить колющими и режущими предметами и повести за собой толпу из нескольких сотен погромщиков? Почему городские власти и милиция оказались "бессильны" остановить погромы, свирепствовавшие целых три дня? Почему бездействовали не только сумгаитские, но и бакинские власти? – ведь столица находится всего в 30 километрах от места событий. Наконец, почему погромщики были провозглашены в Азербайджане национальными героями и менее чем через 2 года участники митингов в Баку (завершившихся, как известно, повторением сумгаитских событий, но в куда больших масштабах) несли плакаты с портретами убийц и требовали их освобождения?

СТРАННО, НО СОЗДАТЕЛИ ПРОЕКТА ПРЕДПОЧИТАЮТ ВЫСЛУШИВАТЬ НЕ ПОТЕРПЕВШУЮ СТОРОНУ, а представителей руководства города, при попустительстве которых средь бела дня совершались немыслимые преступления против мирных жителей. Между тем вкупе с другими документальными материалами имеется неопровержимое доказательство, перевешивающее все измышления азербайджанской стороны. В фильме "Обыкновенный геноцид. Сумгаит, февраль 1988" продемонстрированы документальные кадры, однозначно указывающие на организатора геноцида: спецслужбы Азербайджана, контролировавшие и координировавшие ход событий трех страшных дней февраля. И мы готовы представить эти кадры всем заинтересованным лицам, в том числе коллегам из НТВ и лично Владимиру Чернышеву.

Другое дело, что основным посылом фильма является тема ответственности высшего руководства СССР, в первую очередь Михаила Горбачева, за развал страны. В этом контексте их задача в определенной степени выполнена и в вопросе "сумгаита". В фильме приводятся цитаты из стенограммы заседания Политбюро, на котором министр обороны Язов приводит леденящие кровь подробности убийств сумгаитских армян. На этом фоне акцентированные в фильме бездействие центральных властей и осознанная медлительность Горбачева в вопросе ввода войск можно расценить как предъявление генсеку обвинения за геноцид в Сумгаите.

Через несколько месяцев армянская общественность будет отмечать очередную, уже 24-ю годовщину "сумгаита". Чудовищность этого преступления против армянского народа, его истинная суть и место в процессе Геноцида армян в течение всего ХХ века еще не оценены в полной мере, как не дана и полноценная политико-правовая оценка. Однако уже очевидно, что факторы "сумгаита" со временем не только не теряют своей актуальности, но и проступают все более выпукло и наглядно именно в контексте урегулирования карабахской проблемы. Вовсе не случайно в Баку все эти годы усиленно пытаются замазать, скрыть истину и суть "сумгаита", выдумывая все новые и новые "версии", вплоть до сговора Горбачева с "мировым армянством".

ЭТА КРАЙНЕ ВАЖНАЯ МЫСЛЬ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ СУМГАИТСКОЙ ТРАГЕДИИ В ФИЛЬМЕ ПРОЗВУЧАЛА - об этом говорит второй президент Роберт Кочарян, который подчеркивает сразу два важных факта. Во-первых, что в Армении не произошло ни одного акта ответной резни азербайджанцев. Во-вторых, что, возможно, важнее: "сумгаит" впервые со всей очевидностью показал, почему Арцах не может оставаться в составе Азербайджана. И именно после этой трагедии армяне надеялись, что теперь-то уж это станет ясно всем.

За прошедшее после сумгаитских событий время мировое сообщество получило многократные аргументы в пользу невозможности повторного насильственного включения Карабаха в состав Азербайджана, который не перестает представлять такого рода доказательства, - начиная с геноцида в Баку и Мараге и заканчивая зверским убийством армянского офицера Г. Маргаряна в Будапеште в 2004-м и не менее чудовищной расправой с армянским пастухом М. Сарибекяном в сентябре прошлого года. Все остальные проявления армянофобии и массового психоза на этой почве – внушительное "обрамление" продолжающегося более века геноцида.

Но мировое сообщество продолжает делать вид, что "не понимает" очевидного. И до тех пор, пока посредники допускают саму мысль о возможности включения Арцаха в состав геноцидогенного государства, они тем самым допускают мысль о возможности повторения "сумгаита" и всех остальных преступлений Азербайджана против народов региона.

Марина ГРИГОРЯН

http://www.golosarmenii.am/ru/20195/home/14843/