В начале мая этого года в Армению впервые
приехал неорганизованным туристом Роман ПРОТАСЕВИЧ. На целых 10 дней.
Автостопом объездил наши достопримечательности, а вернувшись, не
поленился свои импрессионы — добрые и непредвзятые — поместить в
интернете. Сторонний взгляд оказался весьма объективным. Роману, судя по
всему, немало путешествующему, в Армении настолько понравилось, что он
намерен вновь к нам приехать.
Итак, я попал в Армению. Но это была только часть задачи-минимум
на первый день путешествия. Надо было еще как-то найти дом Артака,
любезно согласившегося принять меня в гости и показать Ереван. Задача
оказалась не из легких. Выяснилось, что на домах в Армении пишут много
чего интересного и в разной степени приличного, но вот написать названия
улиц и номеров почему-то считают излишним. Когда мы все-таки
нашлись, встреча, естественно, стала особенно радостной. Начиная с
завтрашнего дня Артак очень занят сборами в дорогу, т.к. через несколько
дней они с семьей переезжают из Еревана, и я стал последним гостем,
остановившимся в этом гостеприимном доме. С высоты холма, на котором
стоит наша многоэтажка, в любую сторону открываются просто бескрайние
дали, на горизонте переходящие в горы. На одном из соседних холмов среди
зеленого сада высятся некие интересного вида сооружения с башенками,
вместе с садом окруженные большим забором. Как пояснила мама Артака, это
резиденция местного олигарха, которого за его добрые дела все очень
любят и уважают, и дай Бог ему сил и здоровья и всех благ, если вдруг у
него еще каких-то нет. Очень удивительно было слышать такие отзывы о
"богатее” в довольно бедной стране. Я даже не знаю, какими добрыми
делами состоятельный человек в России мог бы не то что заслужить любовь,
а хотя бы избавиться от злобного презрения и хоть немного унять
враждебную зависть соотечественников. ...Какой строй установился в
Армении, я пока до конца не разобрался, впечатления постоянно меняются. В
любом случае ощущения заграницы нет. Многие машины на улицах
советско-российского производства, большинство людей говорит по-русски,
типично наши по оформлению и наполнению продуктами магазины — все
какое-то свое, родное. Но есть один нюанс... Иногда возникает такое
чувство, будто я внезапно и совершенно разучился читать! Нет, надписи на
русском и английском встречаются, и даже нередко, но все-таки их не
слишком много по сравнению с присутствующим везде незнакомым мне
армянским, и порой невозможно отделаться от ощущения, что попал в
какую-то параллельную реальность. Был в Матенадаране, огромном
хранилище старинных рукописей и манускриптов. Самые древние из них были
написаны тогда, когда в наших глухих северных лесах, кажется, не только
писателей, но и читателей не было. Исторический музей предсказуемо
похож на другие подобные наличием в экспозиции каменных топоров,
наконечников стрел, грубоватого вида украшений и прочих следов
деятельности древних людей. Правда, датировки на табличках создают
впечатление, что в данной местности эти древние люди развернулись
гораздо раньше, чем во многих местах, где мне приходилось бывать до
этого. Отмечу самый древний на земле кожаный башмак, который носили в
3500 годах до нашей эры. Совершенно замечателен музей режиссера,
сценариста и художника Сергея Параджанова, делавшего свои фантастические
картины, или, правильнее сказать, художественные объекты, из всего что
подворачивалось под руку.
В Армении есть удивительное средство
передвижения под названием "междугородная маршрутка”. От обычной
ереванской городской она отличается продолжительностью поездки (до 4-5
часов) и тем, что в ней нельзя ехать стоя. Этим вот чудо-транспортом я и
добрался из Еревана до поворота на монастырь Нораванк. Далее моя
попытка перемещаться автостопом не то провалилась, не то, напротив, дала
потрясающе успешный результат: рядом со мной у обочины притормозил
джип, в котором обнаружились москвичи Леша и Настя, тоже приехавшие
посмотреть Армению. После этой судьбоносной встречи мы ездили вместе еще
три дня. Рассказать, что повстречалось нам в этой поездке, довольно
сложно — надо смотреть и видеть всю эту красоту самостоятельно. Высокие
горы, не являясь для меня чем-то особенно новым, тем не менее неизменно
вызывают внутренний восторг и восхищение. А здесь — не просто горы, а
горы весенние. Среди всего этого великолепия — спрятанные в укромных
ущельях или высящиеся на крутых скалах величественно-скромные по
архитектуре монастыри, замечательно вписывающиеся в окружающий ландшафт.
