Архитектура и планировка Ани в контексте развития градостроительства стран Переднего Востока эпохи средневековья
Прославленная столица средневековой Армении – город Ани своим
местонахождением в средоточии таких же древних городов, как Армавир,
Ервандашат, Арташат, Вагаршапат, Двин, Багаран, Ширакаван, Карс,
локализованных преимущественно в бассейне рек Азат, Раздан, Кассах,
Ахурян – левых притоков реки Аракс, на оживленных ответвлениях южной
магистрали Великого Шелкового пути и наряду с находящимися в некотором
отдалении древними городами Ван и Тигранакерт определял интенсивность и
прочность политических, экономических и культурных взаимоотношений с
сопредельными, окружающими и близлежащими странами – Агванией, Грузией,
Византией, Ираном, а несколько позднее – и с дальними странами Передней,
Средней и Центральной Азии, Восточной и Юго-Восточной Европы.
ОДНА ИЗ КРУПНЕЙШИХ СТОЛИЦ СВОЕГО ВРЕМЕНИ – ГОРОД АНИ,
особенность его естественно-исторической и культурной реальности -
топографической, материально-художественной и духовной - представляет
для исследователя первостепенный научный интерес и воспринимается как
эталон в развитии градостроительного искусства Переднего Востока эпохи
средневековья. Вероятно, "именно поэтому, – согласно утверждению
историка-медиевиста Т.Х.Акопяна, – Ани представляет большой интерес в
аспекте не только арменоведения, но и грузиноведения, византиноведения,
востоковедения".
Не менее значительный научный интерес город Ани представляет для
специалистов по истории искусства, архитектуры и градостроительства,
ибо, несмотря на имеющееся обилие исторических источников и различные по
научной значимости, но важные издания и публикации, постижение его
градостроительного организма все еще продолжается поныне. Вопреки мнению
об отнесении его к числу наиболее исследованных городов средневековой
Армении, этого, как ни досадно, нельзя утверждать относительно степени и
уровня изученности столичного города Ани в архитектуроведческой науке и
прежде всего ее отдельной, самостоятельной отрасли – истории
градостроительства. И это несмотря даже на то, что значительный научный
вклад по истории формирования градостроительного организма Ани уже
внесен в мировую арменистику такими компетентными историками
градостроительного искусства, как В.М. Арутюнян, Паоло Кунео, А.К.
Зарян.
Для постижения культурно-экологической сущности, художественной
специфики и эстетической самобытности древнего и средневекового Ани
крайне важно проследить процесс его формирования и исторического
развития и тем самым по мере возможности выявить характерные особенности
и ведущие черты средневекового уникального
архитектурно-градостроительного организма. В связи с этим необходимо
определить основные хронологически последовательные периоды и этапы в
эволюции архитектурно-градостроительного ансамбля Ани, а также
обоснованно истолковать степень их отображения в планировке и застройке
неприступной крепости, ставшей столичным городом.
Социально-политическая история
На основе тщательного ознакомления со всеми имеющимися в
научном обиходе изданиями по истории, идеологии и культуре древней и
средневековой Армении мы старались рассмотреть с конкретных
методологических позиций историю возникновения, процесс формирования и
ход исторического развития архитектурного облика и градостроительного
ансамбля Ани.
ВПЕРВЫЕ СОСТАВЛЕННАЯ НАМИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ЧЕТКАЯ И НАУЧНО ОБОСНОВАННАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ всего исторического времени функционирования Ани выглядит так:
1. Период становления (VIII в. до н.э. - III в. н.э.) – возникновение и формирование укрепленного поселения Ани в эпоху древности.
2. Переломный этап (III - нач. IV вв.) – состояние и
условия развития города Ани накануне и в самом начале наступления
новой, феодальной социально-экономической формации.
3. Камсаракановский период (301 - 785гг.) –
формирование и развитие княжеской резиденции – архитектурного ансамбля
замка-крепости Ани в раннесредневековую эпоху.
4. Переходный этап (785 - 885гг.) – условия
существования и состояние архитектурного ансамбля замка-крепости Ани во
время господства Арабского халифата в конце ранней и начале зрелой эпохи
средневековья.
