Город Закаталы – районный центр одноименного района на
северо-западе Азербайджанской Республики, на границе с Грузией и
Дагестаном сформировался на основе форштадта, построенной в 1830 году
русскими войсками крепости Новые Закаталы, занимавшей площадь 9 га. Ее
описание встречается у разных авторов. Как пишет один из них, «добрался я
до крепости Новые Закаталы, основанной в 1830 году, возле селения
Закаталы... Она находится на небольшом пригорке и имеет в окружности
около двух верст. Местоположение довольно выгодно, так что для покорения
ее нужна сильная и искусная артиллерия, следовательно, Азиатским
войскам, не исключая и Турецких, она неприступна. До 1830 года были тут
дома жителей…»[1].
Историческим центром города, вокруг которого и произошло его
формирование, является старая городская площадь и прилегающий парк,
расположенный к югу от крепости, как раз под ней. Как пишет С.
Сулейманова, среди Закатальского археографического материала имеется
арабоязычный документ, где говорится об объявлении свободы невольнику в
«мейдану-л-хауриййа» – «платановая площадь» (можно читать также как
«мейдану-л-хурриййа» – «площадь свободы»)[2]. Под «платановой площадью»
подразумевается, конечно, вышеупомянутая площадь, с правой стороны
которой растет знаменитый платан, которому 800 лет[3]. На этой площади
проводились заседания Джарского джамаата. Здесь, в платановой роще
находилась и мечеть, которая была позже разрушена при советской власти, а
построенная в ХIХ веке церковь сохранилась, примыкая к вышеуказанной
площади[4]. В этой связи С. Сулейманова замечает, что название платана –
популюс – связывают с латинским populus, означающим «народ», «народное
собрание», поскольку народные собрания в древнем Риме проводились в
платановых рощах. Воспоминания путешественника К. Гана подтверждают наше
мнение о том, что старая площадь была известна в свое время как
«платановая площадь». Как он пишет, «подъезжая к Закаталам…уже издали
виднеются белые зубчатые стены цитадели, господствующей над маленьким
городом и окрестностями. Скоро мы въехали в город по широким улицам и
остановились в «клубе», стоящем на большой площади в сени высоких
платанов и лип»[5].
Интересно, что название платана сохранилось и в местной топонимии.
Место, где расположена крепость (над площадью), называлась «Папахъ»[6].
Образовано оно, скорее всего, от пипе (употребляется в языках аварской
группы, носители которого проживают на левобережье Алазани) – т.е.
«кавказский платан, чинара»[7] (с конечным «-хъ», означающим
расположение «у» чего-либо).
Таким образом, основание города Закаталы непосредственно связано с
оккупацией царскими войсками Джарской республики в 1830-м году, во время
управления Кавказом графом Паскевичем, и постройкой крепости «на месте
кладбища разоренного аула»[8]. 28 февраля того года «фельдмаршал князь
Паскевич признал необходимым занять часть сел. Джары и на этом месте
построить крепость. И так часть Джары была разорена и положено основание
крепости, получившей название Новые Закаталы»[9]. Три раза аварцы
пытались вытеснить царские войска из занятого ими пункта, и все три
попытки окончились не в их пользу. Первая из них была сделана под
началом Имама Хамзат-бека в 1830 году, когда еще крепость не была
полностью окончена. Вторая – под начальством Имама Шамиля в 1853 г. и
третья – в 1863 году, под началом Занки-апанди из Джара и Муртуз-хаджи
из Цалбана.
С более подробным описанием самой закладки крепости можно ознакомиться в
«Кавказской войне» В. Потто. «На следующий день, 28 февраля Ширванский
полк, шесть рот сорок первого егерского, две роты кавказских саперов,
три сотни казаков и десять орудий заняли Закаталы. Вслед за ним въехал
фельдмаршал и, лично ознакомившись с местностью, приказал поставить в
Джарском ущелье крепость, которая могла бы держать в повиновении жителей
и ограждать наши границы от вторжения хищных лезгин. К постройке ее
приступили немедленно; дома и сады джарских жителей, входившие в черту
крепостной эспланады, были куплены казной за высокую цену… (сведения
процитированного выше автора опровергают данные В. Потто о выкупе усадеб
джарцев – Ш.Х.) Окрестные леса также были вырублены, и вековые
громадные чинары пошли на устройство деревянных оград»[10].
