1. Каков он?
Как и в случае численности населения, простой вопрос «Каков
государственный бюджет Азербайджанской Республики (АР)?» не имеет
готового и ясного ответа [1, 2]. Здесь опять же необходимо сопоставлять
данные нескольких источников, поскольку официальные оценки сильно
отличаются от других оценок.
Так, согласно Государственному статистическому комитету АР (ГСКА)1 и Министерству финансов АР2, государственный бюджет Азербайджана в 2011г. был профицитным. Т.е. доходная часть бюджета превосходила расходную на почти 305 млн. манат ($386 млн.)3, что, согласно Министерству финансов, составило 0.6% ВВП республики в 2011г. Ту же оценку повторяет Статистическая служба СНГ4, отчасти – Международный валютный фонд (МВФ, IMF), Всемирный банк (ВБ, WB) и Всемирный экономический форум (ВЭФ, WEF).
Между тем, согласно оценке ЦРУ США5,
в том же 2011г. государственный бюджет АР был не профицитным, а с
точностью до наоборот – дефицитным. Причем дефицит бюджета составил ни
много ни мало $11 млрд., что составило 18.7% ВВП республики в 2011г. Ту
же оценку приводит и ряд организаций, придерживающихся западной
либеральной системы ценностей и «классической» модели экономики. Такие,
как, например, фонд «Наследие» (Hertitage Foundation), Лондонская школа экономики (LSE)
и пр. Следует заметить, что подобное расхождение – отнюдь не единичное
явление, характерное для оценок госбюджета АР именно за 2011г.
2. Почему он таков?
Известно, что классическая структура госбюджета страны предполагает
наличие двух больших сегментов – «доходную» и «расходную» часть. Причем
«доходная» часть государственного бюджета складывается из всевозможных
налогов и пошлин всего поля осуществляемой в стране
торгово-экономической, предпринимательской и имущественно-правовой
деятельности. Все они составляют основу («налоговую базу») доходной
части госбюджета «нормальной» страны и являются итоговым результатом ее
жизнедеятельности.
В случае государственного бюджета АР в доходной части, помимо обычных
строк «налоговой базы» (налог на прибыль, акциз, налог на имущество,
НДС и пр.), присутствует еще одна строка. В публикациях Министерства
финансов АР она «застенчиво» обозначена как «неналоговые доходы» («non-tax re¬venues»),
а в публикациях ГСКА – просто и незатейливо – «иные поступления». Этой
строкой осуществляются денежные трансферты (отчисления) из прибылей
Государственного нефтяного фонда АР (ГНФА, SOFAZ) в доходную
часть госбюджета Республики. Это, на первый взгляд, неприметное
обстоятельство и является самым примечательным элементом
кланово-олигархической моноэкономической системы Азербайджана. На Рис. 1
приводится структура доходных частей госбюджетов АР 2005-2011гг. (в
млрд. манат) в соответствии с налоговой базой и отчислениями ГНФА [3].
Она выявляет интересные подробности. Во-первых, в 2005-2011гг. «иные
поступления» («неналоговые доходы» в варианте госбюджета Минфина АР)
постепенно становятся основным источником образования доходной части
государственного бюджета. Начиная с 2008г. доля «иных поступлений» в
доходной части бюджета существенно растет, и становится равной
«налоговой базе» бюджета в 2009г. В 2011г. «иные поступления» составляли
уже около 60% доходной части госбюджета АР.
Источники: http://www.azstat.org/publications/azfigures/2012/en/020en.shtml,
http://www.oilfund.az/en_US/hesabatlar-ve-statistika/buedce-melumatlari/doevlet-neft-fondunun-2011-ci-il-buedcesine-deyisiklikler-edildi-14-07-2011.asp.
Во-вторых, реализация трехэтапной программы освоения АЧГ не привела к
сколько-нибудь заметному и устойчивому росту собственно «налоговой
базы» доходной части госбюджета республики, следовательно, и к
гармоничному развитию страны. Так, налоговая база госбюджета за 2011г.
меньше, чем ее значение в 2008г. То же наблюдается и в 2009 или 2010гг.
по сравнению с 2007 годом.
Таким образом, в государственный бюджет страны под прикрытием строки
«иные поступления» проникают элементы иной природы. В рамках
классического подхода эти поступления не могут и не должны
рассматриваться как реальные доходы госбюджета, поскольку они образуются
вне государственного налогового поля, лишь частично находятся под
контролем фискальных служб страны, регулируются независимо от
законодательного поля Республики6 и формируются единоличными решениями президента АР – посредством его особых указов.