5. Багратидский период (885 - 1045гг.) –
формирование и бурное развитие протогорода и города Ани – столицы
централизованной Армении в эпоху зрелого средневековья, его роль и
многогранное значение.
6. Переходный этап (1045-1064гг.; 1064-1199гг.) –
условия существования и состояние города Ани в пору византийского
владычества и во время нашествия сельджуков и тюрок в эпоху зрелого
средневековья.
7. Захаридский период (1199 - 1236гг.) – очередная,
но уже финальная волна процесса формирования и развития города Ани –
центра державной Армении на исходе эпохи зрелого средневековья.
8. Период угасания (XIII - XIV вв.) – опустошение, разрушение и падение города Ани с вероломным вторжением монголо-тюркских племен.
ПО НАШЕМУ МНЕНИЮ, ЭТО САМЫЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ И ВСЕСТОРОННЕ ОБОСНОВАННЫЙ ВАРИАНТ ПЕРИОДИЗАЦИИ культурно-исторического
и торгово-экономического развития, а также социально-политического
роста Ани, включающий все стадии постепенного становления укрепленного
горного поселения, формирования феодального замка-крепости,
перманентного развития средневекового города и его внезапного разорения и
стремительного угасания. Более того, в предлагаемой схеме периодизации
особое значение придается и анализу переломных этапов, смысл которых
заключается в строгом учете характера исторического развития Ани по
естественной для эпохи древности и средних веков кривой чередования
неожиданных, но роскошных взлетов и неминуемых падений.
Несомненно, кризисные полосы крайне важны и необходимы для процесса
развития. Они и отражают и ускоряют этот процесс, но не являются
самоцелью. За переломным этапом наступает период расцвета социальных и
культурных возможностей, присущих данной формации и отдельным ее
периодам. В процессе перелома решительно отбрасываются в сторону все
консервативные устои и устаревшие нормы. Именно поэтому для
исследователя важно понять состояние архитектурного облика Ани, его
градостроительного организма в кризисные этапы, постичь опыт
творческого, человеческого осознания социальных исторических сил и их
соотношения с судьбами человека, с его переживаниями. В Армении, да и в
Грузии не только накапливался творческий опыт предшествующих поколений,
но, как и в Византии, рождались новые творческие идеи и приемы их
воплощения на высоком профессиональном уровне.
Принятая нами периодизация является субстанциональной основой
скрупулезного анализа принципа формирования планировочной структуры и
пространственной композиции Ани и вместе с тем синхронного процесса
совершенствования его довольно сложного, многомерного
архитектурно-художественного облика, неповторимой эстетической
выразительности.
История градостроительства и характер фортификации
В период правления Камсараканов формировалось и бурно
развивалось оборонное зодчество раннесредневековой Армении.
Камсараканские князья и каждый из представителей этой ветви строят
замки, укрепляют старые крепости, доставшиеся им по сословно-родовому
признаку. Надо было защищать родную землю, резиденции князей, феодалов,
чего требовал уклад жизни новой, феодальной формации. Одновременно на
высоком уровне развивалась культовая и светская архитектура, строились и
расширялись города. Стал преображаться и такой сложный архитектурный
тип, как замок, формы и композиция которого и способ размещения его в
ландшафте были выработаны в самой горной стране.
ПЛАН ЗАМКА-КРЕПОСТИ АНИ ОРГАНИЧНО АДАПТИРОВАН РЕЛЬЕФУ местности,
как это и обычно бывает в укреплениях, которые сооружаются на
каменистых горных плато. Независимо от сложности композиции замков,
которая диктовалась геоморфологическим характером конкретной местности и
всегда находилась в прямой зависимости от нее, армянская феодальная
элита довольствовалась самым необходимым. Чаще всего замок состоял из
доминирующего над окружающим пространством культового сооружения и
княжеской обители, а также роскошной резиденции, княжеского дворца,
водохранилища, дворцовой церкви и окружающей его крепостной стены, к
которому примыкало поселение.
Именно по такому принципу был возведен, начиная с самого начала эпохи
феодализма, грозный и неприступный замок Ани, который занял сложную по
конфигурации, многоуровневую поверхность горного плато, возвышающегося
над глубокими ущельями реки Ахурян и ее правых притоков Ани и Гайлидзор и
защищенного с тыла и обоих флангов их высокими обрывистыми берегами.
