Если в политике
действительно ничего случайного не бывает, то в контексте этого
последовательность двух событий последних дней дает повод для серьезных
размышлений. Еще не улеглись страсти вoкруг возможности поставок Россией
зенитно-ракетных комплексов С-300 Азербайджану, когда стало известно о
другом, столь же неожиданном шаге России. Как передает агентство
«Интерфакс», правительство России представило президенту Дмитрию
Медведеву предложение о внесении поправок в договор о размещении военных
баз, согласно которому Армения и Россия намерены подписать протокол о
продлении по меньшей мере на 49 лет размещения российских военных баз в
Армении. Кроме того, в проекте написано следующее: «Договор
автоматически продлевается на следующие пятилетние периоды времени, если
каждая из сторон не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного
срока в письменном виде не сообщит о своем намерении расторгнуть
договор». Затем следует самое интересное. Предусматривается, что
российские войска, помимо функций, исходящих из интересов РФ, совместно с
армянскими войсковыми соединениями должны защищать безопасность
Армении. Для достижения этой цели, согласно проекту, Россия должна
оказывать содействие Армении и предоставлять ей современные боеприпасы и
военную технику. Эта информация пока
не получила своего прямого подтверждения ни из официальной Москвы, ни из
Еревана. Есть предположения, что окончательный текст документа будет
представлен в рамках предстоящего в ближайщее время саммита ОДКБ, а в
случае его ратификации – в ходе намеченного в середине августа визита
президента РФ Медведева в Ереван. Несмотря
на то, что между РФ и РА 29 августа 1997г, был подписан договор о
дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, этим протоколом российская
сторона берет на себя дополнительную юридическую и политическую
ответственность. Однако это лишь одна, видимая сторона перспективы. Есть
также другая, более сложная, запутанная и пока неопределенная сторона,
удерживающая от поспешных выводов. Если этот факт действительно
подтвердится и соглашение будет достигнуто, то это во многом отразится
не только на армяно-азербайджанских отношениях, но и на
военно-политическом балансе на Южном Кавказе в целом. Поскольку Россия
является одной из стран-посредников в карабахском вопросе, это решение
Москвы может быть оценено Баку как открытое содействие армянам, а это не
может остаться без ответа. Определенное отношение выразят также другие
соседние страны. Например, грузинам эта весть уже причинила
беспокойство: они утверждают, что русские поведут себя с армянами так,
как повели с ними. Что касается
практических возможностей 102-ой российской военной базы, то следует
отметить, что Армения, согласно договору, не получает плату за
предоставленную ей территорию, на которой, как передают официальные
источники, дислоцированы около 100 танков, 300 бронемашин и более 4000
солдат. И теперь фактически получится так, что наша страна может не
только надеяться на имеющийся арсенал и военный контингент, но и
прибавить к этому то, что обещает новый договор. Согласно этим новым
изменениям, Армения в случае войны может использовать размещенные в
Гюмри зенитно-ракетные комплексы С-300. Разумеется, этот пункт проекта
дал повод многим утверждать, что Россия такой ценой готовит почву для
ублажения Армении и продажи Азербайджану двух ЗРК С-300, за что получит
$600 млн. Но эта версия также требует подтверждения. Как бы то ни было, уже можно констатировать, что
случившееся беспрецедентно, и предпосылки для его воплощения в жизнь
вполне реальны, Другой вопрос, как общественность воспринимает такой
поворот. Как и следовало ожидать,
мнения разделились. Одна часть считает, что это – явный показатель
углубления армяно-российского сотрудничества, что изменения
свидетельствуют о перемещении военно-политического сотрудничества двух
стран на более высокий уровень. По их словам, повысятся качество и
гарантии безопасности Армении, что, в свою очередь, положительно
скажется на укреплении стабильности в регионе. По договору, повысится
место и роль Армении в ОДКБ, укрепится оборонная система республики, что
положительно отразится на развитии военно-промышленного комплекса РА.
Наконец, таким образом будет положен конец спорам о том, будет ли
армяно-российский военый союз жизнеспособным, или же РА подвергнется
агрессии других стран. У
проекта-соглашения и вышеперечисленных точек зрения нашлись также немало
оппонентов: они уверены, что в условиях резко меняющихся политических
событий подобное глубокое сближение ни к чему хорошему не приведет.
Сколь бы важными ни были армяно-русские отношения, они, согласно
пессимистам, носят сдерживающий характер, что приводит к ограничениям
экономического и политического развития. Наконец, в качестве главного
аргумента они задают вопрос: «Если начнутся военные действия на
подконтрольных НКР территориях, то, с учетом современных условий и
методов ведения войны, как будут российские ВС обеспечивать безопасность
Армении всеобъемлющим образом-» Но это
всего лишь начало. Вопрос настолько всеобъемлющий и многослойный, что
еще будут написаны сотни страниц обоснований и контраргументов,
прозвучат мысли о согласии и возражениях, будут наблюдения с точек
зрения интересов и принципов. В свою очередь, власти Армении, прежде чем
ратифицировать какой-либо документ на столь длинный период времени,
тщательно обдумают этот вопрос И только одно за это время останется для
всех сторон неизменным и неоспоримым. Это – будет неизбежность новых
реалий.
Арман ВАГАНЯН "Национальная идея"
|