Около городка Сисиана нашлась древняя обсерватория древних людей, а
может не обсерватория, а что-то другое, но очень старое. Возраст этих
по кругу вкопанных в землю внушительного вида каменюк, в некоторых из
которых просверлены отверстия непонятного назначения, науке точно не
известен. В целом же эта штуковина сильно напоминает Стоунхедж и, по
всей видимости, имела такое же предназначение. А ночевали мы в
Горисе — окруженном скалами милом поселке посреди горной долины. У ребят
там был забронирован номер в "самой лучшей гостинице города” Кристи,
где мест уже больше не было, и меня отвели в конкурирующее заведение
"Khachik Bed & Breakfast”, где оказалось чуть менее пафосно, но
гораздо более душевно. Хозяин Хачик много всего рассказывал, показывал
вырубленный в скале старый погреб-кладовую, ныне не действующий и
использующийся как элемент интерьера старинный тандыр в одной из комнат,
карту мира, утыканную флажками в тех местах, откуда к Хачику приезжали
гости (пока что никого не было только из Африки, да антарктические
пингвины еще не захаживали), книгу отзывов в нескольких томах. Уезжая, я
внес свою лепту и тоже записал туда что-то хорошее. Отдельного
упоминания заслуживает ужин. Когда мы уже в темноте добрались до Гориса,
там все было закрыто, но специально для нас открыли какое-то заведение и
накрыли шикарный стол с шашлыком, вареной домашней курицей, морем
зелени и овощей, брынзой, вином, минералкой и прочими гастрономическими
радостями. На следующий день смотрели живописные скалы вокруг Гориса
и расположенный не очень далеко монастырь Татев. К нему ведет самая
длинная (вроде как) в мире канатная дорога протяженностью 5700 метров.
Сам монастырь красив, равно как и природный Чертов мост через реку в
ущелье под ним. По дороге обратно в Ереван заехали к монастырю Хор
Вирап, очень живописно выглядящему на фоне горы Арарат. Облаков было
многовато, но нам повезло — минут на 15 в них открылся просвет, и перед
нами предстала могучая гора в закатных лучах солнца. Красиво! По
мере моих отъездов и возвращений в Ереван квартира Артака и его семьи
становилась все более пустой, безлюдной и необжитой. Наконец, вчера,
накануне их окончательного отъезда в Россию, мы с Артаком вдвоем
остались ночевать в абсолютно пустынном пространстве на двух оставляемых
здесь кроватях. Сегодня гостеприимные хозяева уезжают к нам и пускай
Россия тоже будет к ним гостеприимна!
Не успел я порадоваться
установившейся погоде, как на Севане меня опять начало поливать как из
ведра. Подруливший таксист Альфред так хотел заработать, а я так не
хотел мокнуть под дождем, что мы не могли не договориться. Немаловажную
роль сыграло и то, что водитель мне интуитивно сразу понравился, и
впоследствии первое приятное впечатление замечательно подтвердилось.
Родился он в 1953 г. в деревне на берегу озера, служил в Пензе, сейчас
перебрался в небольшой город Севан. Назвали Альфреда таким неармянским
именем в честь какого-то хорошего итальянца, который сильно помог отцу
моего водителя в плену в Великую Отечественную. К россиянам относится
как к своим родным, но с русским языком у него уже не особенно хорошо —
долго не было практики. Зато хорошо с русским матерным, видимо, этот
лексикон забывается в последнюю очередь. Матерился Альфред смачно и к
месту. С трудом удавалось не смеяться и в те моменты, когда у
собеседника-экскурсовода случались некоторые лингвистические трудности,
например: — А вот здесь — пОпы!, — показывая рукой в сторону каких-то строений. — ???!!! — Ну, институт, где пОпы учатся... В общем, это духовная семинария оказалась. На
трассе Альфред накидывал, не застегивая, ремень безопасности, а при
въезде в любой поселок спешно его снимал с примерно такими словами:
"Меня здесь все знают, как бы не подумали про меня плохо”. Настоящий
джигит, вах! Порой Альфред проявлял самоуправство и отказывался
выполнять некоторые мои просьбы. Так, вместо кафе, которое мне
советовали, по настоянию Альфреда мы поехали в другое, тоже, впрочем,
вполне неплохое (жареный свежевыловленный сиг и кебаб из раков...