Удачно выбранная и стратегически предельно выгодная естественная
местность гарантировала неприступность Ани с юга, юго-востока и
юго-запада. Поэтому руины сооружений Камсараканов просматриваются в этих
наиболее возвышенных местах – Девичьей крепости (Ахчкаберд) и Цитадели
(Мичнаберд), что вполне разумно с идеологических и стратегических
позиций и функционально оправданно. Строения замка-крепости Ани в IV -
VIII вв. завершали и тем самым органично дополняли собой силуэт
знаменитого горного плато.
Ретроспективный анализ позволяет утверждать, что Камсараканы создали
образцовую фортификационную архитектуру, соответствующую образу жизни
феодальной эпохи.
Находясь под тяжелым игом Арабского халифата, а следовательно, в
состоянии политической и экономической разрухи, Ани до последней
четверти IX в. оставался лишь крепостью и сезонной резиденцией, и это
несмотря даже на то, что первые представители династии Багратидов за
короткий период времени (885-961гг.) последовательно сменили три столицы
– Багаран, Ширакаван, Карс. В конце VIII - нач. IX вв. Ани, будучи
самой неприступной крепостью и центром Ширакской ветви Багратидов, стал
интенсивно развиваться, а с процессом восстановления политической
самостоятельности постепенно обретал планировочную структуру, идентичную
феодальному городу.
Как свидетельствуют эпиграфические данные, еще до официального
царствования Ашота I (до 885г.) уже были возведены крепостные стены с
башнями и воротами. В последующий период зрелого средневековья Багратиды
использовали старые стены, восстановили их, а также построили новые.
Более цепко возводили они постройки на холмообразных скалистых местах
Ахчкаберд и Мичнаберд, возвышающихся в южной и юго-западной части
горного плато, а также на территории раннего предместья, именуемого
Старый город. Несомненно, изначально возведенные сооружения крепости на
скалистой возвышенности имели большое идеологическое значение, ибо столь
органичная архитектурная форма была приличествующей именно правящей
династии Багратидов. Вне всякого сомнения, абсолютно прав В.М. Арутюнян:
"По времени возникновения он предшествовал городу, а функционально и
композиционно доминировал над ним, выражая средствами градостроительства
мощь феодальной власти".
С ОФИЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАНИЕМ АШОТА БАГРАТУНИ ЦАРЕМ АРМЕНИИ (885г.) и
при всех его преемниках в Армении устанавливался мирный период,
укрепляется экономика, налаживаются новые политические и дипломатические
связи, а в 961г. Ани утверждается столицей цветущего Багратидского
царства, что явилось национальным прорывом в намерении объединить страну
и создать единое централизованное государство.
В период царства Багратидов, особенно при Ашоте III (953-977гг.),
Смбате II (977-989гг.) и Гагике I (989-1020гг.), градостроительное
развитие Ани получило широкий размах, город застраивался и
благоустраивался. На примыкающем к Ширакской равнине северо-восточном
пологом склоне скалистого горного плато появились тяжеловесные, грузные
крепостные стены, геометрические силуэты граненых и цилиндрических
башен. Оборонительные стены, слегка овальные в плане, были возведены две
линии поперек этого склона, а на территории между ними постепенно
выросло поселение, так называемый Новый город.
Фактически город Ани был обнесен двойной оборонительной стеной с
башнями, воротами и параллельно рвом, за которыми были расположены его
предместья, наземные и подземные сооружения. К крупному центру ремесла и
торговли вели дороги и огромные каменные мосты, перекинутые через
полноводную реку Ахурян.
Вехи архитектурно-планировочного формирования
С теоретико-градостроительных позиций и методологических
основ архитектурно-градостроительной науки, а также тщательного учета
достижений градостроительства в древней и средневековой Армении впервые
прослеживается сложный путь формирования и развития Ани.
