Каждая поездка в Тбилиси — открытие чего-то нового. И на этот раз город
остался верен своим принципам. Казалось, ты знаешь его вдоль и поперек и
ничем он тебя уже не удивит. Оказалось — нет: Тбилиси не так уж просто
прочитать и изучить, у него всегда между строк найдется то, чем еще
можно блеснуть перед своими гостями.
Легенда нового Тбилиси
Хоть слово «легенда» применимо к давно минувшим дням, в случае с
Домом Давтянов только оно и подходит. Уже сколько лет гостей в Тбилиси,
показывая прочие достопримечательности города, приводят сюда, где живет
светлая, добрая Сказка, однажды придуманная Мастером — Гари Давтяном.
Она родилась в армянском районе Авлабар, на обычной, ничем не приметной
улице, в одном из тысяч тбилисских уютных внутренних дворов. Она
родилась в те дни, когда на улицах грузинской столицы шла гражданская
война и о свете в конце этого темного, грохочущего и депрессивного
тоннеля мало кто мог мечтать. Она родилась назло и вопреки мнению о том,
что Музам положено молчать, когда говорят пушки. Родилась потому, что
Мастеру просто захотелось открыть глаза людям и дать им понять, что еще
никто в этом мире не отменял Добро, Любовь, Духовность. Родилась потому,
что настало время прийти ей в этот мир и, может, чуточку изменить его.
А однажды Мастер ушел из этой действительности на поиски Красоты,
Душевности, Настоящести, чтобы, найдя их в другом мире, принести в этот и
щедро поделиться с людьми. И он это сделал. Как только открывается
дверь Дома Давтянов, ты понимаешь, что попал в иной мир, другое
измерение, не имеющее ничего общего с тем, что ты оставил за большими
железными воротами. Здесь царят праздничный танец и легкая грусть,
безудержный смех и философская задумчивость, детская беспечность и
зрелая мудрость. Здесь живут яркие, пестрые куклы, несущие в себе
необыкновенно светлый посыл. Хочется беседовать с ними, задавать
вопросы, рассказывать о своих радостях и заботах, говорить с ними на их
кукольном языке. Но, к сожалению, язык этот доступен не всем. Ну, а если
все-таки суметь и выучить его, наверное, на свои вопросы можно получить
самые невероятные ответы. Странно, здесь невольно начинаешь думать:
ведь история Дома недолгая, а без него уже трудно представить себе этот
удивительный, полный колорита и самобытности Тбилиси. Нет, он уже точно
не сможет прожить без этого сказочного уголка Добра и Волшебства.
Щепотка Добра и Света и, конечно же, Любви
Гостеприимная хозяйка дома, супруга Гари Давтяна Жанна, —
удивительная женщина. Хоть ты видишь ее впервые, кажется, что знаком с
ней целую вечность и всю эту вечность живешь, окутанный ее нескончаемым
позитивом. Впрочем, слово «хозяйка» Жанна упорно не принимает, даже
после того, как супруга не стало. «Ну, какая я хозяйка. Хозяин здесь был
и остается Гари. Я всего лишь хранительница этого очага и Сказки,
которую придумал Мастер». Трудно поверить, но в наше непростое время,
когда люди стали мало доверять друг другу, когда общение начинается и
заканчивается обменом парочкой скупых фраз в социальных сетях, когда
ритуальное хождение в гости давно изжило себя, когда порой просто
хочется запереться на сто замков и уйти в себя, Жанна не запирает двери
своего дома. Ну, как так — придут люди, а дверь закрыта! Это не по
правилам Дома Давтянов. А дефицита в гостях радушная хозяйка не ощущает:
слава об этом уютном и теплом очаге давно уже облетела не только Грузию
— весь мир. Однажды сюда заглянул сам Пьер Ришар. Это было в середине
90-х, когда актер снимался в Тбилиси в картине Наны Джорджадзе «1001
рецепт влюбленного кулинара». Пришел, увидел, изумился. Он подбегал к
куклам, разговаривал с ними, смеялся и плакал, совсем как ребенок. А
когда в Тбилиси приехали тележурналисты из Армении, Ришар был искренне
удивлен: «Вы что, обо мне собираетесь фильм снимать? В Тбилиси живет
потрясающий художник и тоже армянин… Вот о ком расска- зывать надо…»
Гостей здесь всегда много, независимо от времени суток. Жанна и глазом
не моргнет, если среди ночи зазвонит телефон и кто-то из знакомых
скажет: «Тут один американский профессор будет проездом в Тбилиси с двух
ночи до четырех утра. Он очень хотел бы заехать к вам, увидеть
марионеток». Казалось, после ухода Гари Давтяна людей в Доме должно было
стать меньше. Оказалось — нет. Мастер по-прежнему собирает в стенах
своего Дома людей. А кто же откажется еще и еще раз оказаться в ауре
обаяния человека, который сегодня смотрит на нас теперь уже с
фотографии, в плену его светлой энергетики и душевного тепла. И мало кто
откажется приправить свою жизнь щепоткой здешнего Света, Добра и,
конечно, Любви.
