Исторический очерк публикуется с сокращениями
...Евреи жили на Кавказе с очень давних времен. Как
свидетельствуют путешественники XVIII и первой половины XIX веков, среди
евреев Кавказа была еще жива легенда, что они потомки десяти колен
Израилевых, поселенных в Мидии ассирийскими царями. Сохранилось другое
предание, по которому начало еврейского поселения на Кавказе следует
отнести к эпохе разрушения Первого Храма (586 год до н. э.). В армянских
хрониках начиная с III века до н. эры упоминаются имена евреев,
поселившихся в Армении и успешно служивших новому государству на новой
родине. У Иосифа Флавия упоминаются евреи из царского рода Хасмонеев,
которых римляне поставили царями в Армении. В VII-X веках на Северном
Кавказе существовало мощное Хазарское царство, жители (в основном элита)
которого исповедовали иудаизм. Хазарский каганат простирался от Крыма
до Волги, от Дона до Большого Кавказского хребта. Какую-то часть
населения Хазарского каганата могли составлять собственно евреи.
Потомками хазар считают себя некоторые представители тюркоязычных общин —
караимов и крымчаков, а также ираноязычные горские евреи. Горские евреи
жили преимущественно на юге Дагестана и на севере Азербайджана в
небольших селах, окруженные преимущественно мусульманским населением, от
которого они испытывали различные притеснения. Встречались и случаи
кровавых наветов, и погромов отдельных сел и городков. На основании
такого кровавого навета в 1816 году произошел еврейский погром в селе
Варташен (ныне Огуз, Азербайджан).
ПОГРОМ В ВАРТАШЕНЕ. 1816 ГОД
"Все
началось в ауле Ханабади, где был убит семилетний ребенок, сын муллы.
Грудь ребенка была в нескольких местах проколота острым предметом, горло
перерезано ножом. Нухинский хан Исмаил, под властью которого находился
аул, спросил у местных жителей, кого они подозревают в убийстве. Одна
женщина сказала, что видела недавно в ауле троих евреев из аула
Кара-баддир: на них и пало подозрение. Хан тут же велел узнать, кто из
евреев был в Ханабади, и доставить к нему. Когда нашли этих троих, он
велел пытать их, пока не признаются. Евреев били дубинками, им сломали
руки, ноги и ребра, отрезали носы и уши, выбили зубы. Несчастные не
выдержали мук и заявили, что это сделали евреи Варташена. По приказу
хана тут же арестовали около 30 варташенских евреев, стали их пытать,
требуя либо признаться в убийстве ребенка, либо принять ислам. Самый
молодой из арестованных решил принять ислам. Но это его не спасло,
палачи продолжали его пытать. Не вынеся мучений, несчастный юноша
"сознался” и обвинил в убийстве двоих жителей Варташена. Хан велел бить
смертным боем остальных арестованных евреев, в то время как большой
отряд направился громить еврейский квартал Варташена. Воины убили одного
еврея и изнасиловали шесть женщин, ограбили дома, увели коней, быков,
угнали мелкий скот. В этом погроме приняли участие и местные мусульмане —
жители Варташена. У раввина Авраама потребовали, чтобы он обратился к
еврейской общине с призывом перейти в магометанство, когда он отказался,
его привезли в столицу ханства Нуху, там убили, бросив труп у городских
ворот. За то, чтобы забрать труп и захоронить его, евреи вынуждены были
заплатить хану большой выкуп. Позже российскими властями было проведено
расследование, во время которого выяснилось, что убитый ребенок стал
нечаянным свидетелем того, как одна из молодых жен его отца обнимается с
чужим мужчиной. Тот, боясь, что ребенок выдаст их, и совершил это
убийство”.
Ранее в этом же селе во время правления Исмаил-хана имел
место ритуальный навет. Раввину Аврааму бен Хануке, который отказался
принять ислам, отрубили голову. Шестерым другим раввинам раскаленным
железом просверлили уши и носы.
ПОГРОМ В БАКУ. 1898 ГОД
"Еще
один навет имел место в Баку в июне 1898 г. Житель Баку по имени Хусейн
Гули-оглы заявил приставу, что пропал его маленький брат Салам. Очень
скоро другой человек привел пропавшего мальчика в участок. Он сказал,
что увидел на улице еврея с мешком на спине, мешок ему показался
подозрительным, он отобрал мешок и обнаружил в нем ребенка. Пристав
поверил этому человеку, распорядился найти и арестовать того еврея,
которым оказался некто Рафаэль Рагмилов. Слух о том, что еврей пытался
похитить ребенка, мгновенно облетел весь город. Толпа в несколько сот
разъяренных людей напала на еврейский квартал, избиваемые люди стали
искать защиты в полицейском участке.
