Как оставаться самим собой вдали от исторического дома? Как
не утерять самобытность и вековые традиции, заложенные твоими дедами и
прадедами? Как сохранить притяжение корней? Как вернуть, казалось,
утерянную веру? Глава Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви
Вазген Мирзаханян однажды вывел формулу для решения этих вечных
вопросов, и у него есть свои решения, которые порой нелегкие, но в
большинстве своем верные.
–
Ваше Преосвященство, за последние годы наблюдается духовный подъем
среди тбилисских армян, это радует — видно, что поступь наших
соотечественников на грузинской земле стала твердой.
— Это очевидно, и тому способствовал ряд факторов. Восстановление
церкви Сурб Эчмиадзин в армянском районе Авлабар, строительство новой
резиденции и культурно-просветительского молодежного центра «Айартун» —
все это как-то взбодрило наших соотечественников, вселило в них веру и
надежду, привело к духовному обновлению, придало больше уверенности.
Свою лепту внесли в это и духовные служители, которые, в свою очередь,
делают все, чтобы наши соотечественники тверже и увереннее стояли на
грузинской земле — земле своих дедов и прадедов.
— В начале прошлого века великий армянский поэт Ованнес
Туманян основал культурный центр «Айартун» (Дом армянского искусства),
который, однако, просуществовал недолго. Спустя почти век история
повторилась – «Айартун» вновь открыл свои двери перед многочисленными
посетителями. Хочется верить, что на сей раз его ждет долгая и
плодотворная жизнь. Когда и как возникла идея создания центра?
— Кажется, дух великого Туманяна никогда не покидал Тбилиси. До сих
пор о нем говорят и рассказывают истории не только как о великом поэте,
но и как о крупном общественном деятеле. И каждый раз мы открываем для
себя все новые и новые грани личности этого великого лорийца. В конце
XIX века им был создан «Вернатун» — культурный очаг, где можно было
собрать видных деятелей армянского искусства — художников, композиторов,
литераторов, актеров. Годы спустя им был основан «Айартун».
Естественно, этим мы не могли не заинтересоваться. Ведь христианское
воспитание невозможно воспринимать в отрыве от
культурно-образовательного. И не надо забывать, что еще со времен
Григория Просветителя Армянская церковь была хранителем, движущей силой
нашей культуры, научной и просветительской мысли. Правда, и культурные, и
образовательные программы начали осуществлять давно, еще задолго до
создания «Айартуна», когда мне довелось возглавить Центр Христианс кого
воспитания и проповедничества при Первопрестольном Святом Эчмиадзине.
Затем их осуществление продолжилось в Тбилиси. До официального открытия
«Айартуна» мы организовывали выставки, концерты, литературные вечера и в
самой церкви, и в известном Доме кукол Давтянов. Так что к созданию
«Айартуна» мы шли целенаправленно. Кроме символа уважения и
признательности Поэту всех армян культурнопросветительский центр
является еще и логическим продолжением нашей долгой и кропотливой
работы. Его рождение было желанным и естественным, его появление было
продиктовано временем и жизнью, к нему относятся с трепетом и любовью,
его окружили вниманием и заботой. Может, поэтому мне кажется, что в этих
благоприятных условиях «Айартуну» остается одно — плодотворно работать,
процветать и идти долгой и счастливой дорогой. Сегодня у Айартуна более
обширная миссия, чем у своего предшественника, больше нацеленная на
завтрашний день — воспитание и образование молодежи. В этом его
назначение и этому он должен служить. Уважая и бережно оберегая наши
традиции и прошлое, опираясь на них, мы не должны забывать о завтрашнем
дне. И сегодня, когда у Центра благодаря благотворителям (в частности,
Борису Саакову и Совету попечителей) есть свое здание и хорошие условия,
мы уже можем делать серьезные заявки. У нас действуют два танцевальных
ансамбля, хор, две воскресные школы, филиал виртуального колледжа
Армянского Всеобщего благотворительного союза, дошкольное учреждение,
Союз молодежи. В основном мы ведем работу с армянскими семьями — дети
изучают армянский язык, историю и географию Армении, приобщаются к
армянской церкви, принимают активное участие не только в церковных
праздниках, но и в крупномасштабных культурно-образовательных
мероприятиях. Мы уже просто породнились с семьями наших детишек и
прекрасно знаем обо всех их радостях, бедах, заботах. Нашими совместными
усилиями буквально на глазах ожил церковный двор, потому что и здесь
проводятся праздники, в которых армянские семьи, как правило все три
поколения, принимают самое активное участие. Конечно, это радует,
вселяет дух, веру, надежду.
— Сколько лет вы возглавляете Грузинскую епархию Армянской Апостольской Церкви?
