Вторник, 16.04.2024, 10:27

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Апрель » 2 » АЗЕРБАЙДЖАН И ВОЙНА
18:33
АЗЕРБАЙДЖАН И ВОЙНА


Азербайджанская психология, имеется в виду тюркоязычное население Южного Кавказа, на протяжении последних 120 лет складывалась под сильным влиянием иждивенческих настроений, то есть, при устойчивых установках в части помощи и поддержки Турции, с чем вынуждены считаться и Россия, и все другие недруги Азербайджана. Эта «фундаментальная» установка, которая существовала с конца 19 века, стала базой не всегда осознанных протурецких настроений и оставалась стержневым приоритетом азербайджанцев в советский период.
 
Азербайджанцы никогда не рассматривали карабахскую войну и вообще противостояние Армении как некую самодостаточную доктрину и всегда ожидали помощи со стороны Турции, в той или иной форме. При этом, понятие помощь или поддержка оставались не вполне осознанными, и в Баку всегда предполагали непосредственное участие Турции в войне, которую ведет Азербайджан. Турция предпочитала растягивать время и внушать лидерам Азербайджана, что «еще не пришло время», «все еще есть шансы решить проблемы без войны». Во времена Т.Озала и С.Демиреля Турция так и не подала Азербайджану более-менее убедительных надежд о решительной поддержке, хотя в 1998 году С.Демирель и Г.Алиев определили формат будущих отношений и место карабахской проблемы в турецко-азербайджанских отношениях. Ставка была сделана на усиление блокирования и изоляцию Армении, при росте финансовых доходов Азербайджана, сооружении «обходных» дорог и коммуникаций, экономической и политической «вербовке» государств региона, наращивания лоббинга и других действий. Важнейшей составляющей давления Азербайджана и Турции по карабахской теме явилось наращивание вооружений, которая превратилась в гонку вооружений в регионе, в которой, кстати, участвует и Грузия, и Армения, и Иран, и Россия, и Турция. Однако, как и прежде, Азербайджан не представляет себе возобновление войны с Арменией без соучастия Турции, без ее масштабной поддержки.
 
В политике Азербайджана многое происходило и происходит по намеченным планам, и вокруг Армении создается некая система изоляции и блокирования, приобретается военная техника, Турция в полной мере включена в антиармянские действия на международной арене. Вместе с тем, многое в усилиях Азербайджана и Турции оказалось тщетным, и не принесло ожидаемых результатов.
 
Турция так и не приняла решений о целесообразности своего непосредственного участия в войне против Армении, даже в ограниченном формате. Турция испытывает большие трудности в экономической, внутри- и внешнеполитической сферах, далека от решения своих наиболее важных проблем с США, с ведущими европейскими государствами, с государствами Ближнего Востока, в части своей региональной политики. Поставленные задачи обретения «нового» более значимого статуса требуют совершенно иной внешней политики, и любое включение в региональные конфликты, тем более, против Армении, в лучшем случае усилит изоляцию Турции. Надежд на вступление в Европейский Союз у Анкары более не остается, но это вовсе не означает возможность игнорирования ею мнения и позиций международного, тем более, Западного сообщества. Напротив, изолированная и блокированная Турция, что сложилось в результате политики США, Европы и ведущих государств Ближнего Востока, стала более нуждаться в позитивном имидже. Но главные риски заключаются в возможном военном столкновении в Черноморско-Кавказском регионе, прежде всего, с Россией, при крайне неблагоприятной для Турции реакции Ирана.
 
В Баку этого не могут не понимать, тем более, азербайджанскими руководителями были буквально истерически восприняты «авансы» Турции по вопросу открытия турецко-армянской границы. В Азербайджане, где возникли группы образованных людей иной формации, стали переосмысливать политику и позицию Турции, которая теперь воспринимается как государство с более сложными целями и задачами, использующее отношения с Азербайджаном для решения своих проблем. Скорее всего, азербайджанцев ожидают еще большие разочарования, но это может возникнуть только в результате определенного распада внешнеполитических амбиций, а этот распад непременно наступит. В Баку продолжают удивляться тому, что Россия и Иран, якобы, развивая отношения с Турцией, не собираются «входить в понимание» проблемы Азербайджана и продолжают поддерживать Армению, причем в стратегических аспектах. В Азербайджан все более приходят не совсем понятные новости из Турции, когда выясняется, что турецкое общество - вовсе не сплошные симпатизанты Азербайджана, и состоит оно из многих различных политических, общественных и этнических групп, выражающих отличающиеся претензии и оценки к внешней политике Турции.
 
