НАКАНУНЕ 20-ЛЕТИЯ ОПЕРАЦИИ "КОЛЬЦО" В БАКУ ВСПОМНИЛИ О ЖЕНЕВСКИХ КОНВЕНЦИЯХ
28 марта азербайджанские СМИ опубликовали сообщение МИД своей страны относительно отчета полевой оценочной миссии ОБСЕ. Как известно, на сайте организации помещено только резюме к отчету, а вот основной текст широкой огласке пока не предан. Между тем в заявлении МИД АР фактически раскрываются многие пункты и данные отчета миссии. Насколько корректны и правомерны в данном случае действия внешнеполитического ведомства Азербайджана, пусть судят сами руководители ОБСЕ и сопредседатели. Нас в данном случае интересует содержание указанного заявления.
Дело в том, что в Баку внезапно решили вспомнить об основополагающих документах международного гуманитарного права, в частности о Женевских конвенциях, регулирующих нормы обращения с гражданским населением во время вооруженных конфликтов. МИД РА, в частности, заявляет, что "продолжение армянской стороной политики заселения армянами захваченных территорий, изменения инфраструктуры и незаконной деятельности на захваченных землях противоречит Четвертой Женевской конвенции по защите имущества населения в период войны от 12 августа 1949 года и дополнительному протоколу к ней".
Похвально, конечно, что в Баку вдруг вспомнили о гуманитарном праве. Однако одновременно здесь явно "забыли" о бесчисленных примерах грубейшего нарушения Азербайджаном и его вооруженными силами практически всех положений Женевских конвенций, хотя нет сомнений, что МИД Азербайджана, как и руководство этой страны, прекрасно осведомлен о "подвигах" своих вояк. Например, о бесчеловечной расправе азербайджанского ОМОНа с беззащитными жителями арцахского села Марага в 1992 году, когда за несколько часов с беспрецедентной жестокостью были вырезаны около 60 стариков, женщин и детей, более 50, в том числе малолетние дети, были взяты в заложники, подвергнуты пыткам, издевательствам и бесчеловечному обращению. Или о недавнем случае, более чем убедительно свидетельствующем о "приверженности" Азербайджана Женевским конвенциям: похищении гражданского лица, физическому и психологическому насилию над ним, публичному использованию в целях пропаганды, а затем жестокому убийству. Речь, конечно же, о 20-летнем Манвеле Сарибекяне, чей изувеченный труп был возвращен родным со следами пыток и издевательств. Этот вопиющий случай произошел спустя 16 с лишним лет после заключения соглашения о прекращении огня в зоне конфликта, но о Женевских конвенциях МИД АР и здесь, конечно же, предпочел не вспоминать.
Как известно, армянские стороны согласились на проведение оценочной миссии в районах НКР с условием, что аналогичная миссия состоится также в оккупированных районах Арцаха, в частности, Шаумяновском, части Мартунинского и Мартакертского. Через месяц в Арцахе и Армении будут отмечать 20-летнюю годовщину чудовищной по своей сути операции "Кольцо" – этнических чисток и насильственной депортации около 30 армянских сел именно в этих районах, осуществленных азербайджанским ОМОНом при поддержке советских войск. Подробности подготовки, проведения и последствий этого бесчеловечного по методам и целям акта государственного террора будут освещены в последующих статьях в "ГА", сегодня мы попытаемся посредством малой толики имеющихся официальных документов и свидетельств нейтральных источников напомнить МИД Азербайджана о том, как "соблюдались" Женевские конвенции при депортации гражданского населения ныне оккупированных районов Арцаха и как проводилось заселение покинутых коренными жителями селений.
Из доклада миссии ОБСЕ от 28.02.1992: "Особо серьезная эскалация имела место в апреле-мае 1991 года, когда Советская армия при участии подразделений МВД Азербайджана депортировала армян из многих деревень региона. Депортация проводилась с особой жестокостью". 1 мая 1991 года Сенат Соединенных Штатов Америки единогласно принял решение, осуждающее преступления, совершенные властями СССР и Азербайджана против армянского населения Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана. Учитывая, что "советские и азербайджанские вооруженные силы, нарушив признанные международные нормы, разрушили армянские села и депортировали армянское население из Нагорного Карабаха и окружающих его местностей", Сенат вынес решение "осудить нападения на невинных людей, женщин и детей в Нагорном Карабахе, прилегающих к нему армянских населенных пунктах и в Армении".
