Суббота, 20.04.2024, 16:30

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2013 » Март » 7 » ЧЕМОДАННЫЙ СИНДРОМ
11:17
ЧЕМОДАННЫЙ СИНДРОМ

 В отсутствие социальной защищенности

В начале 90-х годов то и дело можно было слышать разговоры об отъездах на время или навсегда. Обсуждалось, как, где можно переждать, пересидеть, а может быть, плюнуть, перечеркнуть все, уехать и начать сначала. Даже людям закаленным, прошедшим все испытания эпохи, трудно было преодолеть безысходность, испытание тьмой, утешать себя мыслью о завтрашнем всеобщем благоденствии. И многие уезжали. Мы потеряли огромное количество творческих деятелей, струнников и пианистов. Падал престиж профессии. В результате сегодня многие армянские артисты играют и преподают за пределами страны - дома они оказались невостребованными. Казалось, со временем этот поток уезжающих прекратится. Но, увы... Среди творческой молодежи все еще превалирует чемоданное настроение.

В советские годы, если кто застревал за границей, скандал поднимался неописуемый. Уехавшего провожали грозными статьями, а того, кто давал выездные характеристики, таскали по всем инстанциям. Сейчас другая крайность. Уезжают при полном равнодушии тех, от кого зависит их судьба. Уезжают потому, что нет правовой и социальной защищенности. Уезжают, стремясь избавиться от административного и цехового произвола, от унизительной бедности, назвать которую материальным положением можно только из вежливости.

Положение становится поистине катастрофическим: у тех, кто оставляет страну сегодня, уже нет громких имен. Значит, за рубеж пошел "второй эшелон". Мы докатились до того, что в наших оркестрах появился дефицит артистов, играющих на духовых инструментах, - валторнистов, фаготистов... Недавно филармонический оркестр весьма своеобразно решил эту проблему - восполнил пробел иностранными артистами. Только вот вопрос: как они оплачиваются? Если так же, как наши оркестранты, то их это вряд ли удержит, а если значительно выше, то... это не может не дискредитировать собственных артистов.

Та же проблема имеет место и в оркестре Оперного театра, о чем мы неоднократно писали. А между тем она вполне разрешима: можно же сделать так, чтобы классы фагота, валторны, гобоя в консерватории для пользы дела в виде исключения сделать бесплатными в этом году, чтобы абитуриенты, у которых нет денег, пошли бы на эти места... Но приоритет в этом вопросе решен только в пользу народных инструментов. Так что посторонись, так называемая серьезная музыка!

Давно уже стало аксиомой, что наше время, помпезно названное временем реформ и возрождения, среди творческих людей вызывает все больше скепсиса, иронии, а то и сарказма. Все чаще с болью произносим китайский афоризм: "Не дай вам бог жить в эпоху перемен"...

Сегодня многие чувствуют себя обманутыми или, скорее, ненужными. Переориентация системы ценностей - от духовности к материальному благополучию - многих загнала в тупик. Предполагали ли мы когда-нибудь, что свобода, которую так долго ждали, обернется "берлинской стеной" для нашего общего культурного пространства. Думали ли мы, что в новом "демократическом" обществе проблемами нашего искусства некому будет заниматься? И это заставляет усомниться в перспективности избранного жизненного пути. Рынок, что и говорить, необходим. Но рыночная идеология, по определению известного ученого, "это страшная вещь". Она-то и стала у нас правящей, можно сказать, государственной, в жертву которой приносится все: все ценности, все идеалы, духовность, высокая культура. Именно эта идеология способствует превращению "хомо сапиенс" в "хомо экономикус" - человека мыслящего в человека рыночного. Наше национальное сознание просто травмировано. Сейчас мало кто из студентов стремится к глубоким знаниям. И проблема здесь не в экзаменах, а в том, как молодые люди устраиваются на работу. Многие из них уже усвоили "истину", что важнее не знания, а связи, социальное и материальное положение родителей. Несомненно, среди окончивших вузы есть немало талантливых молодых людей, получивших профессиональные знания, способных в будущем составить интеллектуальную элиту своей страны, но нет на них потребительского спроса и... они растворяются в плотных слоях атмосферы. Катастрофическое уменьшение интеллектуальной элиты уже привело к ухудшению качества населения, а это, естественно, негативно отражается на всех сферах жизни.

Как, ты еще здесь?

Этот традиционный вопрос наших музыкантов (так они шутят, встречаясь) все еще остается актуальным. И никому не приходит в голову, что нельзя все время подбрасывать в сознание отрицательные эмоции, нельзя выстраивать систему ценностей, в которой наивысшая - жизнь за рубежом. Но ведь есть такие понятия, как страстная привязанность к своей земле, чувство долга. И слово "патриотизм", затасканное и искалеченное, не выражает того, что чувствуют те, кто живет и работает здесь, кто хочет здесь быть действующим лицом сегодняшней истории.

В заблуждениях относительно рая за рубежом во многом, как мне кажется, виноваты и наши бывшие соотечественники. Приезжая в гости к своим, кто-то из них обязательно распустит перья, хвастаясь своими немыслимыми достижениями (не важно, что выступает в основном в клубах или ресторанах), благополучной жизнью вдали от родины. Потом упорхнет залетным мотыльком, оставив всех в раздумье: а что же мы, дураки, сидим в этой дыре? Раз уж Погос "там", то мы, такие талантливые и умные, через пару лет будем уже на вершине славы.

