Международная Кризисная группа, занимающаяся анализом ситуаций в странах мира, опубликовала доклад под названием: Азербайджан – уязвимая стабильность.
В 50-страничном докладе дан подробный анализ государственной системе страны и указаны ее проблемы. Доклад состоит из четырех разделов и примерно 20 глав, среди которых: политический портрет Режима, консолидация власти Ильхама Алиева, культ личности Алиева, Рамиз Мехтиев и его гвардия, взаимоотношения в среде правящей элиты, олигархи, семья, коррупция – основа управления, СМИ. Доклад начинается с резюме и рекомендаций властям.
Президентство Ильхама Алиева было отмечено стабилизацией политической жизни страны, а экономика стимулируется экспортом нефти. Однако стабильность сопровождается консолидацией авторитарного правления, подавлением свобод, правящая элита доминирует во всех сферах жизни. Уровень контроля Ильхама Алиева над обществом намного выше, чем был у Гейдара Алиева.
В стране слабая оппозиция и мало независимых СМИ. Международное сообщество не имеет рычагов давления на власти, чтобы добиться либерализации режима.
Власти подавляют любые акции протеста, существует самоцензура. Все это толкает оппозицию в подполье и в радикальные религиозные группы.
Хотя президент Алиев имеет полный контроль над правительством, он не всесилен и зависит от элиты. Доходы от нефти еще более укрепили застой политической системы, делая ее еще более невосприимчивой к реформам. Но с падением этих доходов стабильность будет под угрозой и необходимо начать политические и экономические реформы.
Азербайджан может упустить историческую возможность использовать свои энергетические ресурсы для создания прочного государства. Несправедливое распределение богатств и общественное разочарование увеличат рост радикализма и нестабильности.
Кризисная группа рекомендует властям: - разрешить гражданам свободу собраний, в том числе демонстрации в центре города; - обеспечить доступ реальной оппозиции к государственному телевидению и радио; - освободить политзаключенных, включая журналиста Эйнуллу Фатуллаева и блогеров Эмина Милли и Аднана Гаджизаде; - возобновить трансляции азербайджанских служб BBC, RFE/RL и "Голос Америки" на национальных частотах; - упростить регистрацию НПО: - снять религиозную напряженность, открыв недавно закрытые мечети, не сносить их, а также регистрировать нетрадиционные религиозные общины, включая салафитов. Власти должны также сделать прозрачными данные к планам государственных инвестиций, к тендерам и госконтрактам; - обеспечить соблюдение законов, обязывающих высших должностных лиц регулярно отчитываться о своих доходах; - создать реальную устойчивую рыночную экономику; ограничить трансферты из Нефтяного Фонда в Госбюджет.
Международным организациям – ОБСЕ, Совету Европы и Евросоюзу рекомендовано держать приоритетом проблему прав человека в отношениях с Азербайджаном. Режим Ильхама Алиева характеризуется, как авторитарный. Получив от отца полу авторитарный режим, он сделал его полностью авторитарным, сказано в докладе.
В первые два года президентства Ильхама Алиева оппозиция открыто высмеивала его, как плейбоя и игрока, бледного клона своего отца. Считалось, что он не в состоянии управлять страной. Так думали и некоторые члены команды Гейдара Алиева, включая его дядю – Джалала Алиева и министра здравоохранения Али Инсанова – лидера азербайджанцев - выходцев из Армении ("еразов"). Однако Ильхам Алиев нашел надежного союзника в лице Рамиза Мехтиева и смог противостоять «старой гвардии» и все более усиливающему министру экономики Фархаду Алиеву.
В кануне и после парламентских выборов 2005 года Али Инсанов и Фархад Алиев были арестованы по обвинению в госперевороте. Поддерживающие их силы и лица были нейтрализованы, включая Джалала Алиева. В отличие от отца, Ильхам Алиев меньше полагается на клан выходцев из Армении и нахчыванцев и больше делает ставку на круг лиц, лично преданных ему. Поток нефтедолларов помог ему сформировать и переманить многих на свою сторону. При этом в правительство были приведены многие молодые бизнесмены, которые заняли посты министров.
В то же время ожидания реформ в стране были разрушены, выборы с каждым разом проходили все более недемократично. Все это делалось на фоне ужесточения законодательства и отмены либеральных норм, а также на фоне критики международных организаций, утверждающих о серьезных угрозах демократии. "Нефть и газ обогатили казну и способствовали стабильности, что позволяет правительству покупать общественную поддержку и держать общество неподвижным и дезорганизованным ", - сказано в докладе.
