Последнее выступление турецкого премьера Эрдогана в ПАСЕ снова свидетельствует, что в нагорно-карабахском урегулировании фактически не три стороны конфликта, а четыре. Просто одна сторона до поры до времени пряталась, как ежик в тумане, но сейчас ей эта игра в прятки становится все более затруднительной. Именно об этом, не является ли Турция фактической стороной нагорно-карабахского конфликта, и был задан турецкому премьеру вопрос на сессии ПАСЕ. В том контексте, что именно на этот вывод наводят попытки Анкары увязать нормализацию армяно-турецких отношений с карабахским урегулированием.

ОТВЕЧАЯ НА ЭТОТ ВОПРОС И ПЫТАЯСЬ ОБОСНОВАТЬ, ЧТО ТУРЦИЯ СТОРОНОЙ КОНФЛИКТА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, Эрдоган не нашел ничего лучше, как снова вспомнить о 70 тысячах армян - граждан Турции, "права которых защищаются", и 40 тысячах армянских нелегалов, которых турки "благородно" не депортируют. По Эрдогану, все это свидетельствует о том, что турки не испытывают ненависти к армянам и Армении. Типично турецкая логика. Вот если бы армян вырезали, как в Сумгаите и Баку или как в том же Стамбуле в 1915 году, тогда да, а сейчас - ну какая Турция сторона конфликта?

Анкара всего лишь не ратифицирует подписанные цюрихские протоколы и не снимает блокаду Армении, поскольку Минская группа не урегулировала до сих пор карабахский конфликт. "Когда они найдут путь к решению проблемы, тогда и мы найдем путь к решению пограничной проблемы с Арменией. Однако если они не выполнят свои обязательства, тогда все будет сложно", - говорит блистательный турецкий премьер на сессии ПАСЕ.

Просто умничка. Самое удивительное, что Азербайджан очень воодушевлен заявлениями турецкого премьера, хотя на деле трудно представить, что еще мог сделать от себя зависящее турецкий премьер, чтобы поспособствовать очередной заморозке процесса нагорно-карабахского урегулирования. Процесса, который для Азербайджана имеет более важное значение, чем для Армении. Армения уже привыкла к турецкой блокаде и как-то свои проблемы решает. Можно надеяться, что после прошедшего российско-армянского межрегионального форума легче задышит и армянская глубинка. А неурегулированность нагорно-карабахской проблемы будет и дальше тяжким грузом висеть на шее Алиева...

ВСЕ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ПОСЛЕ ЗАЯВЛЕНИЙ ЭРДОГАНА ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЕРЕВАН И СТЕПАНАКЕРТ ИМЕЮТ ВСЕ ОСНОВАНИЯ еще более ужесточить свои подходы по карабахскому урегулированию. А точнее - вооружиться турецко-азербайджанской логикой ведения переговоров и соблюдения договоров.

Цюрихский опыт и последующие заявления турецкого премьера - прекрасный пример для Армении. В самом деле, если Анкара может подписать протоколы, в которых нет ни слова про Карабах, а затем отказаться их ратифицировать из-за неурегулированности нагорно-карабахского конфликта, то почему армянская сторона не может подписать соглашение с Азербайджаном, а затем, в полном соответствии с логикой Эрдогана, отказаться ратифицировать соглашение, поскольку Турция не признает Геноцид армян и не открывает армяно-турецкую границу? Кто-то может сказать, что в таком подходе меньше логики, чем в позиции турецкого премьера?

Кстати, доводить дело до подписания вовсе не обязательно. Если Эрдоган, наплевав на свои международные и двусторонние обязательства, так упорно связывает нагорно-карабахский конфликт с армяно-турецким урегулированием, то можно предложить международному сообществу включить в предполагаемое соглашение по Карабаху новые пункты: признание Турцией Геноцида 1915 года и открытие армяно-турецкой границы.

ЕРЕВАНУ НИЧЕГО НЕ СТОИТ ЗАЯВИТЬ В ДУХЕ ЭРДОГАНА: "Когда они (ОБСЕ, ЕС, ООН) найдут путь к решению проблемы признания Турцией Геноцида армян и открытия армяно-турецкой границы, тогда и мы найдем путь к решению проблем между Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Если же нет, тогда все будет сложно..."

Чем пользуется Турция, выставляя предусловия? Что позволяет Эрдогану откровенно игнорировать взятые на себя перед Арменией обязательства? Право сильного? Тогда выход один: усиливаться самим, помня, что в случае с нагорно-карабахским конфликтом право сильного на нашей стороне. Победивших в войне. Следовательно, ничего никому возвращать не надо, пока четвертая сторона конфликта не начнет выполнять свои обязательства перед Арменией.
 

Рубен МАРГАРЯН "Голос Армении"