Несколько последних лет в Баку делают серьезную ставку на коммуникационное, экономическое, политическое, информационное блокирование Армении, возлагая надежды на свои финансовые возможности. Многое в этом направлении деятельности удалось, но лишь в том случае, когда речь идет о прямых экономических выгодах Грузии, которая продолжает спекулировать на своем региональном положении, но опасается чрезмерно принимать предложения и инициативы Азербайджана. В Грузии пока что плохо понимают предметность и возможные результаты подобного сотрудничества с Азербайджаном, которое рано или поздно приведет к армяно-грузинской полномасштабной войне и возможному распаду грузинского государства. Но, так или иначе, определенные опасения в Тбилиси вполне осознаны. Грузии незачем «перекрывать кислород» Армении тем самым, оставшись в окружении турецко-азербайджанского альянса, и даже принимая во внимание чрезмерную самоуверенность грузинских политиков, они не пойдут, осознано, на войну с Арменией, даже при поддержке Турции и Азербайджана. Несмотря на то, что грузинское направление стало наиболее успешным для политики Азербайджана в блокировании и изоляции Армении, и тем самым Грузия стала одной из враждебных Армении государств, одновременно она участвует в развитии коммуникаций, необходимых для Армении и для Ирана, пытаясь выяснить возможную альтернативу своим коммуникационным планам. Иран представляется наиболее неприятным и опасным партнером для Азербайджана, где политика Ирана воспринимается как откровенно враждебная, преследующая цель расчленить и фрагментировать Азербайджан. Политика Ирана в наибольшей мере подрывает планы Азербайджана по блокированию Армении, и это имеет для Тегерана стратегическое значение.
 
Последние десять лет, несмотря на сложное и не всегда приемлемое для мировых центров силы международное положение, Армения получает значительную поддержку со стороны международных финансовых организаций, США, Европейского Союза, России, Ирана, азиатских структур. Именно последние десять лет продемонстрировали невозможность даже таким экономически успешным государствам, как Азербайджан и Турция, блокировать Армению, лишить ее экономических перспектив. Это, в особенности, стало понятным в период мирового экономического кризиса и его последствий, которые продолжают влиять на ситуацию в Армении. Нет сомнений в том, что эта существенная внешняя финансовая поддержка имеет вовсе не экономическое, а прежде всего политическое значение. В последнее время Арменией заинтересовался и Китай, что, несмотря на не совсем благоприятные для экологических и экономических перспектив Армении факторы, так или иначе, является знаковым моментом в региональной политической ситуации.
 
В азербайджанской политической литературе, в публикациях электронных СМИ не много признаков того, что азербайджанское руководство и экспертное сообщество понимает истинное международное положение Турции, хотя с помощью сравнительных оценок можно представить, что в Баку понимают сложность нынешней ситуации для Анкары. Наиболее вдумчивые и неторопливые эксперты и комментаторы в Баку отмечают нарастающую проблематичность внешней политики Турции, и не только в части ее отношений с США и Европой, но и с государствами Ближнего Востока. Вместе с тем, все еще отсутствуют рассуждения, каким образом усиливающаяся международная изоляция Турции повлечет за собой и изоляцию и рост проблем для Азербайджана. Несомненно, что США (и в меньшей мере ведущие европейские государства) проводят стратегическую политику «сдерживания» Турции, ее блокирование и изоляцию в регионах и в мире, что уже привело к проблемам Турции на Ближнем Востоке и в других регионах. Пока США не применяют всех усилий, надеясь на столкновение Турции с ведущими региональными и иными региональными государствами, но со временем эта политика США приобретет более жесткий характер, если Турция и впредь будет выходить из-под контроля. Конечно, эти сценарии могут привести к желанию Турции продемонстрировать свое «подлинное» место и роль в регионе, и она может санкционировать вторую карабахскую войну, во время которой, как она может надеяться, будет дирижировать событиями. Но эти сценарии все еще далеки от реальности. В любом случае, в дальнесрочном контексте патронаж Турции представляет собой весьма сомнительное внешнеполитическое условие, и Азербайджан включается в сильную зависимость от нее, когда сама Анкара оказывается под давлением держав Запада и Востока.
 
По-прежнему весьма сомнительными остаются отношения между Россией и Азербайджаном, когда Россия выступает важнейшим фактором сдерживания большой региональной войны, и в принципиальном разрезе не заинтересована в серьезном нарушении баланса сил в Южном Кавказе. Россия, как всегда, время от времени осуществляет спекулятивные действия, устраивая политические провокации, стремясь удержать на равном расстоянии и Армению и Азербайджан. Политика России, так или иначе, приводит к военно-политическому ослаблению Армении, не позволяя ей обрести новые, более благоприятные международные позиции. Азербайджан не может этого не понимать, и в Баку пытаются «зацепиться» за надежды на достижение более масштабных договоренностей с Москвой, но этого не удается, иначе теряется весь смысл региональной политики России.
 
Следует отметить, что Россия пытается выстроить свою политику в Черноморско-Кавказском регионе, и возможно, в какой-то мере, в Центральной Азии, исходя из «новой» внешней политики Турции, надеясь на достижение определенного баланса сил, имея в качестве партнера Турцию, противостоя геостратегии США. Нынешние отношения между Турцией и Россией, несмотря на масштабную торговлю и различные политические переговоры, все еще находятся в неком «переходном» состоянии, когда обе державы примеряются друг к другу, пытаясь понять, что способна уступить каждая из сторон в сложной региональной игре, в которой участвуют не только они. Россия проводит в этом обширном регионе политику сохранения балансов, конечно же, пытаясь обрести лучшие позиции, но логика такой стратегии и тактики, так или иначе, приведет к исключению каких-либо предпочтений в направлении Азербайджана.
 
