На первый взгляд, сегодняшняя
ситуация в Нагорном Карабахе не кажется принципиально отличной от той,
что была здесь год или два назад. Ведутся бесконечные переговоры в
рамках Минской группы и в трехстороннем формате (президенты России,
Азербайджана и Армении), апробированном еще в 2008 году. Все это время
от времени перемежается дискуссиями то ли о компромиссах, то ли о скором
наступлении мира, то ли о «сдаче» двух или трех районов, защищающих
безопасность непризнанной НКР. В свою очередь, слухи о приближении мира
чередуются с резкими всплесками милитаристской риторики и нарушениями
режима прекращения огня на «линии фронта» (как в Ереване, Баку и
Степанакерте без всякой политической корректности называют линию
соприкосновения конфликтующих сторон). За прошлый 2009 год было
зарегистрировано около 4300 таких нарушений разной степени тяжести. В
2008 году количество нарушений равнялось 3500, а в 2007 году- 1400. 2006
год по сравнению с последующими годами был прямо-таки мирным, было
зарегистрировано всего 600 нарушений.
Однако
более детальное рассмотрение динамики политического процесса вокруг
нагорно-карабахского конфликта позволяет говорить о том, что нынешний
этап урегулирования имеет ряд важных отличий от прошлых лет. Эти отличия
требуется зафиксировать, чтобы иметь более адекватные представления о
перспективах разрешения одного из самых старых и сложных конфликтов на
территории бывшего Советского Союза. Оговоримся сразу, мы поведем речь
не о простой геополитической арифметике (в первую очередь о резком
увеличении вооруженных инцидентов летом нынешнего года). С нашей точки
зрения, намного продуктивнее понять те процессы, в рамках которых такая
арифметика (за которой, увы, жизни людей) становится возможной.
Начнем
с того, что эта «горячая точка» на территории бывшего Советского Союза
резко выделяется среди других. Нагорно-карабахский конфликт был самым
интенсивным из вооруженных противостояний на постсоветском Кавказе
(начавшись в 1988 году как межреспубликанский, в 1991 году он перерос в
межгосударственный конфликт и продолжался еще три года). Именно в
Карабахе зафиксировано наибольшее количество жертв, беженцев и временно
перемещенных лиц по сравнению с Абхазией, Южной Осетией или
Приднестровьем. В Карабахе не осуществляется миротворческая операция по
разведению конфликтующих сторон (все держится на Соглашении о
прекращении огня, подписанном в мае 1994 года), а сами стороны разделяет
«линия фронта». Единственной посреднической силой здесь является
Минская группа, о неэффективности которой уже слагаются легенды. Самым
эффективным миротворческим достижением за все эти годы является
упомянутое нами майское соглашение от 1994 года.
Стороны
регулярно испытывают друг друга на прочность, и только региональная
гонка обычных вооружений (пока, слава Богу, не ядерных) является в
определенной мере стабилизирующим фактором. Отсюда и те опасения,
которые в последнее время появились в Армении по поводу возможной сделки
между Россией и Азербайджаном относительно продажи прикаспийской
республике комплексов С-300 Фаворит, которые могут серьезным образом
изменить конфигурацию безопасности в регионе (до сего дня Армения и НКР
компенсировали свое количественное отставание в авиации качеством
противовоздушной обороны). Однако пока такая сделка не стала реальностью
и многие ее стороны не прояснены до конца, зафиксируем промежуточный
вывод: в военном плане у Баку нет того решающего преимущества, которое
могло бы позволить нанести решительный удар в надежде на блицкриг.
Впрочем,
такая боязнь касается не только человеческих потерь, но и падения
имиджа власти, легитимность которой во многом держится на карабахском
факторе. В этой связи обострение ситуации здесь может повлечь гораздо
более серьезные последствия и для всего Южного Кавказа, и для СНГ в
целом. Однако рост вооруженных инцидентов летом 2010 года является, по
сути, всего лишь продолжением начавшейся несколько лет назад тенденции.
Ее можно определить как «разморозку» этнополитических конфликтов. Эта
«разморозка» привела в итоге к признанию независимости Абхазии и Южной
Осетии, а также к формированию нового статус-кво на Большом Кавказе.
Казалось
бы, в отличие от конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье или
на Балканах, нагорно-карабахское противостояние стало той точкой, где
позиции России и США за все годы, начиная с майского соглашения о
бессрочном прекращении огня 1994 года, не слишком серьезно расходились.
Обе стороны (каждая по-своему) были заинтересованы в сохранении
статус-кво и предотвращении «разморозки» конфликта. Более того,
применение Азербайджаном «грузинского сценария» по «разморозке
конфликтов» через радикальный слом статус-кво кажется проблематичным.