Выбор именно этого места для закладки крепости объяснялся несколькими
причинами. Во-первых, как пишут русские источники, «укрепление Новые
Закаталы…, у селения Зака-талы, от которого и получило свое название,
запирает выход из ущелья того же имени»[11]. Во-вторых, строительство
крепости именно в этом месте позволяло контролировать наиболее
многочисленный и влиятельный на левобережье Алазани Джарский джамаат
(1260 дворов до завоевания царскими войсками[12], т. е. не менее 8 тысяч
населения). Кроме того, Джар имел как естественные («местоположение
селений Чары и в особенности Закаталы, которое занимает верхнюю часть
Чарского ущелья, чрезвычайно затруднительное по причине густых садов и
каменных заборов, наполняющих все ущелье, по обеим сторонам коего горы
крупныя, покрытыя лесом») так и искусственные («сверх сего Закаталы
отделены от Чары укреплением каменным»[13]) укрепления. Завоеватель
сталкивался с крупным укрепленным районом, который очень сложно было
взять, поскольку каждый дом, окруженный каменной стеной, представлял
собой маленькую крепость. К примеру, отряду генерала Гулякова в январе
1804 г. пришлось для покорения Джар направиться «по дороге, называемой
закатало, идущей выше местечка Джары, и по обеим сторонам коей были
построены дома и расположены обширные сады Лезгин, огражденные
заборами»[14]. В этом лабиринте из садов, домов-крепостей и высоких
каменных заборов был разбит не один отряд завоевателей.
Важно отметить, что до строительства Закатальской крепости в 1830-м
году, верхняя часть Джара была известна как Закатала (джарцы и сейчас
называют верхнюю часть своего села Закатала), а нижняя часть города, где
находилась ме¬четь в платановой роще, называлась Джар-базар (местное
аварское население называет город ЧIар-базар[15]). Как писал А.Р.
Махмудов, «город Закаталы надо отличать от селения Верхний Джар в
нескольких километрах от города. Окрестные аварцы называют Закаталами
именно селений Верхний Джар, а город называют: Чар-базар»[16]. Известно,
что в Чар-базаре в ХVII веке, наряду с аварцами, жили и грузины, но
впоследствии в результате джаро-кахетинских войн они вынуждены были уйти
в Инисел (небольшой округ на левобережье Алазани вокруг села Алиабад
Закатальского района) и Кизики (правобережье низовий Алазани)[17].
Пока, что первое письменное упоминание топонима («крепость Закалтала», в
письме джарского кади Муртазали своему сыну Мухаммаду) можно датировать
1738 г.[18]. Закатала упоминается и в тексте «Хроники войн Джара» в
связи с событиями 1741 г.[19] Это название в ХVIII веке было известно и
грузинам. Так, например, Иоанн Багратиони в «Описании селений Картли и
Кахетии», составленном в 1794–99 гг., при указании населенных пунктов
«Енисели» упоминает «Закатала» (верхняя часть современного Джара) и
«Патара Чари» («Малый Чари»; локализация неясна)[20].
В рукописи ХIX века, автором которой, предположительно, является Халид
Ритлябский, дается следующее объяснение названия Закатала. «Что касается
происхождения названия Закатала, то здесь дело в том, что первым, кто
оживил закатальскую землю, был мужчина по имени Зака. Он создал, таким
образом, поляну (тала), которую и стали называть затем «поляна Зака» –
Закатала»[21]. Нужно сказать, что арабское по происхождению имя Заки
(«чистый, праведный»; вариант Занки?), было распространено до недавнего
времени среди джарских аварцев. Таким образом, данная этимология
топонима «Закатала» не лишена логики. Эти данные подтверждаются и другим
источником – местной хроникой ХVIII в.[22]
В этой связи утверждения некоторых исследователей о том, что населенный
пункт «старая Закатала», находящийся ныне в составе селения Джар, был
основан в XVII в., мигрировавшими из Дагестана цахурами[23], которые и
дали ему название, выглядят не больше чем плодом фантазий, основанных
только лишь на внешней схожести двух названий. Авторы времен Российской
Империи в угоду политической конъюнктуре, как и все другие факты из
истории этого края, так и этимологию этого топонима использовали для
утверждения идеи пришлости аварцев в Закатальском округе. Согласно этой
версии, этимология топонима объясняется как «селение Захара, ибо по
преданию, первый здесь поселившийся был Грузин по имени Захар»[24].