— В этом году исполняется 10 лет моего служения в этой исторической
епархии, которая во все времена имела ярких предводителей, сыгравших
большую роль в жизни наших соотечественников на грузинской земле. Божьей
волей мне выпала честь стать продолжателем этих традиций. Насколько мне
это удается делать и как я справляюсь со своими обязанностями — покажет
время. Могу сказать одно — эти десять лет дали мне возможность не
только служить нашей церкви и народу, но и многому научиться, понять,
постичь. Теперь уже история нашего народа, живущего в Грузии, для меня
не просто богатая событиями и лицами история, но и реальное настоящее,
идущее из глубины столетий. И я частица этого. Конечно, это повод для
гордости, но и большая ответственность.
— Начинать всегда сложно, но вы все-таки сдвинули с мертвой
точки массу вопросов. Что вам удалось сделать за эти годы, а что нет?
— Однозначно сложно ответить на этот вопрос: многое сделано, но ведь
это еще не предел. Хочу сказать одно, и это очень важно — возросла
значимость и авторитет Армянской Апостольской Православной Святой Церкви
в жизни наших соотечественников, живущих в Грузии. Люди поверили,
доверились нам, сплотились вокруг церкви, став ближе к своей
исторической родине и Первопрестольному Святому Эчмиадзину. Правда,
этому способствовала и масса других факторов – положительные сдвиги
среди грузинских властей, создание Министерства диаспоры Армении, наша
работа с министерствами образования, культуры, по вопросам молодежи, с
Фондом Галуста Гюльпенкяна, Всеармянским благотворительным союзом. Все
это помогло вырасти рейтингу нашей церкви. Были, конечно, тяжелые
времена, когда люди стояли на грани отчаяния, как-то сникли, пали духом,
у них опустились руки. Но однажды они поняли, что они не одни — есть
глава епархии, священнослужители, которые готовы их выслушать, понять,
поддержать; есть церковь, двери которой всегда распахнуты перед ними;
есть место, куда они могут прийти со своими заботами, тревогами и уйти с
облегченным сердцем. Бывало, приходили к нам и говорили: «Вы есть, и
нам от этого легче и как-то спокойнее». Главное, чтобы мы смогли вернуть
людям веру, чтобы они поняли — основы их храмов и веры непоколебимы.
Сегодня строятся новые церкви и восстанавливаются старые. Это всегда
радует и все- ляет надежду. Но я считаю, главное — возвести храм в душе и
сердце каждого армянина.
— Говоря о духовном возрождении наших соотечественников в
Грузии, наверное, не стоит ограничиваться лишь столицей. Какая картина
наблюдается за ее пределами?
— Тбилиси с двумя действующими армянскими церквями — Сурб Геворк и
Сурб Эчмиадзин, кажется, продолжает свою размеренную, налаженную жизнь.
Известно, что уже стоит вопрос о реставрации Сурб Геворка, возвращении
нашей епархии церквей Сурб Норашен, Сурб Ншан, Ереванцоц Сурб Минас и
еще нескольких преклоненных церквей. Но не надо забывать, что вдалеке от
столицы, в краях Квемо-Картли и СамцхеДжавахке, тоже проживают наши
соотечественники, которым очень нужна наша поддержка и опора. Здесь тоже
постепенно все начинает входить в свою колею. Жизнь показала, что когда
в селе или маленьком городе начинает действовать церковь, проводятся
обряды, в данной местности создается иная атмосфера. Конечно, священник
не может решить всю массу проблем, не в состоянии вместо жителей
развивать сельское хозяйство, вести земельные работы, заниматься
строительством. Но к нему приходят, с ним делятся, беседуют, вместе с
ним пытаются найти ответы на многие тревожащие вопросы. Поверьте,
проблемы решать в одиночку намного труднее, чем сообща. Я вижу здесь
положительные сдвиги, вижу, как с каждым днем меняются настроения людей,
меньше становится разговоров о том, что нужно оставлять свои дома и
уезжать на заработки и поиски лучшей доли. Конечно, и здесь еще многое
нужно сделать, но в душе я спокоен, потому что есть человек, на которого
можно положиться — викарий Самцхе-Джавахка, отец Бабкен Салбиян.
— Однако по-прежнему повисшими в воздухе остаются вопросы,
связанные с нашими храмами на территории Грузии. Как вы думаете, ответы
долго заставят себя ждать?
— К сожалению, этот вопрос остается одним из самых наболевших. Хотя
какие-то сдвиги уже намечаются. Сурб Ншан ремонтируется на средства
грузинских властей. Очень надеюсь, что настанет и черед Норашена. Что
касается их возвращения — это вопрос времени. Главное, что грузинское
общество уже знает и осознает — это армянские церкви. Спросите любого
прохожего в Тбилиси, где армянская церковь, они приведут вас на улицу
Леселидзе к церкви Сурб Норашен. Я думаю, что Грузинская Православная
церковь сегодня пока еще не готова к их возвращению. Но время внесет
свои коррективы, просто надо вооружиться терпением и ждать. Конечно, мы
не сидим сложа руки: ведутся переговоры, направляются письма с
обращениями. Но главное — мы создаем дух и атмосферу нашего присутствия
на грузинской земле.
