Пятница, 26.04.2024, 07:47

 
   

Главная | |Регистрация |Вход

Меню сайта
Категории раздела
Обзор прессы [102]
Аналитика и Геополи́тика [52]
Армия [18]
Внешняя политика [7]
Наши баннеры


Коды баннеров
Друзья сайта


Архив записей
Статистика
Форма входа
Главная » 2011 » Апрель » 22 » АРМЯНСКИЕ ПРОТЕСТАНСКИЕ ОБЩИНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
10:10
АРМЯНСКИЕ ПРОТЕСТАНСКИЕ ОБЩИНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

Сегодня в Южной Америке наряду с армянской апостольской и католической общинами существуют также армянские протестантские общины. В частности, армянские протестантские общины действуют в Аргентине, Бразилии и Уругвае и составляют неотъемлемую часть местного армянства. Изучение армянских протестантских общин Южной Америки имеет важное значение в контексте задач как армянских протестантов, так и местного армянства.

Аргентина. Армянская община Аргентины сформировалась в начале XX века. В 1914г. в Аргентине проживало 20 тысяч армян, а в 1962г. – 20 тысяч. По данным за 2003г., в Аргентине проживает около 70 тысяч армян, из которых 60 тысяч – в Буэнос-Айресе, 5 тысяч – в Кордове, по 500 – в Мар-дель-Плате и Росарио1.

Основной причиной обоснования тысяч армян в Аргентине были массовые погромы армян в 1890-х гг. и Геноцид. Эти процессы вынудили спасшихся от геноцида армян искать пристанище в чужих странах. Таким образом, переселение армян-евангелистов в Аргентине было обусловлено в целом массовой армянской миграцией в эту страну.

В 1920-х гг. в Аргентине учреждаются первые армянские протестантские церкви. Под предводительством Гранта Апачяна и Назарета Салипяна в Буэнос-Айресе проводились совместные молебны. Вскоре число верующих достигло 200 человек. В 1929г. была образована Армянская Евангелическая соборная церковь. В 1939г. в Буэнос-Айресе и окрестностях насчитывалось около 15 тысяч армян, примерно десятую часть которых составляли евангелисты. В середине XX века численность прихожан старейшей из трех армянских евангелических церквей, Братской церкви, достигла 80 человек. Тогда же у второй Армянской Евангелической церкви (пастырем которого был преподобный Н.Тер-Хоренян) было 75 семей прихожан, а при Армянской Евангелической соборной церкви (пастырем которого был преподобный М.Палян) было всего 30 семей2.

Церковь Армянского Братства в середине XX века насчитывала в Буэнос-Айресе около 300, а в Кордове – около 100 членов. Церковь Армянского Братства в Буэнос-Айресе имела также свое собственное здание3. Пастырем Библейской церкви Армянского Братства Буэнос-Айреса является Луис Винас4.

Сегодня в Буэнос-Айресе действуют две евангелические церкви, четыре евангелических собора, а в Кордове – один евангелический собор5.

Пастырями Армянских Евангелических конгрегационных церквей Буэнос-Айреса сегодня являются Роберто Гонгора и Давид Касарето6. Важную роль в жизни армян-евангелистов Аргентины играет также Армянская миссионерская ассоциация Аргентины.

В 1961-1983гг. в Буэнос-Айресе издавался официальный журнал «Ерджаник хуйс» («Счастливая надежда») Союза церквей Армянского евангелического братства. С 1983г. журнал издается в Пасадене (США); он имеет религиозное содержание, печатал также вести о Братстве7.

2009г. ознаменовался в жизни армянской протестантской общины Аргентины мероприятиями по случаю 80-летия Армянской Евангелической соборной церкви Св.Троицы, в которых участвовали множество духовных пастырей и благотворителей, внесших большой вклад в историю церкви. На сегодня ей принадлежит церковь Cristo es el Cambio в квартале Флореста. Армянская Евангелическая соборная церковь инициировала создание этого места сбора верующих еще в 1998г. Сегодня основными функциями Армянской Евангелической соборной церкви являются: молитвенные часы, богослужения и панегирии, музыкальная и библейская школа для людей различного возраста, учебные курсы армянского и испанского языка8.

