Со смертью Усамы Бен
Ладена и дезорганизацией «Аль-Каиды» умеренные мусульмане должны были
договориться очистить политический ислам от экстремистов. Но спустя два
года ислам экстремистского толка вернулся с желанием отмщения.
Не
надо быть революционным поэтом, как Фаиз Ахмад Фаиз (известный
пакистанский поет, 1911 – 1984, деятель революционного движения,
сторонник Коммунистической партии Пакистана – прим. переводчика), чтобы
взглянуть на события в мусульманском мире и посетовать на обещания
ложных надежд – так, как он делал во время борьбы за независимость
Индии.
Всего лишь два года назад примерно в это время «арабская
улица» оказалась на пороге свершения демократической революции, которая
должна была очертить контуры ислама в 21-м веке. Ислама, который
совместим с демократическими ценностями, такими как свобода слова и
толерантность.
Со смертью Усамы Бен Ладена и дезорганизацией
«Аль-Каиды» умеренные мусульмане должны были бы очистить сильно
подпорченный политический ислам от экстремистов. Малоприглядное зрелище
молодых мусульман с их смартфонами и айфонами, разглагольствующих о
страстном желании перемен и настаивающих на радикальном разрыве с
прошлым, загипнотизировали мир. Даже ярые исламофобы были вынуждены
перестроить свои любимые теории об исламе.
Все приветствовали
запоздалый момент просветления ислама – то бурное время, когда даже
незначительный уличный протест оценивался как знак мусульманского
пробуждения. Хвалебные стихи Уильяма Вордсворта (английский
поэт-романтик, 1770 – 1850 – прим. переводчика) в адрес французской
революции можно было бы применить и к «арабской весне».
Собственного производства
Тем
не менее, все это, кажется, случилось так давно... Старый зловещий
облик ислама, вновь представленный экстремистами, снова вернулся для
мести. Джихадисты опять захватили преимущество в битве за душу ислама.
На самом деле было бы точнее сказать, что, сами того не желая, умеренные
мусульмане растеряли завоевания, столь быстро полученные в бурные дни
2011 года.
Несколько революций в современной истории закончились
достаточно плохо и были жестоко уничтожены собственными детьми. Сегодня
большая часть мусульманского мира находится в худшем положении, чем
раньше, терзаемая сектантским насилием и представляя собой бурлящий
котел ненависти и фанатизма. И главное в этом мире то, что «Большой
дьявол» на этот раз не имеет ничего общего с тем, что там происходит.
Нет ни Джорджа Буша, ни Тони Блэра. Америка в самом деле
дистанцировалась от мусульманского мира, даже несмотря на риск
охлаждения отношений с некоторыми из своих европейских союзников.
Возрождение враждебности
Неразбериха
и разброд – дело рук самих мусульман. Это и есть «Большой дьявол»,
изнутри которого изливается порча. Ислам находится в состоянии войны с
самим собой, которая бушует одновременно на нескольких уровнях: между
умеренными и экстремистами, между шиитами и суннитами, между
прозападными (Саудовская Аравия и ее союзники в Персидском заливе) и
антизападными (Иран, Ливан, Сирия) мусульманскими державами.
Пожалуй,
впервые с момента возникновения политического ислама в его нынешней
уродливой форме в прошлом веке целью ненависти является не Запад. Это,
прежде всего, – внутримусульманское столкновение. Как воины, так и их
цели являются исконными мусульманами. В основном это война мусульман с
другими мусульманами, в которой христиане часто попадают под
перекрестный огонь.
Одним из наиболее тревожных аспектов становится возрождение
кровавых столкновений шиитов и суннитов. Ирак, Египет, Ливан, Сирия, все
эти страны были втянуты в круг насилия мусульман над мусульманами, при
этом католическо-протестантской раздор в Северной Ирландии выглядит
просто детской игрой.
Только в Ираке в 2013 году были убиты более
6 тысяч человек в шиитско-суннитских столкновениях – по сообщению
Би-би-си «столько смертей там не видели с 2008 года». В Западной Азии
при этнических чистках шииты вынуждены бежать из районов, где
преобладают сунниты, и наоборот. Регион наводнен беженцами обоих течений
ислама, не имеющими ни гражданства, ни дома, что повышает угрозу
кризиса, подобного палестинскому.