Данная этимология перекочевала в дальнейшем и во многие официальные
издания Российской Империи[25], но в современных, обобщающих, трудах по
топонимике, данная версия сочтена «неудовлетворительной»[26].
В 1830-м году, во время оккупации данного региона войсками Российского
империи, значительная часть местных аварцев вынуждена была эмигрировать в
Дагестан или Османскую империю. «Во время восстания 1830 года сс.
Джары, Закаталы и Каписдара были уничтожены и население их перешло
отчасти на хутора, называемые Таначи, частью рассеялось по разным
деревням или бежало в Дагестан»[27]. Царское правительство разрешило
джарцам возвратиться и снова застроить Джар только в 1838 г.[28] Имеются
данные об эмиграции джарцев, в частности, в Турцию – анатолийский город
Токат, который в середине ХIХ века состоял из 6000 домов, из коих 1800
армянских. Согласно источнику, здесь в ото период жили и около семейств
джарских аварцев, «из которых большая часть прибыла сюда вместе с
Закатальским ханом (? – Ш.Х.), бежавшим из Джаро-Белоканской области,
после взятия Ртищевым Новых Закатал, и получавшим от Порты по 4000
пиастров (240 р. с.) в месяц»[29].
Форштадту, образовавшемуся при крепости Новые Закаталы вокруг этой
площади, был дан статус города в 1851 году. «Высочайшим указом» от 4
июля 1851 г. повелевалось «форштадт или местечко Закаталы возвести на
степень города». В момент преобразования его в город в нем жило всего
лишь 126 душ обоего пола[30]. К моменту окончания Кавказской войны или
ликвидации Имамата в 1859 г. численность населения в Закаталах
изменилась мало (387 жителей), а позже – даже уменьшилось (в 1861 г. –
324 жителя)[31]. Однако в дальнейшем население города все-таки
постепенно начало расти. По данным 1886 г., в городе проживало 1231
жителей: аварцев – 493, армян – 510, русских – 167, мугалов – 25, грузин
– 20. К 1897 году в Закаталах уже жило 3009 жителей. В ходе войн и
междоусобиц начала ХХ в. население города сократилось за счет оттока
армянского и русского населения – в 1920 г. в здесь жило 2572 человека.
Однако вскоре снова начало расти и уже к 1939 г. достигло 8 710 жителей.
После стремительного роста в 1930-е годы, темпы его замедлились и к
1956 г. здесь было 9 100 жителей[32]. По переписи 1959 г. в Закатале
жило 10 250 человек, 1970 г. – 13 377 чел., 1979 – 16 143 чел. На данный
момент численность населения города достигла 20-ти тысяч.
Г. Ибрагимов указывает, что на 1 января 1974 г. из общего населения 16
500 человек 4 125 составляли цахуры[33]. Однако, по последним данным, а
точнее – согласно официальной информации, предоставленной районным
статкомитетом, в Закаталах из 20 000 жителей цахурами являются 2 000
жителей, или 10 %[34]. Большинство цахур, живущих в городе, являются
выходцами из села Мишлеш Рутульского района, что видно из факта
распространения у большинства городских цахур мишлешского говора[35].
Последний является общепринятой формой внутрицахурского общения, хотя
значительное распространение среди городских цахур даже при общении со
своими единоплеменниками получил азербайджанский язык. В городе также
живет несколько сотен ингилойцев, четверть из которых – не образовавшие
семей и живущие в городе отдельно и работающие здесь[36].
В городе живут следующие азербайджанские общины: шекинцев – около 1 500
человек, терекемейцев (азербайджанцев из Грузии) – около 1 100,
нахичеванцев – до 1 тысячи, выходцев из Ирана – около 400, карабахцев –
около 200, гянджинцев и жителей окрестных районов – 200. Всего
азербайджанцев в городе около 5 тысяч человек. Наряду с ними в городе
также около 3 тысяч человек разных национальностей (в основном аварцы и
цахуры) имеют азербайджанское самосознание и азербайджанский язык в
качестве основного и подчас единственного средства общения. В городе
также живут около 400 ингилойцев (грузин-мусульман). Аварцев после
укрупнения в 2010 г. в городе живет немногим более 10 тысяч человек, а
общая численность населения города составляет 20 тысяч жителей.