— Сегодня наблюдается тенденция — люди, добившиеся успехов в
бизнесе за пределами родины, вернувшись, первым делом строят церковь.
Порой эти храмы появляются в самых нелепых и непонятных местах. Как вы
относитесь к этому?
— Если строится церковь – это уже хорошо, значит, людям это надо.
Конечно, было бы желательно, чтобы те, у кого есть возможность возводить
храм, советовались с церковными властями, архитекторами, прислушивались
к их советам и только потом строили или реставрировали церкви. В
деревне Хандо в Самцхе-Джавахке благотворитель, наш уважаемый Аркадий
Торосян, восстановил храм по подобию некогда разрушенного, и он
прекрасно вписался в общую картину деревни. Не могу сказать, что сегодня
строится много церквей и, к большому сожалению, пока еще ведутся не
столь активные работы по восстановлению исторических памятников. У
многих чиновников ошибочное мнение, что церковными делами должны
заниматься исключительно в Первопрестольном Святом Эчмиадзине. Но разве
строить или восстанавливать храмы должны те или другие структуры? Это
надо делать сообща, рука об руку. И дорога к Храму у людей должна быть
одна — общая.
— Возрождение духа, национальное самосознание, единение
нации... Есть ли ваша формула того, как оставаться армянином вдали от
Армении?
— Сложно дать однозначный ответ. Но думаю, основной составляющей этой
формулы должна быть армянская семья. В ней заложена сила сохранения
наших традиций, языка, духа, нации. В мире есть масса мест, где нет ни
армянской общины, ни церкви, да и армян малое количество. У меня есть
яркий пример: в южной части Калифорнии живет семья одного из
представителей нашего духовенства — отца Степаноса. Живут они в городе,
мало населенном армянами, — в Орандж Каунти. Но трое его детей — две
дочери и сын — не только говорят, но и читают и пишут по-армянски.
Другой фактор — армянская церковь и школы. Но семья, конечно,
изначальна.
— В этом году наши ребятишки в Тбилиси пойдут в армянский класс. Это уже прогресс. В Грузии стали открываться армянские школы?
— Конечно, в густо заселенных армянами местностях армянские школы не
закрываются. Что касается Тбилиси, то, к сожалению, из двух армянских и
четырех русско-армянских школ, действовавших еще год назад, остались
только одна армянская школа и две армяногрузинские. К сожалению, ни
общине, ни церкви не удалось противостоять этому. Но пробел мы стараемся
восполнить посвоему — воскресной школой при «Айартуне». К нашей
всеобщей радости, в этом году 10 детей переступят порог армянской школы.
Как известно, нашей епархии перешла тбилисская квартира Ованнеса
Туманяна, которая согласно традиции также станет культурным центром, и
здесь будут проводиться занятия по изучению армянского языка. В том, что
армянские школы в Грузии закрываются, безусловно, есть доля вины
властей. Но я не могу понять позицию учителей этих школ. Армянские
классы не набираются, потому что некоторые родители считают, что детей
надо отдавать в грузинскую школу. А преподаватели, вместо того, чтобы их
переубеждать, работать в этом направлении, легко и спокойно отступают. А
когда ты отступаешь — неглас но уступаешь свое место другим. Кумиров
создавать не следует. Но…
— Есть ли исторические персонажи, чьи деяния послужили для вас примером, стали ориентиром в вашей жизни и деятельности?
— Киликия, XII век, архиепископ Нерсес Ламбронаци — поэт, ученый,
проповедник, крупнейший общественный и церковный деятель. Ознакомившись с
его житием еще в годы учебы в Геворкянской духовной семинарии, я
проникся большой симпатией и уважением к этому человеку. Его
деятельность и идеология стали для меня основой во многих делах и
начинаниях. Конечно, он был величиной не только в истории армянской
церкви и важной, осевой фигурой Серебряного века нашей истории. Величие,
слава, авторитет Ламбронаци настолько разрослись, что его образ нашел
место в росписи резиденции католического Кафедрального собора в Тбилиси.
Мне довелось видеть ее — Ламбронаци беседует с папой и объясняет ему
наше учение и догматику.
— Каким будет ваш наказ нашим соотечественникам, живущим вдали от исторической родины?
— Самое главное — не забывать о своих корнях и происхождении. Где бы
ни жили армяне, должны бережно хранить свой язык и духовные богатства,
уметь ценить традиции и культуру, принимать законы страны, в которой
живут и растут их дети, с уважением относиться к ее истории. Ведь только
в этом случае можно говорить об уважении к самому себе и своему народу. www.sobesednikarmenii.ru/index.php/obshchestvo/52871-episkop-vazgen-mirzakhanyan-vozvesti-khram-v-dushe-i-serdtse-kazhdogo-armyanina
|