Считается, что более трети
населения Сирии было вытеснено с мест своего проживания, что привело к
эффекту домино во всем регионе Западной Азии. В Ливане присутствие
суннитских беженцев оказало давление на и без того хрупкий
межконфессиальный баланс. Напряженность подпитывается шиитской
вооруженной группировкой «Хезболла», которая активно поддерживает
президента Сирии Башара Асада, являющегося шиитом из алавитов. И все это
происходит с благословения шиитских и суннитских режимов, отстаивающих
интересы своих религиозных общин.
Это опосредованная война
шиитских Ирана, Ирака и Сирии с одной стороны, и Саудовской Аравии с её
суннитскими союзниками – Катаром и другими. Свержение правительства
Мохаммеда Мурси и гонения на «Братьев-мусульман» не имеют ничего общего с
защитой Египта от исламского экстремизма или для поддержания светского
государства и демократии. Это Саудовская Аравия играет суннитскими
мускулами, как она делала, когда помогала подавить зарождающееся
восстание в Бахрейне. (Чтобы избежать впечатления некоторой
пристрастности позвольте мне заявить, что я – суннит).
Лишенные
руководства «революционеры» с площади Тахрир были жертвой широкой
квазирелигиозной борьбы между главными мусульманскими державами за
господство. Вместо того, чтобы создать повестку дня для «нового» Египта,
они оказались в услужении другим в достижении их целей. Для начала
армия использовала их, чтобы избавиться от Хосни Мубарака, выставив себя
в качестве защитницы революции, чтобы затем подавить
«Братьев-мусульман», которые, как единственная организованная
политическая сила в стране, представляли угрозу её влиянию.
Потерпевшая
неудачу «арабская весна» – это наглядный урок в том, как нельзя
организовывать революцию. Вопреки романтическому представлению о
стихийной революции, она на самом деле – холодный зверь, которому
необходимо надежное руководство, высокий уровень организации,
согласованная идеология и четко продуманный план на будущее. Вместо
этого то, что мы видели на «арабской улице», было только идеализмом и
гневом. Ни руководства, ни организации, ни альтернативного сценария.
Это
позволило всевозможным элементам с их собственными целями – армии,
изворотливым диссидентам в стране и за рубежом, а также экстремистам –
вмешаться в ситуацию и перехватить инициативу. Единственное исключение –
это Тунис, где после первоначального хаоса хорошо организованная
умеренная исламистская партия «Ан-Нахда» оказалась в состоянии
обеспечить какое-то подобие стабильной демократической альтернативы.
Незащищенность христиан
А как насчет легендарного уважения ислама к другим конфессиям?
Наблюдается
угрожающий рост насилия против христиан с нападениями на церкви, дома и
предприятия христиан без какого-либо очевидного повода. В Египте
небольшая по численности община христиан-коптов живет в страхе после
серии терактов, совершенных предположительно сторонниками
«Братьев-мусульман». Сотни церквей и другие объекты имущества,
принадлежавшие христианам, были уничтожены или разграблены потому,
видимо, что коптский папа Тавадрос II выступил в поддержку военных
правителей. В Сирии христиане подверглись нападению со стороны
антиасадовцев, обвинивших их в поддержке его режима.
Христиане всех стран Западной Азии чувствуют себя неуверенно и
живут в атмосфере страха. Есть сообщения о массовом «христианском
бегстве» из региона, причем утверждается, что почти треть из бежавших
была из Сирии. Преследуемые христиане не являются западными экспатами;
они не представляют интересы Запада. Они исторически селились общинами –
как и арабы-мусульмане – с точки зрения их исторических корней в
регионе. Понятно, что существует глубокая озабоченность будущим
христианства в краю его рождения.
Принц Чарльз, один из немногих
на Западе высокопоставленных друзей мусульман, проделавший большую
работу по содействию диалогу между мусульманами и христианами, высказал
разочарование происшедшим. Он заявил недавно в Лондоне, что потратил 20
лет в попытках «построить мосты между исламом и христианством, чтобы
развеять невежество и непонимание». Но эти мосты теперь «были намеренно
быстро уничтожены теми, кто кровно заинтересован в этом».
Он призвал мусульман, иудеев и христиан объединиться в «возмущении» против поворота событий в регионе.
Помимо
разочарований в фальшивом «арабском рассвете», однако, существует и
более широкая проблема «кризиса среднего возраста», с которым
сталкивается ислам в месте его рождения. Учитывая его регрессивную
траекторию, либеральные мусульмане будут правы, если побеспокоятся об
образе, в котором ислам выходит из этого кризиса. Он не сулит нам ничего
хорошего.
http://inosmi.ru
|