17 июля 1991 года движение "Демократическая Россия" выступило с заявлением, констатировав, что "мероприятия по разоружению армянских партизан (…) в реальности превратились в акции военного террора, направленные против армянского населения, результатом которых стала его насильственная депортация из ряда сел Азербайджана. Военный террор включает в себя продолжительный обстрел сел из танковых орудий, вертолетов, с использованием обычных и реактивных снарядов, захват заложников, кровавую расправу над армянской милицией". Из доклада правозащитного центра "Мемориал": "В домах по окраинам жители Чайкенда (Геташена. – М.Г.) обнаружили трупы десяти убитых жителей села, а также более десятка раненых. Среди убитых были женщина Минасян Рипсиме (около 80 лет), мужчины Ахумян Ванес (около 83 лет), Гянджумян Бениамин (75 лет), Сейранян Папик (84 года) - люди, в отношении которых заведомо нельзя предположить, что они являются членами вооруженных группировок". Тот же "Мемориал" сообщает об обращении с заложниками-армянами: "Их избивали прикладами автоматов, деревянными и железными прутьями, резали бритвами и ножами кожу лица и головы, прижигали тело зажигалками, вырывали золотые коронки изо рта. Задержанных силой заставили подписать заявление о желании выехать из Чайкенда (Геташена)". "Мемориал" свидетельствует также об обращении азербайджанского ОМОНа и сотрудников МВД с врачами, находящимися, согласно Женевским конвенциям, под особой защитой в ходе вооруженных конфликтов: "Врачи Г. В. Григорян, В. М. Хачатрян, С. А. Акопкехвян и журналист В. Р. Оганесян, задержанные 6 мая в Чайкенде и содержавшиеся в следственном изоляторе г. Гянджа, сообщили, что систематически подвергались избиениям и были свидетелями избиений других задержанных".
Приводя многочисленные факты насилия, убийств, мародерства, угона людей, грабежа имущества, пыток и издевательств над мирными жителями в ходе депортации армянских сел, "Мемориал" подчеркивает: "Факты депортации жителей армянских сел НКАО и творимого при этом насилия со стороны сотрудников азербайджанского ОМОНа признали на слушаниях, проведенных Комитетом Верховного Совета РСФСР по правам человека".
Московская газета "Коммерсант" в N21 за 1991г. сообщала: "Как бы ни были ужасны результаты депортации, они не могли удовлетворить ее вдохновителей. В Баку были недовольны темпами депортации, и руководство Азербайджана требовало еще более активных действий армии. 22 мая 1991 года в постоянном представительстве Совета министров Азербайджана в Москве состоялась пресс-конференция по предварительным итогам операции "Кольцо". Выступавший на ней член ЦК КП Азербайджана А. Даштамиров заявил, что "в ближайшее время из Карабаха необходимо будет выслать 32 тысячи человек". В газете "Бакинский рабочий" 14 июня 1991г. приводилась информация о том, что "в Геташене уже проживают 3000 азербайджанцев". Факт ускоренного заселения армянских сел подтверждался и в упомянутом заявлении движения "Демократическая Россия": "Правительство Азербайджана ведет организованное заселение покинутых армянских сел азербайджанцами и турками" (имелись в виду месхетинцы). Остается лишь добавить, что с начала осуществления операции "Кольцо" прошло всего полтора месяца…
Спустя буквально день после появления сообщения МИД его
пресс-секретарь Э. Полухов поспешил выступить с другим заявлением – о
том, что "после освобождения оккупированных азербайджанских земель
незаконно проживающие на этой территории люди должны будут покинуть ее".
Прежде всего не полуховым решать вопросы, связанные с
реинтегрированными территориями Республики Арцах и проживающими там
беженцами, в том числе наверняка и теми, кто в 1991-1992гг. подвергся
жесточайшей депортации из родных очагов. Заявление Полухова, надо
полагать, призвано продемонстрировать неизменность приверженности
"толерантного Азербайджана" политике этнических чисток и расправы с
армянами Арцаха. Чтобы кто-то невзначай не подумал, что бакинские власти
отныне решили помнить о международном праве и придерживаться его...