"Скажите,
а часовню тоже я развалил?" - именно эту ставшую уже давно крылатой
фразу я вспомнил, когда закончил читать случайно попавшую мне в руки
книгу об азербайджанском джазе, написанную лет 10 назад. Да, собственно,
не книга это, а то, что принято называть буклетом, вкладышем в коробку с
набором дисков. Но по роскоши и объему (почти 400 страниц) и по
поставленной задаче буклет явно претендует на серьезную музыковедческую
работу по истории джазового искусства в соседней республике.
ИЗДАНА ОНА НА ЧЕТЫРЕХ ЯЗЫКАХ - азербайджанском,
английском, русском и немецком и снабжена огромным количеством
фотографий. Под названием "Джаз в Азербайджане" вместе с двумя лазерными
дисками, этакой антологией, книга попала ко мне через Москву лишь в
копии. Судя по текстам (каждому музыканту посвящена отдельная статья -
всего тридцать одна), писали их разные по уровню образования, знанию
джаза, осведомленности люди. Хорошо, что на первой странице есть
редакторская статья, подписанная известным в Азербайджане музыкантом -
саксофонистом Раином Султановым, так что теперь по крайней мере я знаю,
кому обязан парочкой часов веселого чтения.
Что может заметить читатель при ознакомлении с изложенными историями?
Ну, во-первых, как и полагается, что Баку - это самый интернациональный
город в мире, что он самый передовой во всех сферах жизни, а его
коренные жители - самые лучшие, на зависть всем остальным жителям земли.
Во-вторых, оказывается, что, "несмотря на то что джазовая музыка
зародилась в начале ХХ века, в Азербайджан она попала очень быстро, и
уже в начале 30-х годов в элитарных кругах Баку ее стали слушать и
принимать как один из интереснейших жанров музыки". В-третьих, на полном
серьезе утверждается, что "западные музыканты, приезжавшие в Баку,
знали, что если они будут приняты в Баку, то успех во всех других
городах СССР им обеспечен", и что "Баку считался одним из трех городов
СССР, где всегда на высоком профессиональном уровне играли джаз". Далее
трагическим тоном сообщается, что "искусство Азербайджана оказалось в
тяжелом и бедственном положении, когда войска Армянской Республики
(именно так и написано - прим.автора), нарушив границу, начали войну за
исконно азербайджанские земли и захватили четверть территории
Азербайджана - Нагорный Карабах. Все это плохо отразилось и затормозило
процесс развития джаза в Азербайджане". И это в предисловии к антологии
своего джаза!
Но это еще цветочки. Книга изобилует стилистическими перлами
("Кулиев... по содействию Гаджибекова... направляется в Москву",
"личность, обладавшая руководительскими способностями", "яркий свет
прожекторов, сцена и зрители джаза настроили его на новые выступления",
"свою деятельность он направляет на поиски присущей ему синтезной
музыки"). Достаточно большое количество ошибок в написании имен
знаменитых на весь мир западных музыкантов, и даже Джордж Гершвин
превратился в "Г.Гершвина", не говоря уже о менее известных именах.
ЕЩЕ ОДНА ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ КНИГИ - ГИГАНТОМАНИЯ.
Так, например, почти все музыканты у них "мирового уровня", а
"известными на весь мир солистами" названы Бюль-Бюль, Рашид Бейбутов и
даже Шевкет Алекперова! Ну а смерть Рафика Бабаева так и вовсе "потрясла
всю мировую общественность". Хотя, я видел, правда, не в этой книге,
заявления еще похлеще. Так, горе-музыкальный критик Абульфат Адхем-заде
на страницах белорусского журнала "Джаз-квадрат" утверждал, например,
что во время выступления "принцессы джаза" Азизы Мустафа-заде в Праге
"чешские любители музыки плакали от счастья, радуясь возможности видеть и
слушать ее".