Заповедь от Мастера
У каждой куклы в Доме Давтянов своя история, свои стихи, песня, свой
взгляд на окружающий мир, свой прототип. Они живут собственной жизнью и,
не удивляйтесь, сами решают, где, когда и кому выступать. Мне довелось
стать свидетелем удиви- тельного эпизода. Жанна решила нам показать
несколько номеров в исполнении кукол. Она стала их постепенно готовить к
выступлению — снимала марионеток с места и вешала на перекладину
маленькой сцены. На вопрос, почему выбор пал именно на них, Жанна
улыбнулась: «Я их не выбирала. Это они выбрали вас и решили, что будут
перед вами выступать». Сам Мастер кукол не водил. Он их мастерил, затем
отдавал их жене, дочке и сыну со словами: «Запомните, вы всего лишь
подставка для куклы, вы только водите ее, но не пытайтесь водить ею.
Самое главное — услышать и понять ее». Эту заповедь хорошо освоили
домочадцы, может, поэтому Жанна не управляет, а работает с куклами,
считаясь с ними и уважая их мнение. Да и водить этих марионеток
невозможно. Они сами учат человека, как с ними обращаться, и порой
кажется, что они водят тобой. Правда, в этом доме царят полное
взаимопонима- ние и взаимоуважение. Куклы заранее знают, что у них будут
го- сти. Что будут показывать, пока не знают. Жанна расставляет их в
определенном порядке. Бывает так, что из этого списка кто-то не
принимает участие в спектакле. И вовсе не потому, что это каприз Жанны,
просто кукле не хочется. Значит, надо уважать ее мнение и выбор. Вот
хозяйка подходит к кукле, протягивает руку, чтобы снять ее с места. Та
вздрагивает, потом отворачивается к стене. Это знак. Из этого следует,
что ее теребить не стоит, а идти против ее воли — и подавно. «Не могу
сказать, что всех своих кукол я изучила наизусть. Каждый раз я в них
открываю что-то новое и интересное. Каждый раз они мне преподносят новый
сюрприз, — говорит Жанна. — А все потому, что они живые и всегда
неожиданно новые. Ведь в них душа — душа Мастера». А разве в этом Доме
можно найти миллиметр, где нет души Мастера?.. Она везде и во всем — от
кукол, коллажей, картин и композиций до обыкновенной дверной ручки или
задвижки, которую не заметить просто невозможно — таких больше нигде не
отыскать… Даже при большом желании.
Хаго, Анчап и другие
Удивительный все-таки этот Дом. Когда пред нами предстали трое
музыкантов-дудкистов, почему-то показалось, что мы с ними уже где-то
встречались. Но когда Жанна представила их, стало понятно — ни у кого из
нас нет знакомых с такими экзотическими именами — Рыжа, Курша и Боклом.
Трио виртуозно исполнило на дудуках армянские народные мелодии, потом,
быстренько определившись в ситуации, на «бис» сыграло несколько
произведений из классики. А под занавес — эстрадные шлягеры. Музыканты
преображались с каждым музыкальным жанром, движения становились под
стать музыке. Затем перед нами возник стиляга и задавала Анчап (в
переводе с армянского — «безмерный»). Все у него было в меру, кроме
обаяния, — оно соответствовало его имени. Да, есть в нем немного
кинозвезды, немного телекумира, немного дельца, немного рубахи-парня,
немного потомка дворянского рода, немного сердцееда. И во всех этих
ипостасях он – Анчап. Расстались мы с ним хорошими друзьями. И хоть
языка кукол я не понимаю, но в его глазах отчетливо было написано: «В
следующий раз приедешь в Тбилиси — сразу сюда. Не придешь — обижусь.