В действительности, наличие строки «иные поступлений» в доходной
части государственного бюджета АР отражает особенности сформированной в
стране властной и социально-экономической системы и приводит к ряду
важных последствий. Во-первых, со стартом этапа «основной нефти»
освоения АЧГ (2006г.) было положено начало реалиям, в которых
государственный бюджет АР постепенно начал принимать «второстепенный»
характер и стал всего лишь производной от бюджета ГНФА. Мы отнюдь не
имеем в виду растущие из года в год объемы отчислений, хотя и это
существенно. Не менее важны структурные последствия этого процесса.
Действительно, благодаря действующей в АР системе сформировались
«параллельный бюджет» и «параллельное правительство». Такая
раздвоенность, пожалуй, является одной из самых характерных черт
экономической системы АР. Она присуща высшему эшелону власти и
проявляется в конкурирующем тандеме «Министерство финансов АР – ГНФА». И
неизбежно транслируется на более низкие, отраслевые административные
уровни, выражаясь, например, в полярных тандемах «Министерство
энергетики и природных ресурсов АР – компания SOCAR» или
«Министерство обороны АР – Министерство оборонной промышленности АР».
Фактически, она пронизывает все государство насквозь – вплоть до
общественной жизни, обусловливая здесь образование «золотых 80 тысяч»,
занятых в нефтепромышленной сфере, – в противовес остальному
азербайджанскому обществу.
Кроме того, планирование доходной и расходной частей государственного
бюджета АР, по сути, основано на прогнозах цены на нефть,
следовательно, зависит от их адекватности и точности. Таким образом,
социально-экономическое развитие АР оказывается заложником колебаний
конъюнктуры цен на нефть. При нынешней нестабильной глобальной и
региональной геополитической ситуации и ощутимом уровне спекуляций в
механизмах ценообразования нефти адекватные прогнозы цен практически
невозможны даже в течение года. Все это с неизбежностью приводит к
многократному пересмотру как прогнозов, так и основных показателей
самого госбюджета, ослабляя дисциплину и ответственность за его
планирование и выполнение в случае как положительных, так и
отрицательных изменений нефтяной конъюнктуры.
По сути, созданная финансово-бюджетная система отчуждает
доходы от углеводородных ресурсов страны от доходной части
государственного бюджета. Строка «неналоговые доходы» доходной части
государственного бюджета республики фактически закрепляет это отчуждение
формальным образом и в действительности точно отражает истинную природу
сложившейся в Азербайджане кланово-олигархической
социально-экономической системы. Ее суть, заключается в:
1. присвоении доходов, получаемых от добычи природных ресурсов,
прежде всего углеводородов, и в отчуждении общества от механизмов
образования этих доходов и получаемых благ;
2. замыкании образовавшихся доходов в рамках узкого
кланово-олигархического сегмента общества, сегмента, встроенного во
властно-экономическую пирамиду «Президент АР-ГНФА-SOCAR», с
сопутствующими структурами;
3. направлении доходов, образовавшихся в непрозрачной для фискальных
механизмов среде и вне налогового и законодательного поля страны, прежде
всего на воспроизводство сформированного в Азербайджане режима власти.
Причем в условиях социальной и экономической поляризации
азербайджанского общества, крайне стесненного в формах своего
волеизъявлении, задача сохранения существующего режима власти и
консолидации общества решается пропагандистской машиной АР с
использованием мифа «внешнего врага». Тем более что клан Алиевых в
Азербайджане пришел к власти именно на основе этого мифа.
Ну а на самом деле трансферты определенной части доходов от
нефтедобычи в госбюджет страны, осуществляемые строкой «неналоговые
доходы», приводят к деформации фискально-налоговой системы страны,
ослабляют общую дисциплину составления госбюджета, снижают прозрачность и
контролируемость образования и расходования бюджетных средств,
подвергают эрозии ответственность правительства за выполнение бюджета,
укрепляют коррупцию на всех уровнях государственно-властной и
бизнес-управленческой пирамиды АР.
3. На что он тратится?
Чтобы понять общую направленность государственной
финансово-социальной политики АР, ее логику и тенденции, необходимо
сначала рассмотреть долю отдельных бюджетных расходных статей в
соотношении к общей расходной части бюджета данного года (%). Затем
проследить изменение этой доли за весь рассматриваемый период времени.
