Интервью с предстоятелем Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископом Паргевом МАРТИРОСЯНОМ
-Святой отец, какое достижение спустя 20 лет после освобождения Шуши Вы бы отметили в духовной жизни города?
-Во-первых, уже есть две реставрированные церкви со своим клиром.
Есть также Молодежный центр неподалеку от церкви Всеспасителя – со своим
залом, реконструированным и обставленным, где скоро начнутся и
компьютерные курсы для молодых. Здесь будут проходить и различные
молодежные собрания – с проповедями, воспитательными беседами. В двух
церквях служат два священника. Есть уже и юноши и ученики младших
классов. Должен сказать, что в этом году Святая Пасха была
беспрецедентной – по всему Арцаху в церквях яблоку негде было упасть,
так же, как и в Шуши. Мы постепенно движемся вперед. Я могу указать и на
другое: сейчас в Шуши и по всему Арцаху растут 20-летние юноши, которые
родились и выросли в условиях независимости. Думаю, это наше главное
достижение – поколение нового качества.
-Можно невооруженным глазом увидеть, как растут ряды
верующих, но о том, что это неоднозначный процесс, свидетельствует
частое обращение армянского общества к теме «духовного кризиса». Можно
ли совместить два этих явления – рост числа верующих и духовный кризис?
-Духовный кризис? Нет ничего подобного. Это сфабрикованное понятие.
Духовный кризис предполагал бы разрушение церкви, пустые храмы. А в
Армении и Арцахе, наоборот, вера переживает подъем. Духовный кризис был в
30-х, 40-х, 50-х, 60-х годах, сейчас происходит обратное.
-Душа радуется, глядя на величественную церковь Казанчецоц,
но тут же охватывает печаль при виде нищих, просящих у его стен
милостыню. Какова по-Вашему должна быть социальная миссия церкви?
-Раньше сюда все время приходила женщина, сейчас ее не видно. Она
была из Сисиана, но вот уже года полтора я ее не вижу. Она была
профессиональной сборщицей денег и вовсе не нищей. Что касается миссии
церкви, то она никогда не менялась – проповедовать Евангелие и
направлять народ по пути истинному, повышать его моральный уровень. Это
вечная идея, и миссия никогда не изменится. Другое дело, что в какие-то
моменты церковь могла быть полезной в социальной сфере, порой помогала
неимущим, сиротам, незрячим – по мере возможности. Это уже зависит от
возможностей епархии.
-Что Вы считаете главной угрозой духовной безопасности?
-Нация должна быть единой – это гарантия нашей безопасности во всех
смыслах, она должна обладать высоким моральным уровнем, быть связана с
Богом верой. Это и есть гарантии духовной безопасности, из которой
вытекает политическая, экономическая, физическая, культурная
безопасность.
-В последнее время в контексте национальной безопасности стали говорить о сектах. Представляет ли их существование угрозу?
-Даже один сектант является угрозой духовной безопасности.
Фактически, мы имеем дело с заблудшей душой. Это, увы, значит, что мы
уязвимы.
-Мы живем в мире новых технологий, и церковь не может
оставаться безучастной. Создаются церковные сайты, другие сетевые
инициативы, цель которых – приблизить общество к церкви. Какое значение
придает Армянская Апостольская церковь инновациям?
-Каждая епархия имеет свой сайт, посредством которого презентует себя
миру, у нее должна быть электронная почта, с помощью которой можно
обеспечивать обратную связь. Но необходимо довольствоваться этим. Каждый
священник может пользоваться интернетом, есть масса литературы, которой
можно бесплатно пользоваться, и так далее. То есть, церковь не должна
быть безучастной к инновациям. Все наши священники и дьяконы могут
пользоваться компьютером и пользуются.
-Вы не считаете, что можно проповедовать и с помощью компьютера?
-Можно использовать все возможности. Скажем, публикуются материалы,
кто-то общается через скайп, многие обмениваются письмами, но ничто не
может заменить живую проповедь. Нельзя причащать через интернет. Есть
определенная граница. Можно через интернет приглашать людей, давать
разъяснения о праздниках, о таинстве ритуалов. В этом смысле интернет
можно использовать с тем же успехом, что и телевидение, газеты и радио.
Мы пытаемся постепенно активизироваться. За последние 2-3 года уже
предприняты шаги, но не мешает быть активнее.
-В Шуши расположены также мусульманские религиозные памятники. Какой Вы видите их дальнейшую судьбу?
-Знаете, в отличие от других, мы не варвары и не разрушаем
культурные, религиозные памятники. Во всяком случае, мы их сохраняем.
Хотя и средств таких нет, чтобы восстановить их, но культурные памятники
нужно сохранять, это естественно. http://http://theanalyticon.com/?p=1822&lang=ru
|