Лет через 5-6 некоторым удастся достичь какого-то определенного результата. Но в основном талантливые артисты так и остаются на всю жизнь маникюршами, музыканты - работниками бензоколонок, а ведущие инженеры - рядовыми рабочими. Так что выражение "все умные уже уехали", подхваченное желающими последовать их примеру, не соответствует действительности. Умные уезжают и становятся там глупее, ибо научные работники, ставшие дворниками, неизбежно деградируют.

Возникает вопрос - что же делать? Во-первых, как мне кажется, надо не на словах, а на деле поднять роль творческой интеллигенции. Потребуется, конечно, и некоторая смена ориентиров. У нас ведь до сих пор труд квалифицированных специалистов - ученых, музыкантов, профессоров (особенно консерватории) оценивается крайне низко, хотя во всем мире труд оценивается пропорционально его социальной значимости. Жутковато становится, когда оглядываешься вокруг: обнищание большей части интеллигенции, катастрофическое падение нравственности и очерствение душ. Якобы исходя из интересов народа любой чиновник может судить о вещах, ничего решительно не понимая в той области, которая дана ему в управление. Ни знания, ни опыт, ни мастерство, ни талант, ни успех не могут защитить человека от бредовых идей этих "носителей народных интересов". Те, у кого сейчас власть и кто понимает важность этой проблемы, должны пойти на волевое решение.

Искусство - тоже капитал

И еще один момент, который всегда упускается нашими властями предержащими. Это осознание того, что искусство - тоже капитал. Если бы вопросами культуры занимались люди компетентные, то наш научный и творческий потенциал приносил бы республике и огромные финансовые доходы.

Сегодня главное - вернуть достоинство человека в реальное измерение. Как показал опыт последних десятилетий, неспособность государства платить по счетам оборачивается безответственностью деятелей культуры (и учреждений) перед государством. Может быть, при нынешнем кризисном (а когда оно было не кризисным?) положении в экономике страны стоит отобрать оптимальное количество учреждений, без которых само существование национальной культуры окажется под угрозой. Стоит ли долго раздумывать, когда надо выбирать, например, между Оперным театром и проведением очередного помпезно-парадного мероприятия? И утверждение о том, что не дали денег культуре, потому что другим они нужнее, - полный абсурд. Ведь по-прежнему славу Армении сегодня, как всегда, определяет способность к творчеству.

Что упущено?

За последние годы Министерство культуры и творческие союзы могли бы установить контакты с крупнейшими культурными центрами - больше участвовать в фестивалях, концертах, явить, как говорится, миру свое лицо. Знание культуры нашего народа за рубежами Армении намного облегчило бы и усилия наших политиков. Конечно, в последние несколько лет в этом направлении предпринимаются какие-то усилия, но этого недостаточно.

В разных уголках мира мы могли бы иметь свои культурные центры, которые занимались бы пропагандой нашего искусства, и Армению узнали бы не только по землетрясению или войне в Карабахе. При нормальном функционировании координаторами этих мероприятий могли бы стать творческие союзы и Министерство культуры. К сожалению, до сих пор еще делаются первые неуверенные шаги.

Если будет систематизирована пропаганда национального искусства за рубежом (естественно, этим должны заниматься государственные структуры), то, как убеждал композитор Врам Григорян в одном из своих интервью, каждый уважающий себя художник охотно отдаст на эти цели часть своего гонорара. И это составит материальную базу нашего искусства. То есть надо идти от искусства к спонсору, а не от спонсора к искусству. К тому же люди творчества перестанут быть тяжелой ношей для государства.

А что происходит сегодня? Многие деятели искусства, испытывая трудности, приватно - каждый для себя - ищут спонсоров. Среди них немало дилетантов, авторов низкопробных произведений, пропаганда которых даже в рамках диаспоры не делает чести нашему национальному искусству. А между тем Армения обладает большим потенциалом творческих работников. Но, как правило, талантливые люди не защищены. Группировки в творческих союзах и эгоизм некоторых руководителей добавляют свою долю дегтя. Сегодня многие творческие союзы потеряли свое лицо, свой пульс и нуждаются в реанимации. Творческому человеку нужна организация, которая брала бы на себя ответственность за талант. А наши организации не в состоянии решать подчас даже свои внутренние проблемы.

Если союз не может выйти на мировой рынок и принести своему народу определенные дивиденды, кому нужна такая организация? Быть во главе крупной организации - значит быть не только умным и талантливым, но и человечным, проницательным и объективным, а главное, действенным. Все это требует гигантских нравственных усилий. Нередко мы говорим о бюрократизме тоталитарного времени. Но бюрократизм и демагогия характеризуют и некоторых нынешних руководителей от искусства, не понимающих, к каким катастрофическим последствиям может привести падение культуры. За нынешнюю массовую миграцию людей искусства мы еще долго будем расплачиваться. Уже сегодня очевиден низкий уровень преподавания во многих вузах. Как мы допустили, что один за другим исчезли целые творческие коллективы? Без общения с мировой культурой не может появиться интеллектуальный опыт, не рождаются стимулы к творчеству. Да и талант трудиться, несмотря ни на что, утрачивается. Все это наполняется реальным смыслом только тогда, когда заложены основы, определены цели. А для этого нужна созидательная работа.

Наталия ГОМЦЯН

http://www.golosarmenii.am/ru/20376/culture/25237/

Просмотров: 436 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024