Таким образом, в крупнейшей армянской общине Южной Америки армяне-протестанты играют важную роль. Актуально их тесное сотрудничество с другими группами армянства. Важное значение имеет также активное сотрудничество армян-протестантов Аргентины с различными духовными и светскими структурами исторической родины.

Бразилия. Армяне в Бразилии обосновались во второй половине XIX века. В 1895г. их было около 100 человек. Наиболее многочисленные группы наших соотечественников прибыли в страну в 1929-х гг. и обосновались преимущественно в городе Сан-Паулу и других населенных пунктах одноименного штата. В 1994г. число армян в Бразилии достигло 20 тысяч человек9. Сегодня в Бразилии проживает 25-30 тысяч армян. Основная часть (около 15 тыс.) сосредоточена в Сан-Паулу и окрестных городах (Озаско, Президенте, Алтино и пр.). В Рио-де-Жанейро проживает около 600 армян, в столице Бразилии – около 300. Остальные разбросаны по различным штатам страны (Парана, Сеара, Бахия, Мату Гросу, Минас Жераис, Санта Катарина и пр.)10.

Начиная с 1920-х гг. армяне-евангелисты в Бразилии начали созывать молитвенные собрания. В тот период важную роль играл преподобный Микаел Пичмеян. За короткое время наметился рост числа верующих. Пичмеян продолжал возглавлять собрания до апреля 1930г. 7 апреля 1930г. в Сан-Паулу сформировалась церковь, состоящая из 65 членов. В 1939г. прихожанами церкви были 42 семьи, 234 паствы, 73 члена церкви, 30 учеников воскресной школы, а у церкви «Заргацман Аршалуйс» было 45 членов11.

Большое значение имеет также деятельность Библейской церкви Армянского Братства в Бразилии (Сан-Паулу). В настоящее время пастырем церкви Сан-Паулу является Мовсес Нерсисян12.

Сегодня в Бразилии действуют три армянские евангелические стурктуры – две Армянские Евангелические церкви и местный комитет Армянской миссионерской ассоциации. Пастырем Армянской Евангелической центральной церкви Сан-Паулу является Рой Абрамян, а его помощник – Дионисио Палха Атиаде. Они выполняют те же обязанности в основанной в 1970г. Армянской Евангелической церкви. В жизни местных армян-евангелистов важное значение имеет деятельность районного комитета Армянской миссионерской ассоциации, которым руководит Амбарцум Мумджян13. Очевидно, что Рой Абрамян и Дионисио Палха Атиаде играют важную роль в армянской евангелической общине Бразилии. Однако ощущается нехватка квалифицированных служителей духовенства.

Сегодня в Бразилии около 400 семей армян-евангелистов, у них есть церковь в Сан-Паулу. Часто организуются общественные и благотворительные мероприятия, издается периодика (на армянском, португальском языке). Действует союз «Братья-евангелисты»14.

Армяне-евангелисты в Бразилии выполняют также важные образовательные функции, у них есть воскресные школы, играющие важную роль в жизни не только армян-протестантов, но и всей армянской общины Бразилии.

Очевидно, что армянская протестантская община Бразилии и по своей численности, и по своим функциям играет важную роль в жизни армянской общины этой страны.

Уругвай. Армяне в Уругвае обосновались в XIX веке, однако до 1900г. в Уругвай мигрировали всего 15 армян. Армянская община Уругвая начала формироваться в 1920-х гг., когда большие группы армян-эмигрантов, спасшиеся от Геноцида и нашедшие пристанище в странах Ближнего Востока, перебрались сюда. В тот период число армян составляло около трех тысяч человек. Община увеличилась в 1926г., когда начался второй большой приток армян-мигрантов. В 1931г., по данным переписи населения, в Уругвае проживало 4 тысячи армян. По данным 2003г., число уругвайских армян составляло около 15 тысяч человек. Они были сосредоточены в Монтевидео, армянские семьи есть также в городе Пириаполис15.