М-м-м-м-вкусно!). А когда у дороги продавали домашний облепиховый сок
(?), Альфред бодро прорулил мимо со словами "Это плохой человек, я тебе
запрещаю у него покупать!” Несмотря на это самовольство, в целом поездка
проходила очень хорошо, поэтому, даже когда дождь прекратился и стало
снова солнечно, я продолжил кататься с Альфредом и проехался с ним не
только вдоль Севана, но и дальше — в Дилижан, следующий пункт моего
назначения. Расстались уже под вечер, в восьмом часу. Вся почти дневная
поездка на такси обошлась не дороже, чем от Москвы до Шереметьево. Такси
в Армении вообще недорогое: из одного города в другой при желании можно
доехать за сумму, за которую у нас в столице только за ручку дверцы
подержаться дадут. Далее можно было либо ночевать в Дилижане и на
следующий день его досматривать (а досматривать было что — "Армянская
Швейцария” как-никак, красота со всех сторон), либо удовлетвориться
частичным осмотром. "Движение — жизнь”, — решил я и стал ловить машину в
Ванадзор, он же Кировакан, как его по старинке зовут все местные. Через
некоторое время рядом со мной, наконец, остановился джип, не только
ехавший в нужном направлении, но и кроме того ведомый добрым водителем.
Алик хорошо одет, на хорошей машине, уверенный в себе. Когда-то
руководил крупной текстильной фабрикой в Кировакане. В новое время
первым в городе купил фотолабораторию и начал соответствующий бизнес.
Сейчас фото уже мало печатают, у всех "цифра”, и Алик работает
директором городского кабельного телевидения. Живет по местным меркам
очень неплохо, но счастья в глазах нет. Алик талантливо рассказал много
смешных анекдотов и еще обогатил мою коллекцию афоризмов замечательной
фразой: "Хороших людей, конечно, больше, чем плохих, но плохие лучше
расставлены”. А Ванадзор мне понравился. Тихий, спокойный город, но без
духа умирания. Шикарная главная площадь, которая легко украсила бы и
какой-нибудь более крупный населенный пункт. Интересный по архитектуре
Дом культуры, несколько церквей, парки (впрочем, сильно пострадавшие в
период, когда в Армении не было газа), какой-никакой ж/д вокзал,
магазины, банки... С утра маршруткой отправился в местечко Алаверды
(!!!) в каньоне Дебед. Каньон живописен и сам по себе, но особую
прелесть ему придают древние православные монастыри. Древние в Армении
значит Действительно Древние: VI-XI века!!! XII-XIV века — "новодел”, а в
XV-XVII веках, когда мы на Руси наши древности только строили, армяне
свои уже реставрировали. Монастыри армянские изумительно красивы, но
есть у них одна особенность: многие из них в архитектурном плане сильно
похожи друг на друга. Поэтому когда ты видишь первый монастырь, он
потрясает воображение. Когда смотришь второй-третий, они просто
нравятся. Когда посещаешь четвертый и последующие, не можешь избавиться
от ощущения, что это предыдущий монастырь разобрали и собрали на новом
месте. Наконец, в какой-то момент начинаешь замечать мелкие детали и
особенности, на которые раньше не обращал внимания, и становится снова
интересно. Монастыри Ахпат и Санаин, внесенные в список ЮНЕСКО, изумляют
и восхищают независимо от того, сколько монастырей ты уже посмотрел до
того.
Решил осмотреть Лори Берд. Когда-то важнейший опорный
пункт армян на севере, крепость Лори ("Берд” собственно и обозначает
"крепость”), как и все прочие армянские крепости, неоднократно
завоевывалась разнообразными толпами разнообразных татаро-монголов и
прочих завоевателей, вследствие чего в конечном итоге пришла в упадок.