Полученная картина весьма красноречива (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Структура расходной части госбюджета АР по статьям (в % от общей
расходной части) и изменение показателей 2009 и 2011гг. по сравнению с
2005г.
Источники: http://www.azstat.org/publications/azfigures/2012/en/020en.shtml и собственные расчеты.
По сравнению с 2005г. в расходной части госбюджета 2009г. увеличилось
только соотношение статьи «Экономическая сфера» (двукратный рост). Для
всех остальных статей наблюдается спад от 1.1 («образование»,
«судебно-правовая система», «здравоохранение», «наука») до 28 раз
(«социальное обеспечение»). Спад зафиксирован даже для бюджетной строки
«иные расходы», которая, с некоторыми оговорками, представляет собой
военные расходы АР7.
Без изменения осталось только соотношение для расходной части «спорт»,
имеющей пропагандистское значение. При сравнении бюджетов 2005 и 2011гг.
ситуация еще хуже. Помимо статьи «экономическая сфера», был
зафиксирован рост только для военных расходов. В 2011г. по сравнению с
2005г. сократились соотношения для статей «социальная защита»,
«здравоохранение» и «спорт». Более чем в два раза сократилось
соотношение бюджетной статьи «образование», «наука» и «культура,
информация и пр.». Сократилось соотношение финансирования статьи
«судебно-правовая система». Соотношение расходов по статье
«законодательная, исполнительная и государственная власть» сократилось
более чем втрое. А соотношение расходной статьи госбюджета «социальное
обеспечение» по сравнению с 2005г. сократилось примерно в 37 раз.
Приведенные данные красноречиво описывают характер и направленность
социально-экономической политики официального Баку в период реализации
трехэтапной программы BP/IOC освоения нефтяного месторождения АЧГ [4] и
не нуждаются в особых комментариях.
Источники: http://www.azstat.org/publications/azfigures/2012/en/020en.shtml, [5] и собственные расчеты.
4. Каков, наконец, государственный бюджет АР?
В свете вышесказанного, полагаю, не удивительно, что государственный
бюджет АР оценивается диаметрально противоположным образом, в
зависимости от системы ценностей, положенных в основу этих оценок. На Рис. 2
мы обобщаем данные официального Баку и ЦРУ США о профиците/дефиците
госбюджета АР в 2005-2011гг. [6]. Как видим, согласно ЦРУ, начиная с
2006г. государственный бюджет АР был и продолжает оставаться дефицитным8.
Более того, дефицит резко увеличивается параллельно с ростом
трансфертов ГНФА в доходную часть госбюджета. Если в 2006г. он, по
данным ЦРУ, составлял менее $1 млрд., то в 2011г. дефицит составил уже
около $11 млрд. Приводится также наша оценка вероятного официального
(-$0.6 млрд.) и реального (-$12.5 млрд.) дефицита госбюджета АР на
2012г.9
Выводы
1. Вопреки печально известному алиевскому лозунгу «Нефть Азербайджана
является богатством азербайджанского народа!», углеводородная сфера
захвачена действующей кланово-олигархической системой, а накопленные
блага отчуждены от народа АР. Образовавшиеся средства в первую очередь
направляются на сохранение и воспроизводство действующего режима.
2. Сформированная в стране финансово-бюджетная система точно отражает
это обстоятельство, усугубляет коррупцию и поляризацию общества. За
счет благосостояния граждан и перспектив развития страны действующий в
Азербайджане режим направляет присвоенное у народа богатство на безумную
милитаризацию страны, создание и развитие военно-промышленного
комплекса.
3. Провал трехэтапной программы BP/IOC по освоению АЧГ, остающиеся под вопросом результаты реализации нового IV этапа АЧГ10
и туманные перспективы II этапа освоения газоконденсатного
месторождения «Шах-Дениз» в сочетании с непредсказуемым поведением
международных цен на углеводороды, равно как и полное отсутствие
«цивилизованных» механизмов смены режима власти, повысят внутреннюю
напряженность в Азербайджане, усугубят региональную нестабильность в
2013-2015гг. Ара Марджанян
Старший эксперт НОФ «Нораванк», национальный эксперт ПР ООН в Армении
по энергетикe и транспорту, к.т.н., старший научный сотрудник http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6808
|