Культ личности Гейдара Алиева – основа идеологии страны, которую Рамиз Мехтиев назвал «демократией по-азербайджански». Суть идеологии в том, что Гейдар Алиев спас Азербайджан, без него данное государство пропало бы.
Культ Гейдара Алиева постепенно перекинулся на сына. В ошибках или непопулярных решениях обвиняют плохих бюрократов, а Ильхам Алиев изображается как мудрый правитель. Культ личности стал нормой для большинства, а также методом контроля. В обществе сформировалось чувство, что надо запрашивать милость у главы государства и его жены, но ничего требовать нельзя. Часто это единственный способ решения проблем.
В отсутствии системы сдержек и противовесов, правительства опирается на несколько групп внутри элиты, которые конкурируют друг с другом. Политическая власть используется в качестве валюты, чтобы получить больше денег и наоборот. Этот стиль напоминает феодальную систему: президент раздает прибыльные секторы экономики, права на сбора неофициальных платежей (взяток), и контроль над регионами - в обмен на лояльность и большую прибыль. Это приводит к криминальному переделу собственности. При этом президент выступает в роли арбитра, используя, как и отец, принцип разделяй и властвуй, не позволяя ни одной группе бросить ему вызов. Примером такого передела является фирма «Азпетрол», которую отобрали у Фархада Алиева и разделили среди приближенных Ильхама Алиева.
Наиболее влиятельными и богатыми олигархами являются: глава МЧС Кямаледдин Гейдаров, министр транспорта Зия Мамедов и президент ГКАНР Ровнаг Абудллаев. Они контролируют все финансовые потоки, влияют на принимаемые решения и владеют значительной частью собственности (после правящей семьи). Сама Семья состоит из двух групп – "консерваторов" во главе с Бейлярем Эюбовым (главный телохранитель президента), и "реформистов" во главе с женой Ильхама Алиева Мехрибан и ее семьи Пашаевых. Бейляр Эюбов контролирует курдов, а через них имеет связи с РКК. Мехрибан Алиева (Пашаева) сформировала свою систему бизнеса и теневой власти с помощью огромного капитала и собственности.
Несмотря на внутренние распри, система выглядит стабильной в ближайшем и среднесрочном плане. Нефтяные доходы, и высокие правительственные расходы обеспечивают значительные преимущества для элиты, которые не заинтересованы в риске. Коррупция является основой доходов и системы госуправления. Деньги идут не только от нефти, но и от крупных проектов: строительства дорог и другой инфраструктуры, приватизации госпредприятий. Примером обогащения Семьи служит покупка за 75 млн. долларов 9 вилл в Дубае.
Чтобы улучшить имидж Семья финансирует строительство школ и больниц, но деньги поступают от той же коррупции, все требования раскрыть доходы Фонда Гейдара Алиева игнорируются, Семья контролирует положение в стране силой полиции и безопасности, регулярно повышая им зарплату, раздавая привилегии и собственность. Поэтому, среди глав силовых ведомств тоже немало олигархов. Отношения с политической оппозицией строятся по принципу – привлечь на свою сторону или уничтожить. В последние годы многие оппозиционеры вдруг стали лояльны к властям. Точно также повели себя многие СМИ. Непримиримых ждет судьба убитого Эльмара Гусейнова или уехавшего за рубеж Агиля Халила, или осужденных Эйнуллы Фатуллаева, Аднана Гаджизаде и Эмина Милли и других.
Одновременно, власти ужесточают законодательные рамки прессы, минимизируя ее влияние на общественное мнение. В то же время из нефтяных доходов и денег олигархов финансируют проправительственные СМИ, призванные сформировать общественное мнение в пользу властей, В то же время, власти ограничивают влияния иностранных доноров на местные СМИ и гражданское общество всему возможными путями, обвиняя их во вмешательство во внутренние дела страны. Учитывая сильные стороны режима и слабые стороны оппозиции, большинство азербайджанцев не верят в немедленные и глубокие изменения. В лучшем случае, возможны постепенные реформы. Однако в настоящее время таких перспектив не видно.
Хотя некоторые официальные лица и аналитики утверждают, что общество еще не готово к демократии, и что для решения внешних проблем и Карабахского конфликта требуется сильная исполнительная власть и жесткий контроль. Судя по всему, ничего не изменят и предстоящие парламентские выборы. Об этом сообщает агенство Туран.