Сегодня в Южной Америке наряду с армянской апостольской и
католической общинами существуют также армянские протестантские общины. В
частности, армянские протестантские общины действуют в Аргентине,
Бразилии и Уругвае и составляют неотъемлемую часть местного армянства.
Изучение армянских протестантских общин Южной Америки имеет важное
значение в контексте задач как армянских протестантов, так и местного
армянства.
Аргентина. Армянская община Аргентины сформировалась в
начале XX века. В 1914г. в Аргентине проживало 20 тысяч армян, а в
1962г. – 20 тысяч. По данным за 2003г., в Аргентине проживает около 70
тысяч армян, из которых 60 тысяч – в Буэнос-Айресе, 5 тысяч – в Кордове,
по 500 – в Мар-дель-Плате и Росарио1.
Основной причиной обоснования тысяч армян в Аргентине были массовые
погромы армян в 1890-х гг. и Геноцид. Эти процессы вынудили спасшихся от
геноцида армян искать пристанище в чужих странах. Таким образом,
переселение армян-евангелистов в Аргентине было обусловлено в целом
массовой армянской миграцией в эту страну.
В 1920-х гг. в Аргентине учреждаются первые армянские протестантские
церкви. Под предводительством Гранта Апачяна и Назарета Салипяна в
Буэнос-Айресе проводились совместные молебны. Вскоре число верующих
достигло 200 человек. В 1929г. была образована Армянская Евангелическая
соборная церковь. В 1939г. в Буэнос-Айресе и окрестностях насчитывалось
около 15 тысяч армян, примерно десятую часть которых составляли
евангелисты. В середине XX века численность прихожан старейшей из трех
армянских евангелических церквей, Братской церкви, достигла 80 человек.
Тогда же у второй Армянской Евангелической церкви (пастырем которого был
преподобный Н.Тер-Хоренян) было 75 семей прихожан, а при Армянской
Евангелической соборной церкви (пастырем которого был преподобный
М.Палян) было всего 30 семей2.
Церковь Армянского Братства в середине XX века насчитывала в
Буэнос-Айресе около 300, а в Кордове – около 100 членов. Церковь
Армянского Братства в Буэнос-Айресе имела также свое собственное здание3. Пастырем Библейской церкви Армянского Братства Буэнос-Айреса является Луис Винас4.
Сегодня в Буэнос-Айресе действуют две евангелические церкви, четыре
евангелических собора, а в Кордове – один евангелический собор5.
Пастырями Армянских Евангелических конгрегационных церквей Буэнос-Айреса сегодня являются Роберто Гонгора и Давид Касарето6. Важную роль в жизни армян-евангелистов Аргентины играет также Армянская миссионерская ассоциация Аргентины.
В 1961-1983гг. в Буэнос-Айресе издавался официальный журнал «Ерджаник
хуйс» («Счастливая надежда») Союза церквей Армянского евангелического
братства. С 1983г. журнал издается в Пасадене (США); он имеет
религиозное содержание, печатал также вести о Братстве7.
2009г. ознаменовался в жизни армянской протестантской общины
Аргентины мероприятиями по случаю 80-летия Армянской Евангелической
соборной церкви Св.Троицы, в которых участвовали множество духовных
пастырей и благотворителей, внесших большой вклад в историю церкви. На
сегодня ей принадлежит церковь Cristo es el Cambio в квартале
Флореста. Армянская Евангелическая соборная церковь инициировала
создание этого места сбора верующих еще в 1998г. Сегодня основными
функциями Армянской Евангелической соборной церкви являются: молитвенные
часы, богослужения и панегирии, музыкальная и библейская школа для
людей различного возраста, учебные курсы армянского и испанского языка8.
Таким образом, в крупнейшей армянской общине Южной Америки
армяне-протестанты играют важную роль. Актуально их тесное
сотрудничество с другими группами армянства. Важное значение имеет также
активное сотрудничество армян-протестантов Аргентины с различными
духовными и светскими структурами исторической родины.
