В современную эпоху одной из новых (ре)формирующихся
религиозно-конфессиональных общин Диаспоры является армянская
католическая община Российской Федерации. Со своими организационными
структурами она занимает особое место в РФ и является неотъемлемой
частью армянства этой страны. История Армянской Католической церкви
(АКЦ) РФ и ее адептов богата трагическими страницами. В разные времена
они вынуждены были приспосабливаться и вести борьбу за существование
сначала в царской России, затем в СССР, а позже – в Российской
Федерации. Эти три исторических этапа были особенными для
армян-католиков: общины постоянно возрождались и переживали спад по ряду
политических мотивов.
Армянские католические общины России и АКЦ на нынешнем этапе
испытывают нехватку в священнослужителях, а также сталкиваются с
проблемами при регистрации церкви со стороны государства. Последние два
года в серьезных судебных тяжбах оказалась московская Армянская
католическая церковь Святого Григория Просветителя, выдвинувшая в 2009г.
судебный иск против городских властей с требованием зарегистрировать ее
в качестве религиозной общины. Иск был отклонен без права на
обжалование1.
Это, пожалуй, самая острая проблема, в последнее время вызвавшая
большой резонанс в российских организациях, занимающихся религиозными и
правовыми вопросами, и меньше всего освещавшаяся в армянском
информационном пространстве.
Во-первых, для получения особого статуса в разных странах
устанавливаются разные критерии: определенное число последователей,
распространенность по всей стране, популярность среди населения по своим
добрым делам, неутаивание от государства своей деятельности и учения,
наличие выраженной укорененности в стране, непротиворечивость
исповедуемой религиозной практики и социальной политике страны и пр.2 В случае РФ особый статус может иметь Русская Православная церковь, другие церкви могут иметь иной статус.
Имеет ли АКЦ шансы на государственную регистрацию? Чтобы ответить на
этот вопрос, сначала рассмотрим конфессиональную картину и правовую
сторону религиозной сферы РФ. По положению на 1 января 2009г., в РФ
зарегистрированы традиционные христианские течения, а также исламская,
иудейская, буддистская религии – как конфессиональные объединения. К
этому ряду можно добавить также сектантские организации и исповедующие
шаманизм группы, также имеющие государственную регистрацию. Регистрацию
католической конфессии имеют только Римская и Греческая Католическая
церкви3.
В 2004г. в РФ Римская Католическая церковь имела 235 зарегистрированных
церковных прихода, а Греческая Католическая церковь – 54.
Можно полагать, что занимающиеся в РФ правовыми вопросами структуры
рассматривают АКЦ как составляющую Римской Католической церкви. Но в
таком случае возникает вопрос, почему Греческая Католическая церковь
зарегистрирована как отдельное церковное объединение? Любое религиозное
объединение или религиозно-конфессиональная группа может получить
государственную регистрацию или какой-либо статус в рамках федерального
закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Согласно 5-му
пункту 11-ой статьи этого закона, для государственной регистрации
учредители местной религиозной организации должны представить в
соответствующий окружной орган следующие документы:
- заявление об учете (регистрации),
- список учредителей религиозной организации (их гражданство, место жительства и дата рождения),
- устав религиозной организации,
- документ, удостоверяющий наличие данной религиозной группы на
данной территории по меньшей мере в течение 15 лет, выданный органом
местного самоуправления, либо выданный руководящим центром документ,
удостоверяющий, что данная религиозная организация входит в
централизованную религиозную организацию,
- документ, удостоверяющий местонахождение учреждаемой религиозной организации (юридический адрес)5.
Все эти требования были выполнены, однако соответствующие органы
Министерства юстиции РФ проявили дискриминационное отношение, мотивируя
тем, что церковь не представила документа, подтверждающего присутствие
армянских католических церквей в этом районе (в Москве) в течение 15
лет. Проблема этим не исчерпалась: судебно-правовые органы перенесли
решение вопроса на март с.г. Между тем надлежащие органы не явились на
судебную процедуру, и дело было отложено. По мнению правозащитника
армян-католиков Владимира Ряховского, если вопрос регистрации в
очередной раз будет отклонен, то это даст возможность обратиться в
Конституционный суд РФ и оспорить принятый закон о религии. По мнению
Инны Загребиной, такие ограничения права еще раз показывают, что
незаконное вмешательство властей во внутренние дела общины составляет
неотъемлемо от жизнедеятельности религиозных организаций6.
А по мнению священнослужителя-католика Норатункяна, не помешало бы
создать в больших городах советы священников, попечителей и только потом
думать о регистрации7.
