Томас Эдвард
Лоуренс, которого сыграл в знаменитой кинобиографии недавно ушедший из
жизни Питер О’Тул, был одним из творцов начавшегося почти столетие назад
арабского восстания против Османской Империи. Его память и поступки
по-прежнему живы в арабском мире.
После вышедшего на экраны в 1962 году фильма «Лоуренс Аравийский»
Питер О’Тул (как и египетский актер Омар Шариф) стал живой легендой
кинематографа. Он отличился великолепной игрой, а также исполненной им
сложной и интригующей ролью.
Но кем же был на самом деле этот мифический персонаж, который
известен нам как Лоуренс Аравийский? Как они изменил (если изменил)
арабский мир? И как его поступки и их обстоятельства до сих пор
продолжают оказывать воздействие на регион? Для того, чтобы лучше
разобраться со всеми этими вопросами, давайте начнем с самого начала, с
его первых достижений как лучшего агента британских спецслужб на Ближнем
Востоке.
Томас Эдвард Лоуренс был сыном ирландского аристократа и
незаконнорожденной сироты, которая работала гувернанткой у его отца. В
декабре 1910 года он получил пост археолога в Бейруте, а затем
обосновался неподалеку от Алеппо, который стал одним из очагов нынешнего
восстания против Башара Асада.
Его восхищение арабским миром росло по мере того, как ему поручали
все новые и разнообразные задачи. Из Леванта он перебрался в Египет, а
затем много ездил по всему Аравийскому полуострову. Он носил
традиционную для этих мест одежду, изучал культуры, языки и диалекты.
Далее, в 1914 году под прикрытием археологических раскопок на Синае он
провел разведоперацию для британской армии.
Ему нужно было остановить начатое немцами и турками строительство
железной дороги из Берлина в Багдад. Траектория этого пути шла в обход
находившихся под контролем Великобритании и Франции Египта и Суэцкого
канала, что было угрозой для их гегемонии в этом стратегически важном
регионе. Он поднял мятеж среди работавших на строительстве рабочих и
обратил немцев и турок в бегство. Этот триумф стал первой из многих
побед Лоуренса.
Первая мировая война и арабское восстание
Во время Первой мировой войны Лоуренса отправили в Каир, где он
работал на британскую военную разведку. Прекрасное знание региона
позволило ему стать идеальным связным между британцами и арабскими
силами. В октябре 1916 года его отправили в пустыню для составления
отчета об арабских националистических движениях.
Его миссия завершилась личным участием в восстании против Османской
Империи. Он убедил свою страну в обоснованности такой инициативы и
опирался в работе на арабский национализм и проект формирования великой,
независимой и современной нации, которая включала бы в себя Хиджаз
(область на западе современной Саудовской Аравии), Иорданию, Ирак и
Сирию. Его цель была в том, чтобы все арабоязычные регионы оказались под
властью династии Хашимитов, а не османов.
«Я хотел построить новую нацию, восстановить былое влияние, дать 20
миллионам семитов опоры, на которых они могли возвести вдохновленный их
национальными идеями дворец».
С октября 1916 по октябрь 1918 года он участвовал в боевых действиях
вместе с сыном шерифа Мекки Фейсалом ибн Хусейном (оба они стали
большими друзьями). Хашимитские войска взяли Мекку и Джидду, не смогли
захватить Медину, но устроили саботаж на железной дороге в Хиджазе,
обездвижив тем самым османские войска, которым нужно было защитить и
отремонтировать пути.
В 1917 году Лоуренс провел военную операцию в стратегическом порту
Акаба (Иордания), который ему удалось захватить с отрядом в 2 тысячи
человек. В конце 1917 года он занял Иерусалим, а в октябре 1918 года они
с Фейсалом взяли под контроль Дамаск, конечную цель всей кампании.
Как бы то ни было, его личные убеждения и поддержка стремления
арабских народов к независимости не помешали ему бороться за
геополитические интересы его страны. Дело в том, что восстание арабов
против Османской Империи, которая была союзницей Германии в Первой
мировой войне, облегчило англичанам задачу.
Крах мечты об арабской нации
Лоуренс разрывался на части между сочувствием к арабским народам и
циничными интересами его родной страны. Во время марша на Акабу ему
стало известно о подписанном в мае 1916 года тайном соглашении
Сайкса-Пико, которое поделило Ближний Восток на зоны влияния Франции и
Великобритании и, следовательно, противоречило данным арабам обещаниям.
Позднее он написал в своих мемуарах «Семь столпов мудрости» следующие сроки:
«Мне ничего не было известно ни об обязательствах Макмагона, ни о
договоре Сайкса-Пико, которые были сформулированы предусмотренными для
военного времени отделами Форин офиса.
Я отдавал себе отчет в том, что если мы выиграем войну, то принятые
перед арабами обязательства превратятся в простую бумагу. Будь я
порядочным советником, я распустил бы своих людей по домам, не позволив
им рисковать своими жизнями ради такого блефа. Но арабская
воодушевленность была главным инструментом нашей победы в Восточной
войне. Поэтому я заверил арабов, что Англия будет следовать духу и букве
своих обязательств. Уверенные в этом, они совершали свои подвиги, что
же касается меня, то я, разумеется, вместо того чтобы гордиться нашим
общим делом, постоянно испытывал горький стыд».