Бразилия. Армяне в Бразилии обосновались во второй
половине XIX века. В 1895г. их было около 100 человек. Наиболее
многочисленные группы наших соотечественников прибыли в страну в 1929-х
гг. и обосновались преимущественно в городе Сан-Паулу и других
населенных пунктах одноименного штата. В 1994г. число армян в Бразилии
достигло 20 тысяч человек9.
Сегодня в Бразилии проживает 25-30 тысяч армян. Основная часть (около
15 тыс.) сосредоточена в Сан-Паулу и окрестных городах (Озаско,
Президенте, Алтино и пр.). В Рио-де-Жанейро проживает около 600 армян, в
столице Бразилии – около 300. Остальные разбросаны по различным штатам
страны (Парана, Сеара, Бахия, Мату Гросу, Минас Жераис, Санта Катарина и
пр.)10.
Начиная с 1920-х гг. армяне-евангелисты в Бразилии начали созывать
молитвенные собрания. В тот период важную роль играл преподобный Микаел
Пичмеян. За короткое время наметился рост числа верующих. Пичмеян
продолжал возглавлять собрания до апреля 1930г. 7 апреля 1930г. в
Сан-Паулу сформировалась церковь, состоящая из 65 членов. В 1939г.
прихожанами церкви были 42 семьи, 234 паствы, 73 члена церкви, 30
учеников воскресной школы, а у церкви «Заргацман Аршалуйс» было 45
членов11.
Большое значение имеет также деятельность Библейской церкви
Армянского Братства в Бразилии (Сан-Паулу). В настоящее время пастырем
церкви Сан-Паулу является Мовсес Нерсисян12.
Сегодня в Бразилии действуют три армянские евангелические стурктуры –
две Армянские Евангелические церкви и местный комитет Армянской
миссионерской ассоциации. Пастырем Армянской Евангелической центральной
церкви Сан-Паулу является Рой Абрамян, а его помощник – Дионисио Палха
Атиаде. Они выполняют те же обязанности в основанной в 1970г. Армянской
Евангелической церкви. В жизни местных армян-евангелистов важное
значение имеет деятельность районного комитета Армянской миссионерской
ассоциации, которым руководит Амбарцум Мумджян13.
Очевидно, что Рой Абрамян и Дионисио Палха Атиаде играют важную роль в
армянской евангелической общине Бразилии. Однако ощущается нехватка
квалифицированных служителей духовенства.
Сегодня в Бразилии около 400 семей армян-евангелистов, у них есть
церковь в Сан-Паулу. Часто организуются общественные и благотворительные
мероприятия, издается периодика (на армянском, португальском языке).
Действует союз «Братья-евангелисты»14.
Армяне-евангелисты в Бразилии выполняют также важные образовательные
функции, у них есть воскресные школы, играющие важную роль в жизни не
только армян-протестантов, но и всей армянской общины Бразилии.
Очевидно, что армянская протестантская община Бразилии и по своей
численности, и по своим функциям играет важную роль в жизни армянской
общины этой страны.
Уругвай. Армяне в Уругвае обосновались в XIX веке,
однако до 1900г. в Уругвай мигрировали всего 15 армян. Армянская община
Уругвая начала формироваться в 1920-х гг., когда большие группы
армян-эмигрантов, спасшиеся от Геноцида и нашедшие пристанище в странах
Ближнего Востока, перебрались сюда. В тот период число армян составляло
около трех тысяч человек. Община увеличилась в 1926г., когда начался
второй большой приток армян-мигрантов. В 1931г., по данным переписи
населения, в Уругвае проживало 4 тысячи армян. По данным 2003г., число
уругвайских армян составляло около 15 тысяч человек. Они были
сосредоточены в Монтевидео, армянские семьи есть также в городе
Пириаполис15.