Посмотреть в Лори есть на что: неплохо сохранились крепостные стены,
храм, остатки каких-то иных сооружений. Само местоположение тоже
заслуживает всяческих похвал — на краю глубокого скалистого каньона в
точке слияния двух горных рек, шумящих внизу. ...Дорога лежала в
Гюмри, он же Ленинакан в советском прошлом. Прямую машину сразу поймать
не удалось, так что сначала добрался до печально известного по
Спитакскому землетрясению городка Спитак, затем до какой-то совсем
безвестной деревни и только третья машина доставила меня в пункт
назначения. Имена водителей, сменяя друг друга меня подвозивших, для
истории не сохранились, хотя всем троим я очень благодарен. Первый
запомнился нестандартным взглядом на семейные ценности: "Неженат — и
правильно!” Сам он, впрочем, при жене и вроде доволен. Вторыми меня
подвозили шумные молодые ребята, у которых в машине с трудом, но нашлось
место и для меня. Часто ездят на заработки в Россию, и всю дорогу
незлобно, но неприятно шутили о том, как у нас относятся к кавказцам.
Вроде и не виноват ни в чем, и оправдываться не за что, а все равно было
ужасно противно. Особенно же неловко стало, когда меня начали
приглашать в гости к ним в деревню с обещанием назавтра довезти до
Гюмри. Третий водитель оказался молчалив, как Герасим, и резв, как
Шумахер. Установив на свою Ладу спортивный руль, он использовал для езды
всю ширину дороги, включая встречную полосу, и лихо на скорости входил в
виражи. По всей видимости, только лишь обилие горных серпантинов и
нехватка прямых участков дороги помешали нам взлететь. В
черном-пречерном городе, на черной-пречерной улице, в черном-пречерном
доме... Детские страшилки — помните? Так вот, теперь я знаю, где эта
улица и где этот дом! Это в Гюмри. Здесь вся историческая застройка
представлена зданиями из угольно-черного туфа. Очень необычно и очень
красиво! В особенности старые здания, где помимо черного туфа для
отдельных архитектурных элементов применялся туф ярко-красный.
Потрясающе и невероятно выглядит выполненная из чернейшего туфа...
православная церковь! Гюмри имеет ярко выраженные черты города номер два
в стране, и его жители, как водится в таких случаях, нередко
демонстрируют ревность к Еревану, стараясь его "догнать и перегнать”. В
прошлом один из крупнейших городов Закавказья, Гюмри носит все следы
былого величия, хотя местные говорят, что сравнительно недавно был он
еще краше: в декабре 1988 года город очень сильно пострадал от
Спитакского землетрясения. Гюмри оставляет ощущение какого-то
"недобольшого” города. В центре кажется, что это чуть ли не крупный
мегаполис с населением около миллиона человек, но официально местных
жителей порядка 120 тысяч, а из любой точки центра не более чем за 5
минут можно дойти до частного сектора: собственные дома, садик-огородик,
неасфальтированные или давно асфальтированные улицы... В одном из таких
домов я и поселился. Хозяйки дома, мама и дочь Казарян, служат
наглядным доказательством того, что удача хотя бы однажды приходит в
жизнь многих людей, но обязательно надо быть готовым ее встретить, чтобы
превратить эту удачу в какие-то осязаемые результаты, а не в очередную
упущенную возможность. В 2001 году Армения праздновала 1700 лет принятия
христианства и ожидала приезда большого количества гостей от
многочисленной зарубежной диаспоры. По прикидкам властей, гостиниц для
такого наплыва явно не хватало, и к местным жителям, готовым принять
кого-нибудь у себя дома, обратились с предложением разместить эту
информацию в интернете. Казаряны, как и многие другие жители Гюмри, так и
поступили. Тогда, в 2001 году, к ним приехали какие-то три итальянки, и
об истории забыли. А много лет спустя к Казарянам в дверь постучался
составитель путеводителя Lonely Planet, нашедший старый список адресов в
интернете, и предложил включить их дом в свою книгу для
путешественников. И вот многие другие жители Гюмри отказались, а эти —
согласились, и теперь имеют регулярный источник дохода и приятное
общение с множеством интересных людей из разных стран мира. Наутро
посмотрел два монастыря, расположенных в разные стороны от Гюмри, причем