В книге много упоминаний о больших оркестрах Азербайджана с
перечислением всех музыкантов, игравших в них. Но вот незадача - если
верить книге, в этой самой интернациональной республике в джаз-оркестрах
играли только представители титульной нации. Ну, есть парочка русских
фамилий. И, как вы догадываетесь, ни одной армянской. И, конечно,
рассказывая об ансамбле "Мелодия", в котором в разное время играли два
азербайджанских музыканта, забыли написать, что принял их в оркестр
Георгий Гаранян, который все годы существования ансамбля руководил им.
Конечно, опять "забыли" упомянуть, что в квартете того же Рафика Бабаева
играли Юрий Сардаров, Михаил Петросов, Александр Ходжабагиров, а в трио
Вагифа Мустафа-заде - Аркадий Дадашьян, по мановению волшебной палочки
превратившийся в А.Дадашева... Правда, составители слегка
опростоволосились, недоглядели - "выпустили"-таки на страницы книги
легенду советского джаза, бывшего бакинца саксофониста Владимира
Сермакашева. То ли не знали сами, то ли надеялись, что все остальные не
знают, что настоящая фамилия его Тер-Маркосян...
Тут же опять присутствует леденящее душу повествование о смерти
Рафика Бабаева, который "стал жертвой кровавого террора, учиненного
армянскими террористами", которое гуляет из статьи в статью, из книги в
книгу. Тут и рассказ о том, что этот замечательный музыкант "играл в
группе, которая в конце 50-х годов гастролировала с успехом по СССР",
при этом опять-таки "забыв" упомянуть, что группа эта базировалась в
Ереване, состояла на 99% из армянских музыкантов, и аккомпанировала она
Жаку Дуваляну.
НО САМЫЙ ЛЮБОПЫТНЫЙ РАССКАЗ - ОБ ОДНОМ ИЗ ПЕРВЫХ ДЖАЗОВЫХ
саксофонистов Баку, Пярвизе Рустамбекове. Я охотно верю автору статьи,
что он был очень хорошим музыкантом. Но вот о его смерти написано уж с
очень смешными комментариями. Итак, цитирую: "В 1949 году Рустамбекова
арестовали с санкции военного прокурора войск МВД по Азербайджанской
ССР, майора юстиции Айрияна" - за низкопоклонство перед Западом. Через
несколько месяцев Рустамбеков скончался во внутренней тюрьме МГБ. В 1957
году мать Рустамбекова обратилась в КГБ с просьбой дать разъяснения по
поводу ареста и смерти сына. Опять цитирую: "Дело было поручено старшему
следователю комитета капитану Арутюнову, который написал, что оснований
для пересмотра решения "особого совещания" нет, и считает, что приговор
должен быть оставлен в силе. Это была неприкрытая, наглая линия
Арутюнова и его соплеменников, внедрившихся в органы безопасности
республики и использовавших недозволенные методы для истребления
талантливых представителей интеллигенции Азербайджана".
То есть в середине 40-х годов в КГБ Азербайджана были внедрены армяне
специально, чтобы остановить развитие джаза в Азербайджане. Оригинально
придумано и лихо закручено! Эта версия настолько немыслима и, простите,
глупа, что вызвала отрицательную реакцию не только у представителей
нашей республики, но и у ведущего автора и музыковеда белорусского
журнала "Джаз-квадрат", куда для рецензии была послана эта книга с
дисками. После общей оценки книги Леонид Аускерн пишет: "Покоробило
педалирование автором очерка темы национальной принадлежности тех, кто
погубил Рустамбекова и мешал восстановлению его доброго имени. Среди
палачей в погонах НКВД-МГБ, как и среди их жертв, хватало и армян, и
русских, и азербайджанцев, и евреев...". Нормальная реакция нормального
человека.
Когда я читаю подобное, всегда пытаюсь догадаться, что еще
выдумают и учудят наши соседи, куда еще может завести людей ненависть и
наглость.
Армен МАНУКЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20380/culture/25469/
|