В Уругвае, как и в Аргентине и Бразилии, активная церковная жизнь
армян-евангелистов началась в 20-х гг. XX века. В то время их
проповедником в Монтевидео был З.Карапетян. В 1920-х гг. церковь
посещали всего лишь 6-8 семей. В 1934г. духовную деятельность здесь
развернул Г.Ататурян, в том же году был приглашен проповедник,
преподобный Г.Тер-Казарян. В 1938г. церковную общину составляли 60
семей. Действовала также воскресная школа, в которой в том же году
учились 30 человек16.
Примечательна также деятельность Библейской церкви Армянского
Братства в Уругвае. В середине XX века она имела в Монтевидео 100
членов. Нынче пастырем Библейской церкви Армянского Братства Монтевидео
является преподобный Педро Лападджян17.
В Уругвае, наряду с Армянской Апостольской и Армянской Католической церквами действуют также две Армянские Евангелические церкви18.
Армянские Евангелические церкви разворачивают активную деятельность. В
результате, за последние два десятилетия число армян-евангелистов в
Уругвае резко возросло19.
Это не означает, что в армянской общине страны ААЦ не играет своей
традиционной роли, как в других армянских общинах диаспоры, однако
наряду с этим все более очевидным становится значительное присутствие и
деятельность армян-протестантов в жизни армянской общины.
Пастырем первой Армянской Евангелической церкви Монтевидео является
Обед Бояджян. В жизни общины значительна также деятельность районного
комитета Армянской миссионерской ассоциации, руководитель которого –
Еремия Элмасян20.
Важное значение имеет также сотрудничество армян-протестантов Южной
Америки, в данном случае, армянской протестантской общины Уругвая с
другими протестантскими церквами и структурами этой страны,
способствующими усилению армянской протестантской общины в стране,
благодаря которому возрастает роль армянства в этом государстве.
Армянская Евангелическая церковь Уругвая является членом Союза
Евангелических церквей Уругвая, который был основан в 1956г. и имеет
восемь членов и еще пять ассоциированных членов. Союз евангелических
церквей Уругвая объединился с комиссией всемирного миссионерства и
евангеличества Всемирного совета церквей21.
Деятельность Армянской евангелической ассоциации Америки (АЕАА) в Южной Америке.
В армянских протестантских общинах Южной Америки важное значение имеет
также деятельность Армянской евангелической ассоциации Америки (АЕАА). В
частности, в Аргентине АЕАА в основном занимается оказанием помощи
нуждающимся семьям и пожилым, а также распространением Библии и духовной
литературы. В Бразилии в основные функции АЕАА входят содействие
Армянской Евангелической церкви, распространение христианской
литературы, предоставление стипендий нуждающимся студентам, помощь
нуждающимся семьям. В Уругвае АЕАА оказывает финансовую помощь местной
церкви, помогает нуждающимся семьям, распространяет Библию и
христианскую литературу22.
Итак, очевидно, что в армянских евангелических общинах Южной Америки
АЕАА в основном занимается оказанием помощи социально необеспеченным,
наиболее уязвимым слоям общины, а также распространением христианской
литературы. Фактически, АЕАА в этих общинах оказывает преимущественное
внимание социальным вопросам, а также пропагандистской деятельности с
целью удовлетворения духовных запросов единоверцев. Социально активная
деятельность в этих общинах в основном обусловлена общим
социально-экономическим положением стран Южной Америки. Для сравнения
отметим, что, например, в Северной Америке и, в частности, армянских
евангелических общинах США и Канады АЕАА занимается в основном
культурно-образовательными вопросами, формированием мощных
организационных структур, что, естественно, обусловлено наиболее
благоприятными условиями в этих государствах.
Тем не менее нужно отметить, что армянские евангелические общины
Южной Америки не играют лидирующей роли в армянской евангелической
реальности. Доказательством сказанному можно считать, например, то
обстоятельство, что ни один из 13 членов Всемирного Армянского
Евангелического совета не представляет какую-либо армянскую
евангелическую общину Южной Америки. Тогда как Северная Америка имеет в
нем семь представителей. Три из пяти главных должностей совета, в том
числе должность председателя, занимают представители Армянской
евангелической общины США. Это – председатель Всемирного Армянского
Евангелического совета Мкртыч Мелконян23,
казначей Альберт Момджян и исполнительный директор Ваан Тутикян. В
состав совета вовлечены еще четыре представителя Армянской
евангелической общины США24.