В ЭТОМ КОНТЕКСТЕ ВЫЯВЛЯЮТСЯ ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ планировочной
структуры и пространственной композиции крепости (IV -трет. четв. VIII
вв.), протогорода (кон. VIII - сер. X вв.) и города (втор. пол. X -
перв. треть XIII вв.) в аспекте социально-политического и экономического
развития страны и в строгой исторической закономерности. При этом важно
проследить ход развития градостроительной мысли и по возможности
определить в хронологической последовательности процесс
архитектурно-планировочного формирования замка-крепости и как
органическое продолжение – основные принципы преобразования
градостроительной структуры города Ани.
Историко-стадиальное развитие градостроительства Ани как необычайно
сложного для постижения архитектурно-планировочного организма,
эволюционирующего с доминирующих в ансамбле вершин по ниспадающему
вектору наклонной пространственной композиции, можно представить в
предлагаемом порядке.
IКамсараканский период:
время интенсивного развития крепости Ани, 301 - 785гг.
1. ОСНОВАНИЕ ИЗНАЧАЛЬНОГО ПЛАНИРОВОЧНОГО ЯДРА – Ахчкаберда, оригинального зародыша планировочной структуры и пространственной композиции замка-крепости Ани.
2. Создание последующего планировочного ядра –
Мичнаберда, что является определителем бифункционального характера
планировочной структуры замка-крепости.
3. Устройство круглогодичного пешеходного сообщения
между Ахчкабердом и Мичнабердом посредством тропы и лестничного марша,
перекрытого полуциркульным каменным сводом.
4. Ограждение Мичнаберда оборонительной каменной
стеной многоугольного очертания, составляющее в плане конфигурацию
неправильной трапеции с заостренным южным углом, тем самым акцентируется
ее роль, семантическая сущность и символическое значение.
5. Формирование поселения на территории к северу от
мощных стен Резиденции княжеской династии Камсараканов. Композиционной
основой планировочной структуры торгово-ремесленного посада являлась
ведущая к Резиденции главная улица крепости Ани, по обе стороны от
которой постепенно образовались кварталы ремесленников, торговцев,
работников коммунального хозяйства и других сфер. В первые века эпохи
феодализма посад уже функционировал, в нем бурлила жизнь. Об этом
свидетельствует историк Егише, V век: "…при крепости Ани, вне ее
оборонительных стен, имелось довольно многолюдное поселение".
6. Обнесение северо-восточной окраины поселения
слегка дугообразно возведенной в плане каменной стеной, являющейся
мощным заградительным сооружением. В крепостной стене, как и требуется
по оборонительной функции, были предусмотрены арочные ворота и
пристроенные к стене различной формы башни. Архитектурный ансамбль
замка-крепости Ани был создан на основе незыблемых принципов
фортификационного искусства, оперативной и целесообразной функциональной
связи.
7. Почти за пять веков зодчими создается единый по
творческому замыслу и на редкость гармоничный, органично слитый с
окружающей естественной средой архитектурный ансамбль: Ахчкаберд в
южной, Мичнаберд в средней и Старый город в северной частях. Нерв
пространственной композиции архитектурного ансамбля динамично нарастает:
начинается от ворот во Внутренней оборонительной стене, проходит по
торгово-ремесленному посаду (Старый город), далее по вершине
архитектурной доминанты Цитадели (Мичнаберд) и достигает своей
кульминации над куполом храма в Девичьей крепости (Ахчкаберд).
Художественным языком достигнуто не только полное пространственное
равновесие архитектурно-тектонических масс трех составляющих ансамбля,
но также предельно грамотно сформирована ткань протогородской
планировочной структуры архитектурного ансамбля Ани.
Багратидский период:
время первого расцвета города Ани, 885 - 1045гг.
1. ОБНОВЛЕНИЕ И ВОЗВЕДЕНИЕ МАЛОЙ, ИЛИ ВНУТРЕННЕЙ, (АШОТА III) т.е.
внутригородской оборонительной стены с башнями и воротами в наиболее
узкой части территории горного плато, на северной окраине Старого
города, установлен контроль у ворот, перекрыт свободный доступ в
Мичнаберд, что непременно содействовало росту и значимости доминирующего
стержня архитектурно-оборонительного ансамбля.