Честное слово!»
А это кто? Похож! Нет, вроде не он! Хотя… грустные глаза выдают.
Словно прочитав мои путавшиеся мысли, Жанна улыбается: «Он, а кто же?..
Наш Фрунзик… Мгер Мкртчян. А персонажа зовут Хаго». Жанна нам рассказала
об этой удивительной встрече. В начале 90-х у мастера была маленькая
мастерская в подвале. Как-то, придя в этот подвал, чтобы уединиться,
побыть немного самому с собой, он увидел там Мгера Мкртчяна. Ни один не
удивился столь необычной встрече. И тогда Фрунзик сказал Мастеру:
«Послушай, ты удивительный человек, все кругом воюют, стреляют, убивают,
а ты сидишь, куклы свои мастеришь. А давай, сделай куклу, похожую на
меня, и будем вместе колесить по миру. Я буду говорить, а она с твоей
помощью будет двигаться. Но через несколько месяцев Фрунзика не стало.
Мастер уже стал делать эту куклу, а в окончательном облике сохранились
только печальные глаза артиста. Хотя, если присмотреться, здесь даже у
самых веселых кукол глаза немного печальные. Может, потому, что их
придумал и сотворил армянин?
Взрослые дети
Смотря на этих кукол, то и дело задаешься вопросами: «А как они
сделаны? Из чего они? А почему они улыбаются или грустят так, что дух
захватывает?» Но не делаешь этого потому, что в данном случае речь
пойдет о Душе, которая есть только у живых созданий, у людей. Но
навязчивая мысль снова и снова сверлит мозг. И тогда в тебе рождается
тайное желание подойти поближе к кукле, пощупать ее, подергать за одну
веревочку, за вторую, третью… за все сразу. Потом одергиваешь уже себя,
за свои невидимые нити — что там дергать, она же живая! Но все равно
что-то не дает тебе покоя. И ты находишь оправдание своему поступку.
Если есть куклы и ты среди них, если тебя они интригуют, значит, ты в
душе все еще ребенок. А если ты ребенок, значит, надо разобраться, что
там внутри, как работает этот механизм. Да, хоть ты и взрослый, но ушел
не очень далеко от детишек, которые любят приходить к тете Жанне, зная,
что здесь их ждет настоящий праздник. Они уверены, что Сказка их
поджидает именно здесь и именно здесь самые вкусные лакомства на свете.
Впрочем, об этом знают не только дети, но и взрослые. Когда Жанна
накрыла свой фирменный чайный стол (плюшевая скатерть, белоснежные
салфетки, плетеные вазочки и подстаканники), стало ясно, что и в бытовых
вопросах она искусная мастерица. Чай был особо ароматным, а торт –
фантастически вкусным. Почему-то показалось, что все это привезено с
другой планеты. Жанна улыбнулась: «Чай из супермаркета за углом. А торт…
Наверное, тоже куплен где-то здесь, на Авлабаре». Все понятно — и тут
не обошлось без большой, доброй и щедрой Души. Но вернемся к детям — они
обожают этот Дом, эти вкусности, хотя одно их смущает. При всей доброте
и приветливости хозяйки к одному она относится со всей строгостью —
кукол трогать нельзя. Правда, иногда из толпы детишек она улавливает
умоляющий взгляд: «Ну, хотя бы разок», но остается твердо стоять на
своих позициях. «Знаете, что самое странное, дети понимают все с одного
раза, — говорит Жанна. — Вот взрослым я не могу объяснить никак, чтобы
не дергали кукол. Странный все-таки народ эти взрослые…» С этим трудно
не согласиться, но признаюсь… Сама не устояла перед соблазном и
досконально изучила несколько кукол. И что вы думаете, обнаружила них
какой-то супермеханизм? Одну сплошную Душу! http://www.sobesednikarmenii.ru/index.php/lyudi-i-sudby/48621-dom-iz-dobra-i-sveta
|