Копты, потомки древних египтян и
прямые наследники культуры египетских фараонов, составляют на
сегодняшний день около 9% населения Египта. Точное число коптов
неизвестно. Предположительно, их насчитывается около 6 млн. Их может
быть и больше, но власти Египта - страны, преимущественно мусульманской
(последствия арабского завоевания VII века), - этим вопросом не
озадачиваются. Ещё около полумиллиона коптов насчитывается в Эфиопии.
Численность зарубежной коптской диаспоры составляет около 1 миллиона
человек, из них 100 тыс. в Соединённых Штатах и Канаде.
Большинство коптов принадлежат к Коптской православной церкви,
меньшинство (около 100 тыс.) - к Коптской католической церкви. Копты
всегда отличались ревностной приверженностью христианству, несмотря на
жёсткое давление мусульманского окружения. Так, копты практически не
представлены в высших эшелонах египетской власти. Единственным политиком
коптского происхождения с мировым именем был 6-й Генеральный секретарь
ООН Бутрос Гали (Бутрос – арабский вариант имени Пётр). В экономическом
секторе копты более успешны, что служит дополнительным поводом для
нападок на них. Тем более что копты традиционно занимают «неприличные»
для мусульман экономические ниши. Например, заведуют утилизацией мусора в
столице, где образовался целый коптский квартал – Город мусорщиков с
населением более 40 000 чел. Поскольку пищевые отходы идут на прокорм
свиней, мусульмане считают эту деятельность «нечистой», хотя она даёт
ощутимый по египетским меркам доход.
С уходом Хосни Мубарака с поста президента коптская община возлагала
большие надежды на будущее, поскольку предполагалось принятие новыми
властями закона о молельных домах, согласно которому процедура
регистрации коптских общин была бы облегчена и вводилась бы уголовная
ответственность за дискриминацию по религиозному и расовому признакам.
Однако этого не произошло. Напротив, из-за возникшего в результате
«арабской весны» вакуума власти египетское общество скатилось к ещё
большему радикализму. К примеру, международная религиозно-политическая
ассоциация «Братья- мусульмане» (в России запрещена как
террористическая) снискала ещё большие симпатии местного населения
своими антиправительственными лозунгами, а её представители на
парламентских выборах в декабре 2011 г. получили 40% голосов. Положение
коптов усугубляет недавняя смерть их духовного лидера Шенуды III –
Патриарха Александрийского и всея Африки. Этот пост Шенуда III занимал
более 40 лет – с 1971 г., и с его уходом Коптская православная церковь
оказалась обезглавленной. Найти достойную замену Шенуде III будет
нелегко, учитывая его колоссальный опыт, влияние в церковных кругах и
энергию, с которой он отстаивал идею межконфессионального диалога с
Антиохийской, Болгарской, Румынской православными церквами. Шенуда III
не отказывался от диалога с католиками и с Константинополем. В дни
тяжёлых для коптов испытаний, когда в 1970-х годах Египет вновь сотрясли
антикоптские выступления мусульманских радикалов, Шенуда III был
помещён под домашний арест по распоряжению Анвара Садата. Освободил его
уже Хосни Мубарак, да и то только через три года после прихода к
власти.
Самые тяжёлые времена коптская община переживала в 1940-1950-х гг. В
результате идеологического кризиса, помноженного на непрекращающееся
давление со стороны властей и призывы местных фундаменталистов принимать
ислам, только с 1946 по 1956 гг. отреклись от веры во Христа и стали
мусульманами около 50 тыс. коптов. В коптской молодёжной среде
отмечался тогда рост пренебрежительного отношения к священнослужителям и
вообще к церковным установлениям. Это объяснялось резким вторжением в
идеологическое поле государства принципов либерализма, светскости и
секулярного толкования общественно-политических процессов. Тогда коптам
удалось «повернуть время вспять», остановить духовный распад своей
общины, очистить церковные обряды от наносных и чуждых элементов,
занесённых в богослужебную практику в ходе попыток реформировать
копсткую церковную службу на протестантский лад. За прошедшие с момента
кризиса 40 лет нравственный авторитет православного коптского клира
значительно вырос, и факты обращения этнических коптов в ислам сегодня
немногочисленны. Огромные заслуги в этом принадлежат Шенуде III, который
обладал острым стратегическим мышлением. Именно под его руководством
Коптская православная церковь расширяет ареал своей деятельности,
стараясь не лишить духовного окормления зарубежную коптскую диаспору. В
США открываются коптские церкви, в Новой Зеландии, Австралии, Боливии и
Бразилии появляются коптские епархии.
Как сложатся отношения между коптами и новыми властями Египта теперь,
после смерти Шенуды IIІ? К сожалению, о тихой и спокойной жизни
многомиллионной коптской общины в Египте говорить не приходится. Копты
оказались заложниками в собственной стране и обречены на перманентный
конфликт с превышающими их по численности мусульманами. Несмотря на то,
что копты являются коренным, а не пришлым населением Египта и так же
как и другие египтяне трудятся на благо своей страны, на них смотрят
искоса. Тот же Шенуда III до принятия духовного сана участвовал в
арабо-израильской войне 1948-1949 гг. в качестве офицера-резервиста, но
это никак не повлияло на благосклонность государства к своим же
гражданам коптской народности. Растёт эмиграция коптов из страны. С
марта 2011 г. более 93 тыс. коптов покинули Египет и осели
преимущественно в США, Австралии и Канаде. Официальный Каир поощряет
коптскую эмиграцию, избавляясь таким образом от «нежелательных
элементов». В XVIII веке, например, при вторжении наполеоновских войск в
Египет исламские правители вознамерились уничтожить всех христиан в
стране как потенциальных союзников французов. К счастью, до этого не
дошло.
И сегодня, в веке XXI-м, периодические антихристианские погромы с
человеческими жертвами и сожжением церквей – унылый психологический
пейзаж коптско-мусульманских отношений. При этом официальные СМИ
выказывают поддержку радикально настроенной исламской молодёжи, как это
было во время «арабской весны» и прокатившихся тогда очередных
антихристианских погромов.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с Патриархом Шенудой
III преподнёс ему в подарок патриарший посох со словами: «Опираясь на
этот посох, вспоминайте, что у вас есть братья, на которых тоже можно
опереться». Очень важно, чтобы при решении коптского вопроса голос
России как самой крупной христианской державы звучал громче.
Владислав ГУЛЕВИЧ (Украина) http://www.fondsk.ru/news/2012/03/20/chto-ozhidaet-egipetskih-koptov-posle-konchiny-shenudy-iii.html
|