2. Планировка, перестройка и застройка Цитадели
роскошными Дворцовыми апартаментами, а шахастана, т. е. Нового города –
зданиями культового, светского и коммунального назначения и
благоустройство территории устройством дорожно-транспортных,
хозяйственно-бытовых и инженерных коммуникаций ярко свидетельствуют о
высоком уровне градостроительства и наличии соответствующей службы по
ведению городского хозяйства в период правления династии Багратидов.
3. Возведение Большой, или Внешней (Смбата II)
загородной стены с башнями и воротами в более отдаленной
северо-восточной части, параллельно с которой по ее внешней стороне был
прорыт оборонительный ров длиной около 500м для заполнения его водой,
окончательно интегрировало все взаимосвязанные части планировочной
структуры города Ани: Девичью крепость, Цитадель – резиденцию анийских
царей, Старый город и Новый город, являющихся композиционными
составляющими архитектурно-оборонительного ансамбля крупного города.
4. В период царства Гагика I (989-1020гг.) уровень
развития армянского градостроительства достиг своего апогея: город Ани
получил развитую планировочную структуру, предельно адекватную рельефу
местности, в то же время топография города способствовала созданию
наиболее приемлемой пространственной композиции укрепленного города.
Вместе с развитием и ростом городского организма Ани тщательно продуманы
принципы создания системы наблюдения и стратегических приемов его
обороны.
Трудно установить, кому больше всего обязан город Ани – самый
крупный, благоустроенный и представительный город Переднего Востока:
царю Гагику I (989-1020гг.) или зодчему Трдату (сер. X - нач. XI вв.),
или же совпадение по времени деятельности двух национальных лидеров
стало гарантом яркой вспышки архитектуры и градостроительства Ани –
воплотившего в себе вершинные достижения передовой творческой мысли и
национальных традиций, став эталоном средневекового феодального города;
Захаридский период:
время второго расцвета города Ани, 1199-1236гг.
1. ПРИ НАЛИЧИИ ВОЕННОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АРМЕНИИ И ГРУЗИИ братья
Закарэ и Иванэ Захариды все же смогли завладеть городом Ани, а спустя
два года и всей областью Ширак. Отважные князья заново благоустроили
его, восстановили основные градоформирующие здания, возвели также новые
сооружения культового и светского назначения, в том числе:
восхитительный храм Тиграна Оненци (1215г.) с богатой фресковой
росписью, центрально-купольный 6-апсидный храм Девичьего монастыря (XIII
в.), реконструировали роскошный комплекс Дворца Багратидов (X-XIII
вв.).
2. Воинственные представители княжеского рода
Захариды вновь, уже в который раз (!), возродили прославленную столицу
средневековой Армении как цветущий политико-административный,
конфессионально-культурный и торгово-ремесленный ее центр – город Ани
(1199-1200гг.), а также освободили от сельджукского засилья и прежние
столичные города Двин (1203г.) и Карс, город Лори. С мудрым и
дальновидным политическим руководством братьев Захаридов
многонациональный город Ани вскоре становится одним из крупных
феодальных городов Переднего Востока.
Однако с вероломным нашествием монголо-татарских племен стольный
город Ани подвергся опустошительному разорению и варварскому разрушению,
согласно контексту истории средневекового армянского общества и
государства, как ни печально, жизнь в нем стала медленно угасать.
Чудесного явления больше не свершилось: некогда полноценно
функционирующий город Ани до конца XIV века так и не возродился.
Нельзя не признать, что, вопреки стремлению Багратидских царей
всячески укрепить независимость государства, объединить Армению и
усилить центральную власть, в стране не прекращались острые распри и
раздоры между феодалами и высшим духовенством. Реальная ситуация в
стране, когда непрерывно усиливалось нарастание центробежных сил,
ведущая к феодальной раздробленности страны, разумеется, отрицательно
сказывалась на внешнеполитическом положении Армении, ослабляла ее
экономически и делала уязвимым уже ослабшее Анийское царство.
По стечению неизбежных обстоятельств и совокупности различных
факторов крупнейшая столица средневековой Армении навсегда осталась
памятником градостроительного искусства и зримым свидетельством
неукротимого потенциала гениальной творческой силы армянских
архитекторов, и градостроителей и мастеров-строителей, титанических
усилий трудолюбивого армянского народа.
