Интервью с политологом Игорем Мурадяном В
Москве состоялась встреча активистов джавахкского движения с
представителями грузинской оппозиции от партии «Свободная Грузия», что
вызвало большой интерес. Как Вы оцениваете этот факт и вообще состояние
дел в общественной деятельности армян Джавахка, что произошло в
последнее время, можно ли ожидать большего понимания властей Грузии
проблем армянского населения? Прежде всего, нужно
сказать, что власти Грузии, проводящие политику «правового вытеснения»
армян из страны и пытающиеся представить эту политику как образец
деятельности демократического, правового государства, все же, поняли,
что столкнулись с противлением крепкого по характеру народа, который не
собирается сдаваться. То есть, главное, что не удалось совершить
грузинским властям, это принудить армян смириться с отсутствием
перспективы проживания на этих землях. Нужно сказать, что, несмотря на
безусловную поддержку политического класса Грузии политики вытеснения
армян, в целом, в грузинском народе нет яростного желания непременно
увидеть свою страну населенной одним этносом, тем более, что при самых
«благоприятных» перспективах в Грузии будут жить два этноса – грузины и
азербайджанцы. Очень большое число грузин не видят смысла политики
вытеснения армян из Грузии, в том числе из Самцхе-Джавахетии, в
особенности, люди новых поколений, которым не присущи стереотипы
«шовинистической классики», характерные для тех, кто, при ложных и
бессмысленных лозунгах, растерял свою страну. Грузинские власти вовсе не
отказались от своих целей, но поняли, что для реализации этих целей
необходимы иные, менее «правовые» методы. В Джавахкском
движении произошли не просто большие перемены, оно стало другим, и
активисты движения ставят несколько иные задачи. Предыдущие структуры в
Джавахке отодвинуты в сферу исторических воспоминаний и играют роль
«прикрытия» иных, более актуальных инициатив. Некоторые внешние
инициативы, представленные с такой помпой и согласованные с властями как
в Грузии, так и в Армении, практически расписались в своей
несостоятельности и оказались в «архиве». Хотя с позиции сегодняшнего
дня можно было бы и пересмотреть взгляды критиков этих инициатив. Эти
искусственно созданные общественные организации сыграли, все же,
определенную роль, растягивая время, которое нечем было занять именно в
этот период. Кроме того, эти структуры привлекали некоторое внимание их
противников, а это означало их консолидацию. Уже не является
секретом, что во многих ключевых центрах в мире возникают группы,
ставящие задачу не допустить успеха политики вытеснения армянского
населения из Джавахка и вообще из Грузии. По существу, создается
ассоциация таких групп, которые включают различных людей, граждан
различных стран, принадлежащих к различным политическим партиям и
движениям, но, тем не менее, они хорошо понимают основные задачи.
Вашингтон, Брюссель, Париж, Лондон - это не полный список арен для
деятельности джавахкского движения. Что касается активистов
джавахкского движения в России, то есть, на Северном Кавказе и в Москве,
то их нельзя назвать единомышленниками, это очень разные люди, которые
не всегда контактируют друг с другом. Например, данную встречу с
грузинскими оппозиционерами организовали люди чрезмерно зависимые, порой
психически не уравновешенные. Эту группу курирует полковник ФСБ, не
имеющий, практически, никакого оперативного опыта и не знающий
особенностей этнопсихологии и самобытных условий в Самцхе-Джававхетии.
Но и такого рода группы тоже необходимы: иногда откровенные психопаты
делают много шума, и оказываются весьма полезными. Психопаты и
некомпетентные полковники нам нужны. Вместе с тем, Москва
становится важной ареной развертывания задач джавахского движения. В это
дело включились молодые люди, обладающие хорошими международными
связями и финансовой поддержкой. Это демонстративный материал для
понимания того, что в любой столице можно проводить независимую и
функциональную политику этно-общественных групп и организаций. Заинтересованные
политики и эксперты, а также правительственные функционеры все меньше
называют джавахкскую проблему «социальной», и уже всем понятно, что эта
проблема политическая. Вернее, грузинское руководство сделало все
возможное для превращения этой действительно социальной в прошлом
проблемы в политическую. Будет много проблем, много дискуссий, главное,
чтобы усилия соответствующих общественных групп были бы скоординированы.
Нужно ли общаться с грузинскими политиками? Конечно, в этом нет
сомнений, потому что с ними придется решать проблемы. Готовы ли
грузинские политики вести честную и заинтересованную дискуссию? Одни да,
другие нет.
http://www.lragir.am/russrc/politics18138.html
|