Следует отметить, что в плане разведывательной деятельности, Турция и Азербайджан принадлежат к тем государствам, которые проводят широкую враждебную разведывательную и специальную деятельность в отношении России. При этом, неоднократные переговоры, например, между руководителями и представителями служб разведок России и Турции не принесли результатов, позволяющих говорить, что стороны отказываются от долгосрочных целей и намерений недружественного характера. Россия, заявляя о своих партнерских намерениях, продолжает политическую борьбу за формирование конфигураций энергокоммуникаций, которые обходили бы территории Азербайджана и Турции. Обе страны стали основными аренами развертывания проектов в сфере транспортировки нефти газа, которые нанесли непоправимый урон интересам России. Наряду с геоэкономическими проблемами, Турция выстраивает целый «пояс» неоосманизма, то есть, глубоко враждебную России стратегию, включающая, прежде всего, Черноморско-Кавказский регион. В этой игре Россия пытается «сдать» интересы Армении, прежде всего, по карабахской проблеме, что представляется невозможным, и в Москве, понимая невозможность каких-либо политических решений, продолжают лелеять надежду на вероятные уступки Армении. Как ни странно, но Азербайджан в этой крайне неопределенной ситуации хватается за соломинку, надеясь на искренность российского руководства, обещающего добиться хотя бы частичных уступок от Армении. В любом случае, даже нынешние турецко-российские и тем более американо-турецкие и американо-российские отношения, на данном этапе, исключают войну как способ решения проблемы.
 
Азербайджан сделал ставку также на массированную информационную атаку, предпринимая немыслимые приемы по дискредитации Армении, армян как нации, армянской истории и языка, церкви и морали, национально-освободительной борьбы, национального характера и всего связанного с Арменией и армянами. В подтексте этой информационной атаки, конечно же, лежит мысль, что мировое сообщество поверит или, по крайней мере, воспользуется этими аргументами для оказания давления на Армению. В настоящее время нет никаких ощутимых результатов этой пропаганды и атаки, которые можно было бы привести в неком структурированном или предметном виде. Мировое сообщество в век информатики не столь заинтересованно в постановочной информации и пользуется совершенно неожиданными источниками информации. Если бы мировое сообщество имело целью политически и вообще как угодно «задушить», Армению, то это было бы сделано и без данных усилий Азербайджана, в которых участвует и Турция.
 
Следует принять во внимание, что в последние годы произошли значительные изменения не только в мировой политике и во внешней политике крупных государств, но и в массовых информационных потоках. Турция не могла не оказаться в политической, но не в информационной изоляции. Под изоляцией, естественно, понимается придание ее критики и недопущение в «приличное общество». Причем, в этом заинтересованы уже не только традиционные критиканты Турции, но и ее давние симпатизанты, как в Европе, так и в США. Что касается Азербайджана, то он характеризуется, как «полуфеодальная династическая диктатура», а также как фактор усиления угроз стабильности и безопасности, без каких-либо оснований, связанных с нетерпимым положением граждан этой страны и ограничениями развития международного экономического сотрудничества.
 
В регионе нет других стран, которые рассматривались бы столь критически как США, так и Ираном, а также, Россией, и нет другой такой мусульманской страны, к судьбе которой столь безразлично относились бы большинство исламских государств. Нужно сказать, что, несмотря на усилия Азербайджана по вербовке в различных странах публицистов, экспертов, политологов, журналистов и комментаторов, так и не удалось создать сколько-нибудь интересный и авторитетный отряд пропагандистов. Даже очень небольшие усилия внесистемных действий позволили нивелировать многих из них, с чем и остается азербайджанская пропаганда. Мало кто в современном мире, с огромными возможностями, клюет на предложения бакинских эмиссаров, которые главным образом заняты «отмыванием денег, выделенных на пропаганду».
 
Данные факторы и обстоятельства никак не способствуют ни успеху Азербайджана в предполагаемой войне, ни уверенности Турции в поддержке Азербайджана в этой войне. Географические и иные особенности региона таковы, что как бы ни вооружался Азербайджан и каких бы успехов он ни добился в наиболее сомнительной возможной войне, его нефте-газово-коммуникационный комплекс будет полностью уничтожен, и произойдет гибель сотен тысяч его граждан. Политическое руководство и военное командование Армении прекрасно понимает, что ему не будет прощена необходимость ведения третьей карабахской войны, и придется воевать без оглядки на будущее.
 
ИГОРЬ МУРАДЯН
ИРАТЕС ДЕ-ФАКТО

http://www.lragir.am/russrc/comments18218.html
Просмотров: 1096 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024