В Уругвае, как и в Аргентине и Бразилии, активная церковная жизнь армян-евангелистов началась в 20-х гг. XX века. В то время их проповедником в Монтевидео был З.Карапетян. В 1920-х гг. церковь посещали всего лишь 6-8 семей. В 1934г. духовную деятельность здесь развернул Г.Ататурян, в том же году был приглашен проповедник, преподобный Г.Тер-Казарян. В 1938г. церковную общину составляли 60 семей. Действовала также воскресная школа, в которой в том же году учились 30 человек16.

Примечательна также деятельность Библейской церкви Армянского Братства в Уругвае. В середине XX века она имела в Монтевидео 100 членов. Нынче пастырем Библейской церкви Армянского Братства Монтевидео является преподобный Педро Лападджян17.

В Уругвае, наряду с Армянской Апостольской и Армянской Католической церквами действуют также две Армянские Евангелические церкви18. Армянские Евангелические церкви разворачивают активную деятельность. В результате, за последние два десятилетия число армян-евангелистов в Уругвае резко возросло19. Это не означает, что в армянской общине страны ААЦ не играет своей традиционной роли, как в других армянских общинах диаспоры, однако наряду с этим все более очевидным становится значительное присутствие и деятельность армян-протестантов в жизни армянской общины.

Пастырем первой Армянской Евангелической церкви Монтевидео является Обед Бояджян. В жизни общины значительна также деятельность районного комитета Армянской миссионерской ассоциации, руководитель которого – Еремия Элмасян20.

Важное значение имеет также сотрудничество армян-протестантов Южной Америки, в данном случае, армянской протестантской общины Уругвая с другими протестантскими церквами и структурами этой страны, способствующими усилению армянской протестантской общины в стране, благодаря которому возрастает роль армянства в этом государстве.

Армянская Евангелическая церковь Уругвая является членом Союза Евангелических церквей Уругвая, который был основан в 1956г. и имеет восемь членов и еще пять ассоциированных членов. Союз евангелических церквей Уругвая объединился с комиссией всемирного миссионерства и евангеличества Всемирного совета церквей21.

Деятельность Армянской евангелической ассоциации Америки (АЕАА) в Южной Америке. В армянских протестантских общинах Южной Америки важное значение имеет также деятельность Армянской евангелической ассоциации Америки (АЕАА). В частности, в Аргентине АЕАА в основном занимается оказанием помощи нуждающимся семьям и пожилым, а также распространением Библии и духовной литературы. В Бразилии в основные функции АЕАА входят содействие Армянской Евангелической церкви, распространение христианской литературы, предоставление стипендий нуждающимся студентам, помощь нуждающимся семьям. В Уругвае АЕАА оказывает финансовую помощь местной церкви, помогает нуждающимся семьям, распространяет Библию и христианскую литературу22.

Итак, очевидно, что в армянских евангелических общинах Южной Америки АЕАА в основном занимается оказанием помощи социально необеспеченным, наиболее уязвимым слоям общины, а также распространением христианской литературы. Фактически, АЕАА в этих общинах оказывает преимущественное внимание социальным вопросам, а также пропагандистской деятельности с целью удовлетворения духовных запросов единоверцев. Социально активная деятельность в этих общинах в основном обусловлена общим социально-экономическим положением стран Южной Америки. Для сравнения отметим, что, например, в Северной Америке и, в частности, армянских евангелических общинах США и Канады АЕАА занимается в основном культурно-образовательными вопросами, формированием мощных организационных структур, что, естественно, обусловлено наиболее благоприятными условиями в этих государствах.

Тем не менее нужно отметить, что армянские евангелические общины Южной Америки не играют лидирующей роли в армянской евангелической реальности. Доказательством сказанному можно считать, например, то обстоятельство, что ни один из 13 членов Всемирного Армянского Евангелического совета не представляет какую-либо армянскую евангелическую общину Южной Америки. Тогда как Северная Америка имеет в нем семь представителей. Три из пяти главных должностей совета, в том числе должность председателя, занимают представители Армянской евангелической общины США. Это – председатель Всемирного Армянского Евангелического совета Мкртыч Мелконян23, казначей Альберт Момджян и исполнительный директор Ваан Тутикян. В состав совета вовлечены еще четыре представителя Армянской евангелической общины США24. Таким образом, наряду с лидирующей ролью армянских евангелических общин Северной Америки (в частности, США) армянские евангелические общины Южной Америки, несомненно, намного скромнее.