После взятия Дамаска Лоуренс решил вернуться в Великобританию. Хотя
его мечта об освобождении арабов от османского ига осуществилась, из-за
соглашения Сайкса-Пико он был вынужден покинуть Восток с камнем на
сердце: он чувствовал, что его предали, и что он сам предал арабов.
Как бы то ни было, он принял участие в Парижской мирной конференции
1919 года, предприняв последнюю попытку претворить в жизнь мечту Фейсала
и миллионов арабов. Но колониальные амбиции Франции и Великобритании
оказались сильнее всех других соображений. Сирия и Ливан оказались под
французским мандатом, тогда как Палестина, западный берег реки Иордан и
Ирак отошли англичанам.
Все стало окончательно ясно в июле 1919 года, когда французские
войска согнали Фейсала с сирийского трона. Кроме того, британское
правительство в Междуречье повлекло за собой множество самых разных
проблем: Лоуренс отправил на этот счет целый ряд критических писем в
редакцию The Times и других газет с мая по октябрь 1920 года.
Как бы то ни было, заведующий кафедрой современной истории Коллеж де
Франс и автор книги «Лоуренс в Аравии» (Lawrence en Arabie) Анри Лоран
(Henry Laurens) считает, что ситуация в те времена была гораздо сложнее,
чем утверждается в исторических работах, которые рассматривают
возможность формирования арабского государства в положительном свете:
«Лоуренс Аравийский, бесспорно, внес огромный в клад в арабскую
независимость и стал одним из главных пропагандистов этого региона. (…)
Тем не менее, он в первую очередь был слугой Британской Империи и даже
написал статью о новом империализме. В ней он отстаивает идею о
расширении английского империализма, пусть оно, по его мнению, и должно
осуществляться с опорой на большее равенство. Кроме того, как и многие
его (даже самые либеральные) современники, он полагал, что у арабов нет
необходимых институтов, а также человеческих и технических ресурсов для
формирования государств, и что обойтись без переходного периода
иностранных мандатов будет невозможно».
Лоуренс Аравийский и Бин Ладен — причина и следствие?
Неудача планов Фейсала и Лоуренса Аравийского дает о себе знать и по
сей день. Некоторые арабские теоретики и националисты считают, что
нынешний раскол в арабском мире является следствием раздела земель по
соглашению Сайкса-Пико и конференции в Сан-Ремо 1920 года.
Наиболее ярые противники Запада утверждают, что этот политический
раздел в конце Первой мировой войны обеспечил западным державам
господство и защиту их интересов в течение целого века. Кроме того,
«предательство» арабов британцами и их союзниками совпало с декларацией
Бальфура 1917 года (обещание о создании национального еврейского
государства в Палестине).
29 лет спустя было сформировано государство Израиль, которое более
полувека пользуется неизменной поддержкой Запада. По мнению ряда
наблюдателей, все эти факторы не лучшим образом сказались на образе
западного мира в сознании арабских народов, вызвали напряженность в
двухсторонних отношениях и косвенно привели к появлению исламского
терроризма.
Некоторые придерживаются иной точки зрения. Как отмечает Анри Лоран,
«настоящая проблема в регионе заключалась в отсутствии демократии и
консультационных механизмов, которые бы позволили народам самим решить
их судьбу и судьбу политического союза». Кроме того, «разногласия между
арабами существовали еще во времена их восстания против османов и
формирования зон влияния Франции и Англии. (…) Когда Фейсал прибыл в
Дамаск, местные жители не испытывали радости по поводу того, что ими
должны были править южные арабы и иракские офицеры. (…) Что касается
конференции в Сан Ремо, по итогам которой регион поделили на зоны
влияния иностранных держав, они сошли на нет после провозглашения
независимости арабских государств в 1940-х годах. (…) Эти мандаты были
призваны помочь арабам, у которых до того момента не было
государственных структур, прийти к самоуправлению. (…) За последовавшие
70 лет арабские лидеры вполне могли бы упразднить все эти границы, если
бы они на самом деле были искусственными».
Такая точка зрения перекликается с мнением других историков и
экономистов, которые утверждают, что появление исламского терроризма в
первую очередь объясняется социально-экономическими причинами, и в
частности бедностью и общественным неравенством. Эти тенденции особенно
обострились при правлении арабских диктаторов, которые поставили
собственную жажду власти и наживы выше общего блага.
Кроме того, Лоренс Аравийский представляет интерес с точки зрения
военной истории, потому что «его теории повстанческой войны были
опубликованы раньше работ Мао Цзэдуна и Че Гевары. Военные специалисты
ознакомились с ними наряду с другими источниками во время вступления
американских войск в Ирак» в 2003 году, отмечает Анри Лоран.
В любом случае, Лоуренс Аравийский оставил глубочайший след в истории
арабского мира ХХ века, тогда как его поступки и проект создания
арабского союза привлекают к себе внимание по сей день. Особенно после
недавних восстаний под названием «арабская весна». http://inosmi.ru
|