Таким образом, наряду с лидирующей ролью армянских евангелических общин
Северной Америки (в частности, США) армянские евангелические общины
Южной Америки, несомненно, намного скромнее.
Таким образом, армяне-протестанты Южной Америки составляют
неотъемлемую часть армян-протестантов всего мира. В Аргентине, Бразилии и
Уругвае армянские протестантские общины являются составляющей частью
местных армянских общин и неотделимой частицей всего Армянства. Важное
значение имеет развитие отношений проживающих в этих трех странах
армян-протестантов с другими пластами армянства и между собой. Ценно
также сотрудничество армянских протестантских общин Южной Америки и
армянским протестантством всего мира в собирательном плане.
Первостепенное значение имеет сотрудничество армян-протестантов Южной
Америки и всех остальных с другими группами Армянства – адептами ААЦ и
исповедующими другие религии.
1Малхасян М., Армяне в мире, Ереван, 2007, с. 21-22.
2Ատանալեան Կ.Պ., Յուշարձան Հայ Աւետարանականաց եւ Աւետարանական եկեղեցւոյ, Фрезно, 1952, с. 465.
3Там же, с. 457.
4Armenian Brotherhood Bible Churches Around The World, http://www.abbcnj.org/abbcnj/ABBC_Near_You.html.
5Энциклопедия «Армянская диаспора», Ереван, 2003, с. 103.
6AMAA Directory 2011: Armenian Evangelical Churches, Institutions, Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 4. http://amaa.org/Directory%20for%20website.pdf.
7Энциклопедия «Армянская диаспора», Ереван, 2003, с. 110.
880 лет веры и служения, http://www.ieca.com.ar/hy/index.php.
9Армяне в мире, краткий энциклопедический словарь, Ереван, 1995, с. 33.
10Энциклопедия Армянская диаспора, Ереван, 2003, с. 118-119.
11Ատանալեան Կ.Պ., նշվ. աշխ., էջ 463։
12Armenian Brotherhood Bible Churches Around The World, http://www.abbcnj.org/abbcnj/ABBC_Near_You.html
13AMAA Directory 2011: Armenian Evangelical Churches, Institutions, Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 8. http://amaa.org/Directory%20for%20website.pdf.
14 http://ha.nt.am/media_info.php?ID=5947&LangID=4&h=k&l=l1.
15Энциклопедия «Армянская диаспора», Ереван, 2003, с. 613.
16Ատանալեան Կ.Պ., նշվ. աշխ., էջ 463, 465։
17Armenian Brotherhood Bible Churches Around The World, http://www.abbcnj.org/abbcnj/ABBC_Near_You.html.
18Энциклопедия «Армянская диаспора2, Ереван 2003, с. 614.
19Акопян А., Уругвай – далекий и близкий, http://noev-kovcheg.ru/mag/2010-03/1982.html.
20AMAA
Directory 2011: Armenian Evangelical Churches, Institutions,
Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 17. http://amaa.org/Directory%20for%20website.pdf.
21Federation
of Evangelical Churches of Uruguay,
http://www.oikoumene.org/gr/member-churches/regions/latin-america/uruguay/fieu.html.
22AMAA At Work Around the World, http://www.amaa.org/aroundtheworld.htm.
23До
этого представитель армянской евангелической общины США Аветис Бойнерян
занимал должность заместителя председателя Всемирного Армянского
евангелического совета, см. AMAA Directory 2010: Armenian Evangelical
Churches, Institutions, Organizations, Pastors and Christian Workers
Worldwide, p. 2.
24См.
AMAA Directory 2011: Armenian Evangelical Churches, Institutions,
Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 2. http://amaa.org/Directory%20for%20website.pdf.
«Глобус Национальная безопасность», номер 2, 2011
|