Против Грузии боролись два де-факто государства, которые поддерживала
Москва. В этой ситуации собственные интересы Абхазии и Южной Осетии, их
стремление к независимости либо попросту игнорировались США и ЕС, либо
рассматривались как ничтожно малые величины. Для Запада это был конфликт
России и Грузии со всем комплексом стереотипов (по поводу молодой
демократии и имперских происков). В этом противостоянии Грузия
воспринималась как агент Запада, которому прощались и «разморозки», и
отходы от демократии. В Нагорном Карабахе Азербайджан не только борется с
сепаратистами, но и противостоит Армении - признанному государству, у
которого есть мощная поддержка на Западе. Перечислять многочисленные
факты такой поддержки (начиная от финансирования социальных проектов НКР
Конгрессом США и заканчивая проектами с НАТО) можно долго, они всем
известны. Ни у абхазов, ни у осетин не было такой мощной лоббистской
поддержки в США и во Франции. Да, у Баку также появляются лоббистские
ресурсы. В Азербайджане у Запада есть серьезный интерес (особенно у
Великобритании, которая, в отличие от Франции и США, не замечена в
последовательном «армянофильстве»). Но при всем этом Азербайджан не
будет восприниматься, подобно Грузии, как «агент» Запада. Для Баку
Москва - опосредованный оппонент, а стратегический противник - Ереван.
Следовательно, при игре в «разморозку» здесь не будет «биполярной
модели». Тем паче, что непосредственно к НКР Москва не проявляет особого
интереса, не готова к его признанию и даже не рассматривает в
«абхазско-косовском контексте».
Сегодня Москва и
Вашингтон не хотели бы повышать «ставки в игре» на карабахском
направлении. Москве вполне хватает проблем в других точках Большого
Кавказа, а США увязли в решении проблем Большого Ближнего Востока (от
Ирана, Ирака и Афганистана до Турции и Палестины с Израилем). Однако и
те, и другие хотели бы улучшений с Турцией. Для Москвы это важный
экономический и политико-психологический сюжет. При крайней сложности и
противоречивости контактов РФ с ЕС и с США российско-турецкие отношения
развиваются по нарастающей. Уже в 2008 году Россия была самым крупным
партнером Турции с торговым оборотом в 38 млрд. долларов США, опередив
Германию, страну, бывшую до этого многолетним партнером Турецкой
Республики № 1. В 2009 году Анкару посещал премьер-министр России
Владимир Путин, в результате чего было подписано 15 межправительственных
соглашений и еще 7 специальных протоколов. Именно тогда глава турецкого
правительства Реджеп Тайип Эрдоган заявил о стратегическом характере
российско-турецкого сотрудничества. Только в мае нынешнего года в ходе
визита президента РФ Дмитрия Медведева в Турцию Анкара и Москва
договорились об отмене виз для поездок на срок до 30 дней. На фоне
многолетних (и пока, увы, бесплодных) переговоров между Евросоюзом и
Россией о безвизовом общении данное соглашение дорогого стоит.
Для
Вашингтона же окончательная потеря Турции как стратегического союзника
(до последнего времени в США его считали главным «мусульманским
союзником» и форпостом Запада в исламском мире) чревата слишком многими
издержками. Но Анкара крайне заинтересована в продвижении такой
нормализации с Арменией, которая соответствовала бы ее интересам. И
среди этих интересов фактор Азербайджана далеко не на последнем месте.
Как можно сделать Турцию более настойчивой в диалоге с США и РФ? И как
заставить заинтересованных в отношениях с ней партнеров быть
сговорчивыми в общении с Анкарой? Этого легче всего добиться
напоминаниями о себе. Не только посредством использования военной
риторики (которая уже всем хорошо знакома и успела порядком надоесть),
но и военными демонстрациями, которые уже выходят за грань фола.
Интересно отметить, что представитель МИД Азербайджана Эльхан Полухов,
комментируя инцидент в ночь с 18 на 19 июня, четко заявил о том, что
«Азербайджан никогда не смирится с фактом оккупации своих территорий».
Следовательно, в тактике Баку переговоры (такие, что прошли буквально за
день до нарушения режима прекращения огня в Санкт-Петербурге с участием
Дмитрия Медведева) будут перемежаться жесткими воинственными
заявлениями и теперь уже и военными демонстрациями силы.
Наверное,
сами по себе демонстрации силы не могут привести к новой войне. Но
более частое использование этого инструмента делает политику заложницей
не президентской, а сержантской воли. Это только в схемах военные
операции выглядят логичными и до конца выверенными. В реальности же на
«линии фронта» слишком многое решают эмоции и нерациональные поступки.
Полагаться только на них - значит, слишком многое ставить на кон.
Сергей МАРКЕДОНОВ
Политолог. Москва Источник: журнал "Аналитикон"
|