Резюме
Историко-градостроительный анализ тысячелетнего процесса
формирования и хода развития Ани – красиво построенной крепости и
гармонично сформированной столицы, самого яркого и многолюдного
средневекового города Южного Кавказа и всего Переднего Востока эпохи
раннего и зрелого средневековья, позволяет констатировать следующее:
1. ИЗНАЧАЛЬНО ВЕСЬМА УДАЧНО ВЫБРАННОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ АНИ отличается
надежной и стратегически выгодной естественной ситуацией, наличием
неисчерпаемого количества природных строительных ресурсов, нескончаемого
запаса воды для питья и приготовления пищи, хозяйственных нужд и
оборонительных функций, расположенными в пойме рек плодородными почвами,
вырытыми на склонах речных ущелий многочисленными пещерными жилищами, а
в его окрестностях на прилегающих склонах горных отрогов имелись сочные
луга, вблизи же источник целебной серной минеральной воды.
2. Армянские зодчие раннесредневековой эпохи внесли
существенное оживление в развитие фортификационной архитектуры. Они
создали новые конструктивные элементы, внесли определенный вклад в
эстетику формы и выразительность стиля армянского оборонного зодчества.
Новой архитектурной формой можно считать некоторые архитектурные
морфотипы зданий культового, светского и коммунального назначения, а
также круглую крепостную башню, забытую в Армении с эпохи эллинизма.
Крепость и город Ани возводились руками местных зодчих и
мастеров-строителей, приемы и навыки которых в достаточной степени
свидетельствуют об уровне творческого мастерства и
строительно-технического совершенства.
3. Именно при правящей династии рода Камсараканов, а
впоследствии и царства Багратидов замок-крепость и город Ани стал
символом феодальной независимости и центром Анийского царства,
объединившим большую часть Армении (Ширак, Айрарат, Аршаруник, Гугарк) и
ряд прилегающих земель; формально ему принадлежали и вассальные
царства: Васпуракан, Вананд, Ташир, Сюник и княжества: Тарон, Басен,
Хачен и другие, а вскоре, начиная с 961 года – и столица Армянского
централизованного государства.
4. ПРИ ВЕРХОВНОМ СЮЗЕРЕНЕ ВСЕЙ СТРАНЫ – ЦАРЕ ГАГИКЕ I (989-1020гг.) границы
Анийского царства значительно расширились, а его столица – город Ани
становится крупнейшим административно-политическим организмом, центром
международного товарооборота и караванной транзитной торговли,
городского хозяйства и ремесленного производства, культуры, науки и
искусства. В городе возводятся великолепные архитектурные творения:
монументальные здания мемориальной, культовой, светской и коммунальной
архитектуры, инженерные сооружения, разрастается и усложняется сеть
коммуникаций хозяйственно-бытового и дорожно-транспортного назначения,
благоустраивается и озеленяется территория города. К тому же важно также
отметить, что именно при царе Гагике I впервые появилась должность
градоначальника, были сформулированы его функции и обязанности.
5. В исторической реальности, длившейся всего лишь
одну треть столетия, культурно-историческая эпоха царя Гагика I
ознаменовала собой небывалые, вершинные достижения армянского общества и
государства, а фактически, анализируя с высоты нынешнего времени,
вполне отчетливо вырисовывается поистине "з о л о т о й в е к" в
развитии армянской архитектуры и градостроительства, изобразительного и
декоративно-прикладного искусства, национальной культуры в целом. В
изумительных по художественному совершенству и неувядаемых по силе
художественной выразительности творениях армянских мастеров не только
воплотились миросозидательная мощь армянского этноса, его высокие
гуманистические идеалы и плоды интеллектуального эстетического
выражения, а, более того, в них ощутимы побеги нового
историко-культурного явления, которое ныне именуется "Армянским
ренессансом", ставшее наряду с Грузинским ренессансом составным разделом
истории и культуры Восточного Возрождения.
