Интервью с политологом Игорем Мурадяном Господин
И.Мурадян, мы наблюдаем активность России в Южном Кавказе, в том числе и
по карабахской проблеме, и вместе с тем, США проявляют пассивность и
безразличие к региону, причем, по нескольким направлениям. Как Вы
прокомментируете эти явления, к чему приведет такое течение процессов? Ничто
не выглядит столь смешно и уродливо в политике, как некомпетентность, в
особенности, некомпетентность лидеров и руководителей крупных
государств. Мы имели возможность убедиться, как отсутствие должной
компетентности приводило к развалу государств, к военно-политическим и
экономическим катастрофам. В США и в России во главе государства
оказались очень плохие, ни к чему не пригодные менеджеры, которые
пытаются заменить большую политику отдельными, частными проектами
популистского назначения. Барак Обама мог бы работать управленцем
средней руки в министерстве здравоохранения, и этого было бы достаточно
для пропаганды его идей по страховой политике в этой сфере. Дмитрий
Медведев - просто маленький, этапажный выскочка, которому место в
какой-нибудь неправительственной организации, существующей на зарубежные
гранты. Оба огромных государства и их общества переживают
глубокий социальный и смысловой кризис, и в обоих на посту президентов
оказались временные персоны переходного периода. Но, как это обычно
бывает, временщики, поставленные для заполнения паузы, решили, что они
на самом деле политики и призваны решать глобальные задачи. Когда такого
рода «политики» оказываются во главе таких стран, как Италия или
Турция, неприятностей не меньше, но это только «малые катастрофы», но
США и Россия – мировые ядерные державы и субъекты глобальной
геополитики. Весь этот нынешний казус начался не с России, и,
тем более, не с Д.Медведева. Человек, называющий себя президентом
России, - это всего лишь декоративная кукла, которую в Великобритании и в
США пытаются выдать за серьезного партнера и, аналогично событиям
середины 80-х годов, предложили ему сертификат «своего парня». Проблема в
том, что растерянная и неукомплектованная до сих пор демократическая
администрация США пытается нарисовать некую новую схему «приоритетных
проблем», что декларативно выглядит как прагматичная внешняя политика,
избавляющая США от излишних амбиций, а на самом деле представляет собой
всего лишь хорошо подзабытую политику «самоизоляции». Конечно, право на
«самоизоляцию» имеет любое государство, но для США поезд с таким
названием давно ушел, в современном мире даже «классическим» нейтральным
государствам нет почетного места на политической карте. В целом,
дискуссия о «самоизоляции» гораздо более сложна и многогранна, чем
позволяет нынешнее интервью, но, при рассмотрении этой проблемы в рамках
региональной политики, позволяет выяснить многое такое, о чем не имеют
должных представлений многие видные эксперты в Вашингтоне. Американцам
продолжает казаться, что они по-прежнему продолжают курс на усиление
своих позиций в Центральной Азии, где, тем не менее, усиливается роль
других игроков, а по Южному Кавказу США решили каким-то не совсем им
понятным образом договориться с Россией. Все началось с того, что в 2008
году Турция и Россия выступили против усиления позиций США в бассейне
Черного моря. США очень скоро затормозили, а потом и вовсе свернули свои
планы в Черном море и в Южном Кавказе. Конечно, в более отдаленной
перспективе американцы имеют определенные планы, связанные с этими
регионами, но ведь это только планы и предположения, а в нынешней
реальности американцам приходиться питать скромные надежды, что Турция и
Россия столкнуться в своем стремлении обрести новые позиции в регионах.
На это, собственно, и делается ставка в американской политике в
отношении плохо и неуклюже развернутой стратегии «сдерживания» Турции,
аналогично, как и американцы мобилизуют ведущие арабские государства в
их противодействии Турции. Но то, что американцы сдали Кавказ,
хотя бы в ближней перспективе, это однозначно. Конечно, первыми жертвами
этой позиции США стала не Армения, а Грузия и Азербайджан. Военный
транзит и энергокоммуникации, пролегающие по южно-кавказскому коридору,
утрачивают свое значение, в связи с определенными договоренностями с
Россией. США и Россия признали права и сферы влияния друг друга в Грузии
и Азербайджане. Что касается Армении, то США предпочли предоставить
России и Турции разделить ее в очередной раз, и американцы пытаются
собрать крохи, необходимые для сохранения политического лица. Нужно
также принять во внимание, что главной ареной для договоренностей между
США и Россией является вовсе не Кавказ, а, прежде всего, Иран и, быть
может Центральная Азия, а также ракетная тема. В США эта
постыдная политика, конечно же, будет, умело использована оппозицией,
которая подробно и последовательно накопила багаж для пропаганды и
давления на нынешнюю администрацию. Есть мнение, что некоторые
высокопоставленные функционеры нынешней администрации буквально
подталкивают руководство страны к внешнеполитической катастрофе и
позору, обеспечив себя гарантии на место и роль в будущей
республиканской администрации. Кстати, к этому исходу подталкивают
американцев и их партнеры в Европе. Вроде бы, европейцы стремятся
обрести более предпочтительные позиции во внешней политике и немного
потеснить США, но в действительности британско-французская политика
стремиться удержать США в орбите европейских проблем в региональных
направлениях, продемонстрировав не только очередные провалы американской
политики, но и зависимость США от обязательств перед Европой, именно
«зависимость». Одновременно, европейцы пытаются проводить аналогичную
политику в отношении России, удерживая ее на поводке на определенной
дистанции. И одной из задач европейцев является не допустить эту самую
американо-российскую «перегрузку» (вернее «загрузку») в предметном
содержании. Возникает вопрос, как можно Армении выбраться из этого политического небытия? Применим
образные выражения, но речь идет об абсолютной конкретности. Прежде
всего, нужно «перемешать карты» всем, кто участвует в этой глупой игре
под названием «Мадридские принципы». Политические руководители Армении,
которые позволили возникнуть этим документированным принципам и тем
самым принудить Армению к капитуляции, являются преступниками, как и те,
кто продолжает следовать в фарватере этой гибельной политики. Второй
задачей должно стать то, что называется ассиметрией в мировой политике.
Необходимо воспользоваться имеющимися возможностями для «атаки на
личности». «Личности» в США и в России практически все доказательно
продемонстрировали свою готовность включиться в проект по доведению
Армении до гибели. «Личности» должны понять, что это им очень дорого
обойдется. На протяжении десятилетий армянские структуры вполне
сознательно избегали этой политики, хотя этими методами пользовались все
кому не лень, от респектабельных клубов до радикалов. На протяжении
двух десятилетий армянские структуры, преследующие не совсем понятные
цели, не сделали ни одного шага в этом направлении. Для
проведения «эксперимента» почему-то выбрана персона Мэтью Брайзы –
американского функционера и дипломата, с которым связываются только
позитивные действия предыдущей администрации США на Кавказе. Проблема
М.Брайзы, несомненно, привязана на определенные цели некоторых людей из
лагеря как демократов, так и республиканцев, имена которых можно было бы
воспроизвести. А ведь нужно проводить свою политику и атаковать
подлинных виновников нашей беды, сидящих как в Вашингтоне, так и в
Москве. Кто-то может сказать, что такого рода атаки – пустое дело и ни к
чему не приводят. А ыы пытались делать такую политику? Два пигмея
загрузились и ждут развязки, у обоих на носу президентские выборы. Так
замутим так, чтобы они долго помнили запах собственного... http://www.lragir.am/russrc/comments18434.html
|