При анализе, например, этнического состава, проживающего на Джарской
улице города Закаталы населения (около 110 человек), выясняется, что
около 83% из них являются аварцами, 14% азербайджанцами, около 2% -
русскими и около 1% - цахурами. При аналогичном анализе населения,
проживающего по улице имени Мамедгулузаде (немногим более 210 человек)
доля аварцев составляет почти 53%, азербайджанцев – 37%, цахур – 5%,
грузин – 2,5%, лакцев – 1,5% и лезгин – 1%.
На этническую ситуацию в городе повлияло и укрупнение Закатал за счет
прилегающих аварских селений, что повлекло за собой увеличение доли
аварского населения в городе. Наряду с этими территориями согласно указу
президента АР Ильхама Алиева от 22 июня 2010 г. к Закаталам был
присоединен и располагавшийся на западной окраине города поселок.
Населенный пункт, который среди местного населения получил название
Чайдиб (авар. «в папоротниках»), был ликвидирован, а его территория и
соответственно проживающее на ней население были причислены к городу.
Изначально, при придании Закаталам городского статуса и далее города
вплоть до начала ХХ века, его главной улицей была Белоканская[37].
Начиналась она с так называемых «Билкан-каву» (авар. «Белоканские
ворота») и тянулась вдоль платановой площади и почти до речки Цилбан-ор.
В советское время Белоканская улица была названа Коммунистической, а
сейчас она является частью Азербайджанского проспекта. В восприятии
закатальских старожилов исторически город ограничивается: с севера –
крепостью, с востока – парком имени Ленина (сейчас Гейдара Алиева) и
речкой Цилбан-ор, с востока и юго-востока – улицами Демешко и
Комсомольской (сейчас проспект Гейдара Алиева), а с юга и юго-запада –
памятником Севиль Газиевой, находящимся на пересечении улиц
Коммунистической и Кирова (сейчас проспект Гейдара Алиева и улица Деде
Коркуда, соответсвенно).
В этих границах город пребывал вплоть до конца ХIХ в., когда он начал
стремительно расти в основном за счет переезда сюда армян из Нахичевани,
в основном с территории современного Ордубадского района. Он занял
территории сел. Чукак, Тлебел-уба. В черту города вошли населенные
первоначально аварцами кварталы Чукака – Кацарал-уба, Гаргаразул-уба,
Тушиязул-уба, Мусаалиязул-уба и т. д. Следует отметить наличие в черте
города родовых кладбищ аварских тухумов, к примеру фамилии Кацарал близ
современного здания прокуратуры, на месте которого находились
принадлежавшие им строения.
И в дальнейшем рост города происходил и, скорее всего будет происходить,
за счет окружающих город аварских селений, т.е. их постепенного
присоединения к городу и уплотнительной застройки.
Ссылки: [1] Зубарев Д. Поездка в Кахетию, Тушетию, Пшавию, Хевсурию и
Джаро-Белоканскую область // Русский вестник. 1841. С. 551. [2]
Сулейманова С. Джаро-белоканские аварцы // Азербайджан в мире. Баку,
2006. № 4. С. 132. [3] Гаджиев В.Д., Алекперов Х.М., Эфендиев М.Р.,
Мустафаева Р.К. Закатальский заповедник. М., 1985. С. 121. [4]
Сулейманова С. Джаро-белоканские аварцы (историко-этнографическое
исследование) // Азербайджан и азербайджанцы в мире. Баку, 2009. № 2. С.
65, 73. [5] Ган К.Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан // Сборник
материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1902. Вып.
31. Ч. 2. С. 56. [6] В 1830 г. всех джарцев выселили на плоскость, а
жителей этого квартала Джара в хутор Папахъ-уба, ныне часть крупного
аварского селения Динчи на левом берегу Алазани. [7] Халилов М.Ш.
Бежтинско-русский словарь. Махачкала, 1995. С. 219. [8] Берзенов Н.