Для государственной регистрации АКЦ имеет все правовые основы, если,
конечно, вопрос не регулируется некой «невидимой силой». В частности,
представители Русской Православной церкви, возможно, опасаются, что
после регистрации Армянской Католической церкви в РФ увеличится число
католических церковных приходов, учитывая, что армяне-католики проживают
во многих городах. С другой стороны, регистрация была бы хорошей
возможностью для АКЦ, чтобы распоряжаться жизнью собственной общины,
открывать церкви и принадлежащие общины структуры, что могло не
понравиться Русской Православной церкви, поскольку любой «католический
успех» означает ослабление собственных церковных позиций. В то же время
следует подчеркнуть, что армяне-католики находятся в стране,
отличающейся этнической и религиозно-конфессиональной многослойностью,
«рисковой зоной», где конфессиональные отличия могут быть использованы в
ущерб нам, если нет здоровых отношений между личностями и человеческими
группами, составляющими «конфессиональный костяк». Отдельным вопросом в
числе сложностей, касающихся армянской католической общины России,
является острая нехватка священников. После уничтожения в период СССР
армянских католических общин Россия никогда не рассматривалась в
качестве «перспективной» страны, и священников, знающих русский язык, не
готовили. И когда патриарх предлагает службу в России, многие
отказываются именно по этой причине8.
По словам новоназначенного архиепископа Армении, Грузии и Восточной
Европы Рафаела Минасяна, все священнослужители АКЦ из Диаспоры, из Сирии
и Ливана, они не владеют русским языком, а большинство местных
армян-католиков – русскоязычные и не владеют западноармянским языком9.
Понятно, что в годы советского «духовного кризиса», когда
католические церкви вообще не действовали, в этом конфессиональном
сообществе отсутствовала практика церковных ритуалов. Следовательно, им
было трудно приспосабливаться, тем более постоянно находясь в
римско-католических церквах, где литургия проводится только на латыни,
по чуждому для них образцу. АКЦ в России имеет всего четырех священников
и вынуждена подходить к вопросу с иными критериями: священники посещают
города, в которых есть приблизительно 100 семей.
При таком положении вещей четырех священнослужителей для
централизованных и рассеянных общин безграничной России, безусловно,
недостаточно. Причем, двое из них служат в Москве, один – в Краснодаре,
один – в Новороссийском районе. Новоназначенный архиепископ поставил
задачу подготовить новое поколение священнослужителей для находящегося
под его попечительством региона, что поможет решить стоящие перед
общиной задачи. Проблема в том, что священнослужителей-католиков готовят
в Санкт-Петербурге, но только для общин, руководствующихся латинским
ритуалом. За все эти годы в действующей в Санкт-Петербурге семинарии
готовился всего один армянин-католик, который после окончания вынужден
был выучить армянский язык, чтобы уметь читать и понимать тексты
церковных обрядов. Есть надежда, что в семинарии откроется отдельный
армянский отдел. В этом направлении значительную работу должны проводить
представители АКЦ. Так что исчезнувшие после распада СССР с
«религиозной карты» России армянские католические общины создают новую
историю в надежде на светлое будущее.
Таким образом, можно констатировать, что прошедшие через исторические
испытания, видевшие подъемы и спады армяне-католики, проживая в стране,
имеющей другую культуру и систему ценностей, общаясь с адептами
Армянской Апостольской церкви, все еще «по наследству» сохраняют свою
«католическую идентичность». После распада СССР на наших глазах
воссоздается новая община, которая, не вступая в противоречия с
различными религиозно-конфессиональными и этническими группами РФ,
пытается посредством самоорганизации снова утвердить то, чего была
лишена в советский период. Самой большой проблемой, которая останется
актуальной для общины, является статус церкви и нехватка священников.
1 Симаворян А., Армянская католическая община России, http://noravank.am/arm/articles/detail.php?ELEMENT_ID=5260.
2
Ասցատրյան Վ., Պետություն-եկեղեցի հարաբերությունները. հայեցակարգային
մոտեցումներ, «Էջմիածին», Պաշտօնական ամսագիր Ամենայն Հայոց
Կաթողիկոսութեան Մայր Աթոռոյ Սրբոյ Էջմիածինի, 2005, թիվ Բ-Գ, էջ 177:
3
Лопаткин Р., Конфессиональный портрет России: к характеристике
современной религиозной ситуации, Вопросы религии и религиоведения.
Москва, 2009, Выпуск 1, часть 4, сс. 241-242:
4
Проблемы развития государственно-конфессиональных отношений и
социальные концепции ведущих религиозных объединений современной России,
Серия: Основные проблемы социального развития России – 79,
Аналитический вестник, Москва , 2004, № 17 (237), с. 53.
5 Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях, http://www.feor.ru/files/laws/religious.law.html.
6
Московские Свидетели Иеговы и община армянской католической Церкви
продолжают борьбу за получение государственной регистрации, 03 марта
2011, http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=82698.
7 Орлова Л., Католицизм с кавказским акцентом, http://religion.ng.ru/people/2010-10-06/6_catolicism.html.
8 Ապագա ունի՞ Հայ Կաթոլիկ եկեղեցին Ռուսաստանում, «ԱԶԳ», #197, 28-10-2010.
9
Киракосян Н., Новый глава армян-католиков в Армении, Грузии и Восточной
Европе продолжит журналистскую деятельность на телевидении Ватикана
«Телепаче», http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=42438. Арестакес Симаворян
Руководитель Арменоведческого центра НОФ «Нораванк»
«Глобус Национальная безопасность», N6, 2011 http://noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6199
|