Таким образом, армяне-протестанты Южной Америки составляют неотъемлемую часть армян-протестантов всего мира. В Аргентине, Бразилии и Уругвае армянские протестантские общины являются составляющей частью местных армянских общин и неотделимой частицей всего Армянства. Важное значение имеет развитие отношений проживающих в этих трех странах армян-протестантов с другими пластами армянства и между собой. Ценно также сотрудничество армянских протестантских общин Южной Америки и армянским протестантством всего мира в собирательном плане. Первостепенное значение имеет сотрудничество армян-протестантов Южной Америки и всех остальных с другими группами Армянства – адептами ААЦ и исповедующими другие религии.

1Малхасян М., Армяне в мире, Ереван, 2007, с. 21-22.

2Ատանալեան Կ.Պ., Յուշարձան Հայ Աւետարանականաց եւ Աւետարանական եկեղեցւոյ, Фрезно, 1952, с. 465.

3Там же, с. 457.

4Armenian Brotherhood Bible Churches Around The World, http://www.abbcnj.org/abbcnj/ABBC_Near_You.html.

5Энциклопедия «Армянская диаспора», Ереван, 2003, с. 103.

6AMAA Directory 2011: Armenian Evangelical Churches, Institutions, Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 4. http://amaa.org/Directory%20for%20website.pdf.

7Энциклопедия «Армянская диаспора», Ереван, 2003, с. 110.

880 лет веры и служения, http://www.ieca.com.ar/hy/index.php.

9Армяне в мире, краткий энциклопедический словарь, Ереван, 1995, с. 33.

10Энциклопедия Армянская диаспора, Ереван, 2003, с. 118-119.

11Ատանալեան Կ.Պ., նշվ. աշխ., էջ 463։

12Armenian Brotherhood Bible Churches Around The World, http://www.abbcnj.org/abbcnj/ABBC_Near_You.html

13AMAA Directory 2011: Armenian Evangelical Churches, Institutions, Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 8. http://amaa.org/Directory%20for%20website.pdf.

14 http://ha.nt.am/media_info.php?ID=5947&LangID=4&h=k&l=l1.

15Энциклопедия «Армянская диаспора», Ереван, 2003, с. 613.

16Ատանալեան Կ.Պ., նշվ. աշխ., էջ 463, 465։

17Armenian Brotherhood Bible Churches Around The World, http://www.abbcnj.org/abbcnj/ABBC_Near_You.html.

18Энциклопедия «Армянская диаспора2, Ереван 2003, с. 614.

19Акопян А., Уругвай – далекий и близкий, http://noev-kovcheg.ru/mag/2010-03/1982.html.

20AMAA Directory 2011: Armenian Evangelical Churches, Institutions, Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 17. http://amaa.org/Directory%20for%20website.pdf.

21Federation of Evangelical Churches of Uruguay, http://www.oikoumene.org/gr/member-churches/regions/latin-america/uruguay/fieu.html.

22AMAA At Work Around the World, http://www.amaa.org/aroundtheworld.htm.

23До этого представитель армянской евангелической общины США Аветис Бойнерян занимал должность заместителя председателя Всемирного Армянского евангелического совета, см. AMAA Directory 2010: Armenian Evangelical Churches, Institutions, Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 2.

24См. AMAA Directory 2011: Armenian Evangelical Churches, Institutions, Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide, p. 2. http://amaa.org/Directory%20for%20website.pdf.

«Глобус Национальная безопасность», номер 2, 2011
Просмотров: 543 | Добавил: voskepar | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
VOSKEPAR
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Мини-чат
200
ВОСКЕПАР ©2010 - 2024