в первом монастыре Мармашен так удачно застопил микроавтобус с
немецкими туристами, что сумел вместе с ним, а не на рейсовом автобусе,
быстро вернуться обратно в город и успеть на единственную за день прямую
маршрутку до другого монастыря, Аричкаванка. В результате осмотрел оба
гораздо быстрее, чем предполагалось, и всерьез задумался над вопросом,
не посмотреть ли еще и руины древней столицы Армении, важнейшего пункта
на Великом Шелковом Пути, города Ани, в X-XI веках насчитывавшего более
100 тысяч жителей. Макет Ани в Историческом музее в Ереване выглядел
очень впечатляюще, и взглянуть на эту красоту вживую было бы очень
неплохо. Но сейчас Ани находится на территории Турции, поэтому
посмотреть на него можно только с приграничной территории, куда не
так-то просто попасть. Врожденный авантюризм и инстинкт
самосохранения чуть было не порвали меня на части, когда вопрос
разрешился самым лучшим образом. Уже отходя от второго монастыря, я
неожиданно услышал родную речь и, идентифицировав ее источник,
познакомился с Михаилом, Олесей, Ариной и Мариной. Михаил — русский
офицер на службе в Армении. Отличный парень, без какого-либо
анекдотического налета военщины, приветливый, разговорчивый, любопытный и
интересующийся многими вещами, в том числе по моей
финансово-экономической специальности назадавал кучу разнообразных
вопросов. Единственное, немного чересчур увлечен теорией заговора и
разговорами о "мировой закулисе”. Выяснив, что мои новые знакомые
имеют отношение к расквартированным в Армении российским войскам, я
решил разузнать у них побольше про Ани и пропускной режим на границе.
Выяснилось, однако, что Михаил — не пограничник, а, по его выражению,
"красноармеец”, то есть пехотинец. Зато они все тоже еще не видели Ани, у
них был выходной, и потому через некоторое время мы отправились на
встречу с древними руинами, рассчитывая на солидарность пограничников и
пехоты. Нас по дороге остановил блок-пост погранцов, внимательно
осмотревших всех нас и еще попросивших открыть багажник. Доехали мы в
итоге только до официальной точки обзора. Там вокруг красиво, но Ани
видно весьма условно, то есть без хорошего бинокля не видно совсем. Из
Гюмри я уехал сильно вечером и обратно в Ереван прибыл уже затемно. Мне
пришлось искать гостеприимства на новом месте. В этот раз меня приютил
Реза, живущий в центре Еревана иранец. Смуглый, курчавый, бородатый,
лохматый. На вид — настоящий исламский террорист, если бы не широчайшая
улыбка, приветливость и добродушный нрав. Лично общались мало и
познакомиться поближе не удалось: Реза превратил свой дом в эдакое
небольшое общежитие, в котором одномоментно может гостить толпа народа,
размер которой ограничен только количеством спальных мест и размерами
пола, на котором можно разместиться, когда спальные места заканчиваются.
В первую ночь в трехкомнатном помещении уместились человек 20-25,
включая двух соотечественников из Самары. Во вторую ночь народа было
поменьше, но тоже немало. Последний день в Армении посвятил осмотру
храма и крепости в Гарни и монастыря Гегард. Я раньше думал, что такие
только в Италии и Греции есть, а никак не в наших постсоветских
палестинах. А вот ведь есть! Вернувшись под вечер в Ереван, прошелся по
центральному рынку и сувенирным лавочкам, а затем отправился в заведение
под названием "Наша деревня”, чтобы спустить оставшиеся армянские драмы
(именно так называются местные "драматические деньги” и напоследок еще
раз насладиться армянской кухней в национальном "туристическом”
ресторане. Интереснее всего же показались лепешки с карабахскими травами
под названием "жингиалов хац”, я даже взял несколько с собой домой. На
этом мои армянские приключения подошли к концу, хотя, вероятно, через
какое-то время я сюда еще вернусь. Очень уж здесь хорошо, да и надо
все-таки выучить по-армянски слово "спасибо”, которое я так и не сумел
пока освоить. (С сокращениями) Подготовила
Елена Шуваева-Петросян
http://www.nv.am/index.php?option=com_content&view=article&id=16956:2011-12-24-07-50-18&catid=6:2009-06-06-11-26-42&Itemid=9
|