6. При исследовании Ани мы невольно оказались перед
уникальным историческим фактом! Под мудрым руководством династии князей
Камсараканов и царей Багратидов веками создавались подлинно феодальный
замок-крепость, а впоследствии город с оригинальной структурой
планировки и застройки и впечатляющим архитектурным образом: цитадель
(Мичнаберд), шахастан (Старый и Новый горд) и предместья (…). Но в
данном конкретном случае в городе Ани существует одно обстоятельство,
отнюдь не характерное для большинства феодальных городов Переднего
Востока эпохи зрелого средневековья.
В планировочной структуре и пространственной композиции города Ани
изначально функционировал общественно-культовый центр Девичья крепость,
который уже впоследствии - при Камсараканах и Багратидах был
перевоплощен в Девичий монастырь Св. Григория, так называемая Верхняя
крепость (Ахчкаберд). Потому что в привилегированном царском домене
нежный пол всегда содержался в особых условиях и в самом почетном месте.
Издревле обитающий на Армянском нагорье индоевропейский армянский
этнос, отличающийся продвинутым мышлением и несоизмеримо высокими, можно
сказать, каноническими нравственными принципами и этическими нормами, с
особым, пристальным вниманием относился к продолжателям генофонда
родного народа, своей нации.
7. АНИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И ГОРОД АНИ В ЦЕЛОМ, КАК СРЕДОТОЧИЕ армянской
истории, науки, культуры, литературы и искусства, был также центром
аккумуляции раннесредневековых интеллектуальных успехов и достижений
просвещенной нации, индикатором экономических, политических и
дипломатических свершений национальной интеллигенции, ибо ярким
свидетельством высокого уровня образованности является самая ранняя из
известных в историко-филологической науке армянских лапидарных надписей –
это строительная эпиграфика, содержащая дату "622 год", неоспоримую
дату возведения самой древней Дворцовой церкви на территории Цитадели.
8. Зодчий Трдат (сер. X - нач. XI вв.) – выдающийся
армянский зодчий всей эпохи восточнохристианского средневековья,
прославился как мастер архитектуры монументальных культовых сооружений
Багратидской Армении - церкви в Аргине (977-978гг.), купольного
соборного храма (989-1001гг.) и центрально-купольного храма Гагика
(101-1010гг.) в Ани; восстановления сложного в конструктивном отношении
повторно (ранее случилось в 558-559гг.) рухнувшего в 989-992гг. купола,
диаметром 31,5м, собора Св. Софии в Константинополе (532-537гг.) Он же,
несомненно, является и мастером градостроительного искусства, автором
творческой идеи планировки и застройки города Ани и его коммунального
благоустройства, а также автором некогда перекинутых через реку Ахурян
каменных арочных мостов. В столь веском и ответственном предположении
наша уверенность мотивируется тем, что для возведения столичного города
Ани на 100 тыс. жителей в Армении и Византии последней трети X – перв.
четв. XI вв. по силе творческого дарования, техническим знаниям и
художественному таланту не было ему равного архитектора, градостроителя и
инженера-конструктора.
9. Весьма отрадно отметить: Трдат – придворный
зодчий владетельного царского двора Багратидов, почтенных правителей
обширного и державного Анийского царства, является основателем
художественно-творческой школы, определившей направленность армянского
зодчества X - XI веков. Поистине велик его вклад в создание эстетики и
стиля анийской классической архитектуры, сюжетной рельефной пластики,
монументальной (фреска) и декоративной (миниатюра) живописи, жанров
прикладного искусства и мотивов орнаментального декора.
10. Исполненные благородного величия и строгой
простоты, сохранившиеся развалины города Ани, разрушенного природными
условиями, частыми землетрясениями и - целенаправленно - турецкими
варварами, вот уже почти столетие осознанно и совершенно безнаказанно
расхищаются турецкими кладоискателями. Вопреки всему, средневековая
столица державного государства – город Ани вновь, но уже в который раз
(!) неизменно продолжает привлекать внимание различных по взглядам и
интересам путешественников, а также политиков, дипломатов,
государственных и общественных деятелей, вызывает пристальный интерес
ученых и творцов.
Владимир БЕСОЛОВ, член Президиума Правления Южного
Регионального Отделения РААСН, советник Российской Академии архитектуры и
строительных наук, профессор Международной Академии архитектуры,
г.Владикавказ, Северная Осетия, Россия http://www.golosarmenii.am/ru/20195/society/14828/
|