Краткий исторический и географический указатель достопримечательных
местностей по Кахетии, Закатальскому округу и частию по Бакинской и
Тифлисской губерниям. Тифлис, 1864. С. 18. [9] Посербский А. Очерк
Закатальского округа // Кавказский календарь на 1866 г. Тифлис, 1865. С.
24. [10] Потто В.А. Кавказская война. Ставрополь, 1994. Т. I. С. 71.
[11] Доливо-Добровольский. Экспедиция 1850-го года на лезгинской линии /
Перевод с французского П. Волховского // Кавказский сборник. Тифлис,
1883. Т. VII. С. 615. [12] Коцебу М.А. Сведения о джарских владениях.
1826 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв.
Архивные материалы / Под ред. М.О. Косвена и Х.-М. Хашаева. М., 1958. С.
254. [13] Там же. С. 262. [14] Хицунов П. Сооружение памятника
Генерал-майору Гулякову в Закаталах и его биография // Кавказский
календарь на 1850 г. Тифлис, 1849. Отд. III. С. 106. [15] Саидова П.А.
Закатальский диалект аварского языка… С. 16. [16] Махмудов А.Р. Краткий
грамматический очерк закатальского диалекта аварского языка (фонетика,
морфология, тексты с комментариями) // Рукописный фонд ИЯЛИ. Ф. 3. Оп.
4. Д. 56. Л. 4. [17] ЦIоралъул аваразул рагъазул тарих. ХIадур гьабуна
Т.М. Айтберовас. – МахIачхъала, 1996. – Гь. 19 (на аварском языке). [18]
Айтберов Т.М. Закавказские аварцы (VIII – начало ХVIII вв.). Махачкала,
2000. Ч. I. С. 179. [19] Хроника войн Джара в ХVIII столетии / Пер.
П.К. Жузе, прим. Е.А. Пахомов, пред. В. Хулуфлу. Баку, 1931. С. 33. [20]
Иоанн Багратиони. Описание Картли и Кахети. Изд. Т. П.Енукидзе и Г.В.
Бедошвили. Тбилиси, 1986. С. 72 (на грузинском яз.). [21] Айтберов Т.М.
Закавказские аварцы… С. 151. [22] ЦIоралъул аваразул рагъазул тарих. Гь.
17. [23] Azərbaycan toponimlərinin ensiklopedik lüğəti. Bakı, 2007. II
cild. S. 290 (на азербайджанском яз.). [24] Хицунов П. Указ. раб. С.
106; Зубарев Д. Указ. раб. С. 555. [25] Семенов А.
Географо-статистический словарь Российской империи. СПб., 1863–1885. Т.
II. С. 250. [26] Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966.
С. 143. [27] Фон-Климан Ф. Война на Восточном Кавказе с 1829 по 1834 год
в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Тифлис, 1896. Том ХVII. С.
325. [28] ЦГИА Грузинской Республики. Ф. 236. Оп. 2. Д. 4. Л. 11–19.
[29] Путевой журнал Е.И. Чирикова, русского комиссара-посредника по
турецко-персидскому разграничению 1849–1852. СПб, 1875. С. 27. [30]
Посербский А. Указ. раб. С. 32–33. [31] Ҹавадова З.Ə. Шимал-Гəрби
Азəрбајҹан. Бакы, 1999. С. 52 (на азербайджанском яз.). [32] Советский
Азербайджан / Под ред. М.М. Алиева. Баку, 1958. С. 310. [33] Ибрагимов
Г.Х. Цахурский язык. М., 1990. С. 3. [34] Clifton J.M., Tiessen C.,
Deckinga G., Lucht L. The sociolinguistic situation of the tsakhur of
Azerbaijan // SIL International, 2005. P. 6 (на английском яз.). [35]
Ибрагимов Г.Х. Указ. раб. С. 19. [36] Clifton J.M., Tiessen C., Deckinga
G., Mak J. The sociolinguistic situation of the inghiloy of Azerbaijan
// SIL International, 2005. P. 6 (на английском яз.). [37] Дзерожинский
В.С. Из Кавказской войны. По поводу 50-летия осады Месельдегерского
укрепления Шамилем в 1853-м году // Военный сборник. 1903. № 9. С. 54.
Шахбан Хапизов
http://avarnka.ru/stati/formirovanie-goroda-zakataly-shahban-hapizov.html
|