В это время в Баку приехало
несколько евреев из Кубы. Толпа напала и на них, и только вмешательство
полиции спасло их от линчевания. Расследование очень скоро выяснило, что
вся эта история была инсценирована самим Хусейном Гули-Оглы, который
хотел таким образом отомстить Рагмилову, с которым из-за чего-то
поссорился.
В 1911 г. кровавый навет имел место в ауле Тарки. В ауле
распространился слух, что пропала девочка. Толпа направилась в
синагогу, круша все на своем пути, избивая встречных евреев. Но не
успели они дойти до синагоги, как девочка нашлась — живая и здоровая, и
погром прекратился”.
ПОГРОМ В КУБЕ. 1918 ГОД
"1
сентября 1918 г. азербайджанцы и горцы выбили большевиков из Кубы и
устроили еврейский погром в Еврейской Слободе. 15 сентября 1918 г.
мусульмане захватили Баку и окрестности и начали карательные акции
против "предателей”, в том числе и против горских евреев. В городе
Шемахе были похищены шесть молодых горских евреев и, несмотря на
многочисленные усилия, родственникам удалось вызволить только троих.
Евреи из Геокчая, Мюджи и Гафтарана бежали от погромов в Баку, а когда
вернулись, нашли свои дома разоренными. Тех, кто не успел бежать —
убили, оставшиеся в живых после погромов умерли от голода. Еврейские
поселения Мюджи и Гафтаран прекратили свое существование. Евреи
Дагестана также страдали от налетов вооруженных банд.
Представители
горских народов в мае 1918 г. провозгласили создание независимого
горского правительства, которое призвало к полному изгнанию русских и
большевиков из региона и к созданию мусульманского государства. Войска
этого правительства, больше похожие на разбойничьи отряды, чем на
регулярную армию, проводили свои кровавые акции и в прибрежной зоне
Дагестана. Советской власти в регионе фактически пришел конец. Отряды
мусульман, напав на аул Нюгди, грабили и убивали живших там евреев.
Против власти большевиков выступали и отряды казаков под
предводительством Лазаря Бичерахова, которые совершали разбойничьи
нападения на аулы горских евреев, считавшихся сторонниками большевиков”.
"ЕВРЕЙСКИЙ ПОГРОМ В СУМГАИТЕ: СМИ ПРИКАЗАНО МОЛЧАТЬ”
В
ночь с 9 на 10 февраля 2009 года толпа мусульман, подогретых проповедью
имамов в азербайджанских мечетях, устроила погром в Сумгаите — в
городе, печально известным армянским погромом 1988 года. Возглавил
антисемитскую акцию глава "Джума мечети” в Баку Ильгар Ибрагимоглу.
Участники погрома разделились на группы, после чего каждая отправилась
по определенному адресу в дома евреев. Во многих случаях мусульманам
удалось ворваться в квартиры еврейских граждан, избить хозяев, ограбить.
Несколько домов были подожжены. Не менее 12 евреев получили ножевые
раны. Как сообщают военные источники портала DebkaFile, устроенный
азербайджанскими мусульманами погром — акция отмщения за
антитеррористическую операцию "Литой свинец”. Напряженность между
азербайджанскими мусульманами и евреями возникла летом 2006 года во
время Второй ливанской войны, но апогея она достигла в дни
антитеррористической операции "Литой свинец” в секторе Газа, сообщают
эксперты израильского портала. Во время Второй ливанской войны имам
Сумгаита требовал от главы горско-еврейской общины Азербайджана Семена
Ихиилова принести извинения за "израильскую агрессию” и выразить
солидарность с ливанцами и палестинцами. Как сообщает информационный
портал, власти Азербайджана строжайше запретили СМИ публиковать
какую-либо информацию, касающуюся погрома в Сумгаите. Согласно сообщению
DebkaFile сегодня, 10 февраля председатель горисполкома Сумгаита Вагиф
Алиев вызвал сотрудников местной службы безопасности и потребовал
немедленно выявить и арестовать зачинщиков погрома. В 1988 году,
напомним, в Сумгаите вырезали армянских горожан. Согласно публикациям
азербайджанских источников, не менее 26 армян были убиты, однако
армянские источники сообщали о двух сотнях убитых”.
Михаил Ошеров
Подготовила
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
http://www.nv.am/mir-i-mi/22829-evreyskie-pogromi